Современная экономика зависит от нескольких десятков редких металлов

Более полувека назад глобальная экономика зависела примерно от десятка различных материалов. Наиболее важные вещи делались из дерева, глины, железа, меди, золота, серебра и нескольких разновидностей пластика.

Сегодня всё изменилось. Появились технологические новинки (от автомобилей с гибридным приводом и айфонов до жидкокристаллических телевизоров) производство которых невозможно без использования десятков различных металлов и сплавов.

Обычный компьютерный чип представляет собой сочетание около 60 элементов (среди которых, например, европий и диспозий), необходимых для оптимизации его работы.

В этой связи возникает вопрос: что произойдёт, если хотя бы часть этих ценных металлов закончится? Допустим, произойдут гражданские волнения в одном из добывающих регионов, или Китай решит сохранить свои запасы стронция для собственных нужд? Сможем ли мы найти замену? Насколько современное общество зависит от этих редких материалов?

Для того чтобы получить ответы на эти вопросы Национальная академия наук США провела анализ 62 материалов, широко используемых в современной индустрии на предмет возможной замены для них. Специалисты выяснили, что, по меньшей мере, для десяти материалов адекватных заменителей либо не существует, либо они недоступны, а «идеальных» замен не нашлось ни для одного из 62 материалов. То есть недостаток любого из этих материалов может привести к большим проблемам для той или иной отрасли промышленности.

В таблице ниже совершенно незаменимые элементы помечены красным цветом. Это марганец, магний, иттрий, родий, рений, таллий, лантан, европий, диспрозий, тулий и иттербий:

Периодическая таблица с индикатором возможности замены элемента по 100-бальной системе. «0″ означает, что для элемента существует почти «идеальный» заменитель, который может выполнять практически те же функции, что и оригинал. «100″ означает, что для элемента не существует адекватной замены в отношении всех или большинства способов его применения.

Современная экономика зависит от нескольких десятков редких металлов

Как американское правительство ведет войну с наличными

Под прикрытием многочисленных выдуманных войн, как например, с террором, наркотиками, уклонением от налогов и организованной преступностью, американское правительство уже давно ведет скрытую войну с наличными. Один из симптомов этой войны в том, что банкнота в $100, чья беспрерывно падающая покупательная способность сегодня значительно ниже покупательной способности банкноты в €500, остается крупнейшей деноминацией американской валюты.

Американская валюта ранее эмитировалась в деноминациях до $10,000 (включая также банкноты по $500, $1,000 и $5,000). Была даже банкнота в $100,000 для расчетов между Федеральными резервными банками. Соединенные Штаты прекратили печать банкнот крупных деноминаций в 1945 году и официально прекратили их эмиссию в 1969 году, когда Фед начал изымать их из обращения. С тех пор крупнейшей банкнотой в обращении остались $100. Но с 1969 года инфляционная монетарная политика Феда вызвала девальвацию американского доллара на 80%, поэтому 100-долларовая банкнота в 2010 обладала покупательной способностью лишь $16,83 1969 года. Это меньше, чем покупательная способность 20-долларовой банкноты в 1969 году!

Несмотря на такую огромную девальвацию, Федеральная резервная система упорно отказывается печатать банкноты большего номинала. Это сделало большие кассовые операции крайне неудобными и заставило американцев неразумно часто пользоваться системами электронной оплаты. Конечно, именно в этом суть намерений правительства США. Целью непрекращающегося нарушения давних законов о финансовой конфиденциальности является облегчение контроля за экономической жизнью граждан и отмена права на финансовую тайну, якобы для обеспечения их безопасности от колумбийских нарко баронов, Аль-Каиды, налоговых преступников и других мерзавцев из мира белых воротничков.

Теперь война с наличными началась и в других странах. Несколько месяцев назад мы получили сообщение о том, что Италия снизила порог на размер транзакций с наличными с €2,500 до €1,000. Итальянское правительство предпочло бы снизить этот порог до €500 или даже до €300, но решило, что итальянцам надо дать время, чтобы те привыкли к новым ограничениям. Принятие этих мер объясняется тем, что несдержанное в своих расходах итальянское правительство пытается сократить государственный долг размером в €1,9 трлн и таким образом борется с уклонением от налогов, которое «стоит» правительству приблизительно €150 млрд в год.

