Отставить разговоры! Вперёд и вверх, а там... Ведь это наши дроны — они помогут нам!

Над арабской мирной хатой
Гордо реет жид пархатый.
(Иосиф Бродский, «Представление»)

Сорокапятидневная война в Арцахе/Карабахе была необыкновенно насыщена информационно. И 98% информации составляли фейки. Поэтому я не стану заниматься анализом ура-патриотических сводок с одной и с другой стороны. А займусь фактами. Неопровержимый факт — небывалый масштаб применения БПЛА (больше, чем в любых других войнах на территории бывшего СССР). Старожилы не помнят, чтобы дроны применялись так массированно.

Использование Азербайджаном боевых дронов, закупленных у Турции и Израиля, полностью изменило баланс сил в этой войне. Масштабные боевые действия, начавшиеся 27 сентября, выходили далеко за линию непосредственного боевого соприкосновения войск. В общем-то нам повезло наблюдать прототип войны пятого поколения. Причем наблюдать со стороны, это важно.

Когда “байрактары” ходят по головам, для анализа не остаётся времени, а в головах не остаётся места. 

Так что да, диванные аналитики обладают в этой войне завидным преимуществом.

В целом, в первой аппроксимации можно говорить о сложившейся схеме сочетания следующих оперативно-тактических компонентов:

     

  • боевые и разведывательные дроны;

  •  

  • крупнокалиберная полевая артиллерия;

  •  

  • высокоточные ракетные комплексы;

  •  

  • тактические горнопехотные штурмовые и разведывательно-диверсионные группы.

Не будем бросать камни в азербайджанцев и в армян — они к войне готовились. SIPRI посчитал, что с 2014 по 2018 год Азербайджан серьёзно затаривался оружием в России (51% всех закупок), в Израиле (43%) и в Турции (2,8%). За этот же период 90% вооружений Армения купила в России.

Наземная техника в этой войне меня мало занимает. Поэтому большая часть анализа относится к дронам. В качестве основного ударного компонента Азербайджан использует турецкий Bayraktar TB2 вместе с израильскими разведывательно-патрульными дронами Heron TP и Hermes 4507, а также с беспилотными летательными многоцелевыми платформами Orbiter 1K и Orbiter-3.

БПЛА Hermes 4507 — это воздушный командный центр, который имеет возможность на различных высотах проникать в глубокие тылы армии Арцаха и осуществлять боевое управление группами разведывательных и ударных беспилотников.

Разведывательные дроны вскрывают местонахождение огневых позиций средств ПВО армии Арцаха/Армении, и их РЛС. После того как ПВО себя обнаружила, она уничтожается ударными дронами.

По имеющимся оценкам, в первые несколько дней с начала войны Азербайджан пустил в ход почти 1000 единиц БПЛА, как разведывательных, так и боевых. Азербайджанцам удалось вскрыть не только систему ПВО армии Арцаха/Армении, но и засечь бОльшую часть огневых позиций армян, включая наземную полевую артиллерию, РСЗО, скопления пехоты и танков. Эта задача была решена, что привело к поражению и/или выведению из строя большей части армянской боевой техники. А ещё к деморализации личного состава.

Армянские офицеры на уровне рот и батальонов утверждали, что в первые недели боёв армянская пехота вообще не применяла своё штатное стрелковое оружие. 

“На дистанции поражения автомата Калашникова мы ни разу не видели азербайджанских солдат. По нам работала только артиллерия, миномёты, РСЗО и, само собой, беспилотники” — это общее впечатление командиров армянских/арцахских пехотных частей.

Следствием применения дронов стало массовое отвлечение личного состава арцахской армии на поспешное строительство инженерных защитных сооружений. Солдаты чаще упражнялись с саперными лопатами и ломами, чем отражали атаки противника. Но в условиях полного превосходства азербайджанцев в воздухе рытье траншей, щелей и капониров давало не слишком большой эффект — все инженерные работы быстро засекались с воздуха. А вести их в ночное время не удавалось, потому что тогда резко возрастала физическая нагрузка на армянских солдат; после ночных саперных работ они просто не имели времени для отдыха в районах передовой.

