МИР ВАШЕМУ ДОМУ

Пора немного разобраться с некоторыми особенностями миротворчества России в Закавказье. Посредничество Путина в установлении армяно-азербайджанского мира создаёт новую реальность на годы вперёд.

Возвращение Азербайджану территорий, 30 лет оккупированных Арменией, победно завершает Сорокапятидневную войну с применением высокотехнологичных боевых средств и новаторской тактики в горных условиях. Успех кампании, проведённой Баку, выходит далеко за периметр этого локального ТВД.

 

Перед нами качественно новый этап в истории собственно Азербайджана: от проекта нациесторительства на основе АзССР в качестве фрагмента развалин Советского Союза до полностью консолидированного современного национального государства.

Напомню, что Трёхстороннее заявление/соглашение:

а) восстанавливает суверенный контроль Азербайджана над семью районами, которые армянские войска оккупировали с начала 1990-х годов и лишили их азербайджанского населения;
б) делит населенный армянами Нагорный Карабах на две части, находящиеся под контролем Армении и Азербайджана соответственно;
и в) разрешает долгосрочное размещение российских миротворческих войск — цель, которая ускользала от России с 1990-х годов до настоящего времени.

Линия соприкосновения от 10 ноября позволяет Азербайджану удерживать за собой районы Физули, Губатлы, Зангелан и Джебраил, которые азербайджанские силы вернули в ходе нынешней победоносной кампании. Кроме того, Кельбаджарский и Агдамский районы возвращены Арменией Азербайджану; Лачинский район будет возвращен к 1 декабря. Это завершит восстановление Азербайджаном военного, политического и административного контроля в семи районах, прилегающих к Нагорному Карабаху.

Кроме того, линия соприкосновения 10 ноября позволяет Азербайджану удерживать южную часть собственно Нагорного Карабаха. Это равносильно разделу НКАО в военном и административном отношении. Город Шуша находится под контролем Азербайджана, а административный центр НКАО Степанакерт/Ханкенди остается под контролем армян Арцаха.

Справочно:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 695 Российский миротворческий контингент завершил развертывание на территории Нагорного Карабаха и приступил к выполнению поставленных задач.

Основу контингента составляет 15 мотострелковая бригада Центрального военного округа. Командующий воинским контингентом – генерал-лейтенант Р.У.Мурадов.

Контроль за соблюдением режима прекращения огня и боевых действий осуществляется миротворческими подразделениями на двадцати трех наблюдательных постах в зонах ответственности «Юг» – на двенадцати, «Север» – на одиннадцати.

Управление Российским контингентом миротворческих сил организовано с командного пункта в СТЕПАНАКЕРТЕ.

В целях предотвращения возможных инцидентов и обеспечения безопасности российских военнослужащих организовано непрерывное взаимодействие с генеральными штабами вооруженных сил Азербайджана и Армении.

В ближайшие 3 года Азербайджан и Армения должны совместно разработать план строительства новой дороги, соединяющей Армению с НКАО через Лачинский район Азербайджана (Лачинский коридор). Азербайджан обязуется не препятствовать движению транспорта по Лачинскому коридору. Ширина коридора составляет пять километров. Степанакерт/Ханкенди является конечным пунктом уже имеющейся Лачинской трассы и, несомненно, останется конечным пунктом и новой дороги. Предлагаемая новая дорога, по всей вероятности создаст обход контролируемой Азербайджаном Шуши.

Российские миротворцы разместились в пределах контролируемой арцахскими армянами части НКАО вдоль армяно-азербайджанских линий соприкосновения. Их развертывание в этом районе началось 10 ноября и было синхронизировано с выводом армянских сил из НКАО. Сегодня численность российского контингента составляет 1960 человек мотопехоты, 90 бронетранспортеров и 380 автомашин. Штаб командования миротворцами расположен в районе Степанакерта.