Роскошный стиль жизни итальянской правящей элиты резко контрастирует с тем, как живут простые итальянцы, несущие самое маленькое бремя потребительских долгов в Еврозоне и являющиеся самыми активными вкладчиками. Они очень редко пользуются своими кредитными картами в отличие граждан других стран Еврозоны. Культура наличных настолько укоренилась в Италии, что 7,5 млн итальянцев вообще не обладают чековыми счетами. Теперь большинство таких «небанковских» итальянцев насильно затолкнут в банковскую систему, чтобы невероятно коррумпированному итальянскому правительству было проще за ними шпионить и вторгаться в их частную жизнь. Естественно, что итальянские банки, берущие 2% за транзакции по кредитным картам и комиссии за пользование дебетовыми счетами, заработают огромные деньги от принятия этого закона. Как заметил скандальный бывший премьер Берлускони (Berlusconi): «Есть реальная опасность превращения в фискальное полицейское государство». В действительности надо просто посмотреть на то, что происходит сегодня в США, чтобы понять, что ожидает граждан Италии.

Тем временем война с наличными в Швеции набирает обороты, хотя участие государства там не так заметно. В шведских городах наличные больше не принимаются в государственных автобусах, а билеты надо покупать заранее через смс на мобильном телефоне. Многие малые бизнесы отказываются от наличных, а некоторые банки вообще перестали с ними работать. В некоторых шведских городах вообще больше нельзя пользоваться наличными в банках. Даже церкви теперь принимают электронные пожертвования от прихожан и устанавливают устройства для приема платежей. Объем операций с наличными равняется 3% экономики Швеции, тогда как для Еврозоны этот показатель — 9% и 7% для США.

Ведущим сторонником движения за отмену наличных является никто иной как Бьорн Ульвеус (Bjorn Ulvaeus), бывший участник группы ABBA. Придурковатый поп идол, чьего сына трижды ограбили, считает, что мир без наличных будет означать рост безопасности граждан! Люди более сообразительные, чем Ульвеус указывают на еще одно «преимущество» электронных транзакций: они оставляют электронный след, который с легкостью может отслеживать государство. Таким образом, в отличие от стран с сильной культурой наличных (Греция и Италия), в Швеции значительно более низкий уровень коррупции. По словам «эксперта» по теневой экономике: «Если люди используют больше карт, они реже участвуют в теневой экономике». То есть прячут свои потом заработанные доходы от государственного грабежа.

Как американское правительство ведет войну с наличными

7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?

Мы проанализировали самые важные изменения медийного ландшафта в прошлом году и постарались выделить основные тренды, которые будут влиять на СМИ в 2014 году.
Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»
Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №1/2014
1. Роботы-журналисты
Автоматически созданными текстами и в 2013 году мало кого можно удивить. Многие спортивные трансляции уже сейчас ведутся на сайте, скажем, sports.ru с помощью скриптов, обрабатывающих статистику того или иного матча. Читатели даже жалуются порой: как-то суховато сегодня матч комментируют. А на портале деловых новостей finmarket.ru робот создает новости на основе информации о торгах, накопленной за день. 3 декабря своего робожурналиста запустил и «Яндекс»: автоматические тексты на основе информации о пробках поведают читателям о дорожной ситуации в городах России.