Тут у нас столкновение двух эпох получается. На земле армяне с БСЛ и ломами долбят подмерзший горный грунт. А над ними гордо реет Bayraktar TB2. Этот БПЛА привязан к наземной станции, обеспечивающей эффективное боевое управление в радиусе 150 километров (что покрывает линию фронта и глубокий тыл армии Арцаха чуть более, чем полностью). И несёт коллекцию боеприпасов “воздух-поверхность”, включая бомбы лазерного наведения. Кстати, три недели тому (20 октября) армянам таки удалось его достать. Но это случилось всего дважды за всю войну (второй “байрактар” армяне сбили 8 ноября, за двое суток до окончания боёв).

Армия обороны Карабаха пыталась преодолеть господство Азербайджана в воздухе, применяя ЗРК «Оса» и «Стрела-10». Однако против БПЛА их боевые возможности оказались сильно ограниченными. Главным образом это объясняется фиксированным количеством воздушных целей, которые может одновременно вести каждый из упомянутых выше ЗРК. То есть при массированном применении дронов средства электронного обнаружения у “Осы” и “Стрелы-10” просто не могут захватить цель. Не могут сделать правильный выбор и определить приоритет уничтожения находящихся на подлёте объектов. Кроме того по малоскоростным целям эти ЗРК работают плохо. При этом активная работа штатных РЛС этих ЗРК сводит на нет всю маскировку. Так что комплексы несли большие потери, хотя им и удавалось поражать воздушные цели.

Всего Азербайджан потерял:

     

  • 2 БПЛА Bayraktar TB2;

  •  

  • 10 беспилотных камикадзе Ан-2

  •  

  • 17 БПЛА IAI Harop

  •  

  • 1 БПЛА Orbiter 1K

  •  

  • 1 БПЛА IAI Harpy NG

Ну, и чтобы два раза не вставать, за милых дам! за географию ТВД в Арцахе/Карабахе скажу вам. Военно-географический очерк Арцаха/Карабаха рисует нам высокогорный регион с небольшими участками равнинных территорий. Два горных хребта образуют зоны, изолированные от Армении и Азербайджана. Один из них известен как Муровдагский хребет (северная часть Нагорного Карабаха), протяженность которого составляет около 70 км (самая высокая точка это гора Гамиш 3724 метра). В 1993 году этот район стал местом тяжёлых затяжных боёв, победили тогда армяне. Сегодня Азербайджан заявляет, что Муровдаг полностью взят под его контроль. И это позволяет азербайджанцам обеспечить, в случае необходимости, быстрый выход к стратегически важной дороге, по которой шло военное снабжение из Армении в Кельбаджар и Агдере.

Второй хребет — это Арцахский хребет, основная часть которого лежит на юго-востоке Карабаха. Высшая точка — гора Кирс на высоте 2725 метров. И, разумеется, собственно Карабахское нагорье (самая высокая точка 3616 метров), которое превращает ТВД в сложный в географическом, военном и логистическом отношении регион.

Как я вам уже рассказал выше, в Сорокапятидневной войне потребовались оперативно-тактические решения, позволяющие интегрировать военно-географические особенности территории, ландшафта и рельефа с особенностями применяемого оружия и используемых военных технологий. Мы в эти шесть с половиной недель наблюдали в реальной боевой обстановке, как танки и прочая бронетехника оказались бесполезны в горах, когда в воздухе находятся разведывательно-ударные БПЛА и боевые дроны, включая дроны-камикадзе. Дроны висели в воздухе круглосуточно. А вот ни одной танковой атаки развернутым фронтом мы не увидели. Даже на уровне танковой роты, не говоря уже о действиях танковых батальонов и выше.

Так же произошло и с артиллерией. БПЛА эффективно взаимодействуют с миномётами, гаубичной артиллерией и РСЗО, которые ведут огонь с закрытых позиций по узлам обороны противника. В значительной степени были расширены возможности для вызова огневой поддержки с целью интенсивной обработки переднего края противника. Резко улучшилась корректировка огня артиллерии всех видов.

Беспилотники успешно контролировали все эти горные районы, и долины, и перевалы. Согласно большинству тактических наставлений и полевых уставов, горная местность в высшей степени удачно подходит для длительной обороны, сковывая и затрудняя действия наступающих частей. Считалось, что тут и партизанщину можно успешно развернуть, и вгрызться в скалы. Однако массированное использование БПЛА в Арцахе/Карабахе изменяет прежние тактические взгляды на горную войну. Армянам, во всяком случае, горы не помогли.

Такова их дислокация.

(последует)