Российские миротворцы охраняют существующую (в перспективе — и будущую) дорогу Лачинского коридора. Пока военное присутствие России на суверенной и эффективно контролируемой территории Азербайджана этим и ограничивается. De facto контролируемая арцахскими армянами, НКАО во всём мире признана как часть Азербайджана. Сегодня и в будущем Азербайджан в соответствии с Трёхсторонним соглашением юридически принял обязательство принимать и сохранять присутствие российских миротворцев.

На основе соглашения создан и действует миротворческий центр по наблюдению за прекращением огня. Это сделано для обеспечения минимального на данный момент присутствия Турции в системе обеспечения перемирия. На практике у нас двусторонняя российско-турецкая военная миссия наблюдателей с собственным техническим оборудованием. Она расположена на территории Азербайджана таким образом, чтобы обеспечить наблюдение за прекращением огня на определенном расстоянии от линий соприкосновения в НКАО.

Соглашение о перемирии предусматривает возобновление всех экономических и транспортных связей в регионе. В рамках общего открытия коммуникаций Армения обязуется не препятствовать движению транспорта через территорию Армении, которая отделяет западную часть Азербайджана от Нахичевани, которая была отрезана на протяжении 30 лет.

Российские погранвойска контролируют движение товаров и пассажиров по этому коридору. Дополнительные автомагистрали могут быть построены при взаимном согласии Армении и Азербайджана. Железная дорога в этом коридоре принадлежит (как и все железные дороги Армении) РАО РЖД. В этой части Армении уже давно находятся российские пограничники, охраняющие границу с Ираном. По итогам соглашения для выполнения транспортно-контрольной миссии развернуты дополнительные части Погранвойск ФСБ РФ.

Перемещенные лица и беженцы возвращаются в свои родные места в НКАО и в семь прилегающих районах. В процесс репатриации включена ООН в лице Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В начале девяностых количество азербайджанского населения, изгнанного/перемещённого с этих территорий, насчитывало около 800 000 человек по общепринятым оценкам. Почти все они бежали во внутренние районы Азербайджана. В семи прилегающих районах, где Азербайджан сейчас восстанавливает свой контроль, не было и армянского населения. В течение последних 30 лет эти территории оставались необитаемыми. Больше того, систематически обеспечивалось такое состояние дел, которое делало восстановление нормальной хозяйственной жизни в этих районах невозможным. Сегодня в эти края Россия вернула не только мир, но и хлеб.

Ранее я вам уже объяснял, что в соглашении не рассматривается главный ключевой вопрос этого конфликта — вопрос о политико-правовом статусе НКАО. Этот статус должен был применяться к территории бывшей НКАО как к анклаву с армянским большинством в Азербайджане. Сейчас эта территория разделена между частью, контролируемой Азербайджаном, и частью, находящейся под местным управлением армян Арцаха. Причем первая свободна от российских войск, а вторая охраняется российскими войсками с согласия Азербайджана. При этом вся НКАО является территорией Азербайджана в соответствии с международным правом.

А вот ещё штрих, о котором я ранее не упоминал, но теперь, полагаю, пора.

В соглашении, как известно, вообще не упоминается Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Хотя три страны-сопредседателя (Россия, Соединенные Штаты, Франция) за 30 лет таки смогли заложить основу для урегулирования конфликта в виде так называемых Мадридских принципов.

Принципы эти пылились в мидовских архивах по одной причине: Минская группа рогом упиралась против миротворческой операции России в Закавказье. Теперь Путин разрубил этот закавказский узел.

Нынешняя миротворческая операция дала России мощные рычаги влияния на Азербайджан и Армению, и позволит обеспечивать взаимодействие и укрепление связей Москвы с Баку и Ереваном на достаточно долгий срок. По крайней мере, пока не будет найдено справедливое решение проблемы. Азербайджан выиграл войну, Россия выиграла контроль над миром в Закавказье.

Такова наша дислокация.