В 2014 году мы увидим расширение жанров роботизированной журналистики и улучшение ее качества. Те же sports.ru работают над автоматическими фильтрами, которые сделают сухой текст трансляции похожим на речь Василия Уткина или Виктора Гусева, добавив характерные для ведущих обороты, любимые шутки и даже курьезные оговорки.
Взрыв разнообразной носимой электроники (браслеты с датчиками сердцебиения, шагомеры с термометрами) расширит объемы автоматической информации, на основе которой можно будет писать роботизированные тексты. Представляете, сколько людей подписалось бы на автоматические оповещения о состоянии здоровья Кейт Миддлтон незадолго до рождения ее сына, если бы у них была такая возможность?
2. Больше работающих моделей монетизации контента в интернете
2013 год был отмечен ростом введения «пейволлов» (платных моделей доступа к контенту в интернете), правда, в первую очередь в США и европейских странах. «Умные» модели доступа не перекрывали трафик резко и для всех, но начинали приносить деньги от так называемых «тяжелых пользователей», которым было нужно больше, чем 10, 20, 30 статей в месяц, – планку каждый издатель задавал сам.
В России об успешном внедрении пейволла пока говорят только «Ведомости». Телеканал «Дождь» ввел платную подписку на эфир и архив совсем недавно и пока не раскрывает результаты этого хода.
Остальные СМИ пытались заработать, например, на брендированном контенте (его еще называют нативной рекламой). Тут, конечно, отличился американский Buzzfeed, который получает основную долю трафика из социальных сетей и создает контент с высоким потенциалом вирусного распространения. Навыки журналистов издания по созданию такого контента оказались весьма востребованы и у рекламодателей – все рекламные проекты на Buzzfeed были созданы при участии сотрудников и показали неплохие результаты.
2014 год должен принести СМИ новые модели монетизации контента в интернете. Стартапов, которые экспериментируют на этом поле, много уже сейчас, но никому из них пока не удалось громко заявить о себе.
Австралийская Newsmodo, например, выступает в качестве агрегатора фрилансеров по всему миру и продает их истории и мультимедиа солидному пулу клиентов-СМИ. Цена варьируется в зависимости от степени эксклюзивности контента, сама площадка зарабатывает на проценте от каждой сделки.
3. Новые жанры в журналистике
Интернет и социальные сети перепахали традиционное поле журналистских жанров. К примеру, 2013 год был ознаменован появлением так называемой “журналистики скриншота”. Термин появился в отраслевых блогах и специализированных СМИ, связанных в первую очередь со стартапами и интернет-сервисами.Название самоочевидно и предполагает публикацию статьи на основе скриншотов (снимков экрана) email-переписки, сообщения в социальных сетях, комментариев к предыдущим материалам. В общем, для нишевых СМИ, которые не могут довольствоваться постоянным потоком новостей с лент, скриншотирование заявлений в соцсетях значимых для тусовки персон стало еще одной возможностью создавать больше контента. Лучше всего в жанре “журналистики скриншота” удаются, конечно же, споры и дебаты, например, на фейсбуке. Формат позволяет сохранять не только орфографию и пунктуацию, но также аватар, геотег и прочие атрибуты оригинального сообщения.

Какие еще новые жанры могут появиться в 2014? Ну, например, журналистика повседневных снимков.
1 ноября увидел свет первый коммерческий образец фотокамеры Memoto Narrative. От сотен тысяч моделей других камер ее отличает предполагаемый способ использования: камера должна крепиться к вашей одежде и делать автоматические снимки через каждую минуту. Важный момент: все снимки в обязательном порядке геотегируются, то есть привязываются к местности, так что при желании можно будет восстановить любой маршрут по опорным точкам.
Хотите прожить день актера? День доктора? День водителя? А за знаменитостями журналисты сами будут бегать, предлагая повесить на них камеру всего на один день.

Блат в России

Роль блата в становлении рыночной экономики

Процессы политической и экономической либерализации, на­чавшиеся в 1985 году, привели к радикальным изменениям в Рос­сии: были разрушены не только партийная и государственная ин­ституциональная система и органы регионального управления, оказались под ударом и повседневные практики, включая взаимо­действия в первичных группах, дружеское общение и личные свя­зи. Политические и экономические реформы 90-х, и, так называе­мая,   «шоковая терапия», увенчавшаяся децентрализацией планиро­вания, устранением государственного ценообразования и привати­зацией общественной собственности, привели к еще более глубо­ким социальным изменениям. Такие изменения оказали серьезное воздействие на преобразование блата. Аналитически можно выде­лить, однако, две стадии взаимного влияния: во-первых, вклад блата в претворение рыночных реформ; а во-вторых, роль рынка в разрушении сред распространения блата. Остановимся на первом.

Первая волна российских предпринимателей, которая появилась в период 1988—1991, когда впервые была разрешена организация кооперативов, коммерческой и финансовой деятельности и т.д. , во многом обязана блату.

"Многие пытали счастья, но только те, у кого было то, что тогда называлось блатом, оказались успешливы. В отличие от второй вол­ны предпринимателей, сформировавшейся из высших эшелонов со­ветской бюрократии или номенклатуры, капитал, аккумули­рованный блатниками, не был связан ни с производством, ни с соб­ственностью."

Как источник нового предпринимательства, блат имел двойное значение. Во-первых, знакомства и связи предоставляли доступ к общественным ресурсам, которые вовлекались в частный бизнес на льготных условиях; во-вторых, практические навыки установ­ления и поддержания контактов, изобретательность в обхождении бюрократических препятствий и улаживании проблемных ситуа­ций, уже имеющиеся контакты и заделы доверия, стали абсолют­но незаменимы в сложном процессе становления рыночной сфе­ры.

Данные исследования 1991—1992 годов показали, что личные контакты сыграли решающую роль в развитии малого бизнеса. Поскольку организация собственных предприятий была непри­вычным для большинства делом, помощь, информация, совет, распространяемые по личным каналам, и наличие необходимых контактов стали необходимым условием создания собственного бизнеса. По свидетельству первых бизнесменов, оформление и прохождение документов на регистрацию фирмы, как правило, осуществлялось с помощью друзей и знакомых. Даже когда появи­лась платная услуга по подготовке и оформлению регистрацион­ных документов, неформальные контакты не потеряли своей зна­чимости. Последние гарантировали надежность информации и проверенность рекомендаций. Многие респонденты отмечали, что бизнес был обречен на зависимость от неформальных контактов и связей, поскольку не развита контрактная система, нет эффектив­ных механизмов контроля, санкционирования и разрешения кон­фликтных ситуаций. Таким образом, неформальные отношения и личное доверие в начальной стадии развития бизнеса становились гарантией.

Еще один важный момент, упоминаемый многими — преодоле­ние административных и финансовых трудностей, а таких трудно­стей неисчислимое множество, начиная с регистрации, поиска по­мещения и открытия банковского счета и кончая поиском допол­нительных кредитных средств и финансовой отчетностью.

Подсдача государственными учреждениями помещений частным фирмам, часто на льготных условиях, означала наличие нефор­мальных отношений сторон и инициацию отношений «взаимопомощи» между арендодателем и арендатором, который зачастую являлся сотрудником того же самого учреждения или другом-знакомым-родственником руководства. Административные навыки и личные связи, наработанные в годы расцвета блата, сыг­рали на руку «активным» членам общества. Особенно необходи­мым было использование контактов для получения информации: об изменении налогообложения, о партнерах и банках, о возмож­ностях и специфике рынка. На более продвинутой стадии бизнеса связи в местной администрации, милиции, налоговой полиции, на транспорте и в таможне назывались решающими.

Бизнесмены — респонденты моего исследования — приводили множество примеров, позволяющих понять роль блата в этом от­ношении. Владелец фирмы и магазина дорогой одежды пояснил, что:

«В большой степени успех начатого бизнеса зависел от наслед­ства, которое досталось тому или иному предпринимателю от со­ветского времени. Связи, возможно, были не таким большим на­следством, как власть или деньги, но и не маленьким. Те, кто на­чал бизнес в конце 80-х — скажем, выпускники экономического университета моего факультета — все были умные, примерно оди­наковые. И еще раз подтвердилось то, что реально мог вырасти только тот, у кого были связи, родственники, родители, которые помогли с возможностью иметь наличку в необходимый момент и в необходимых объемах, которой у других не было. Профессорские, генеральские дети, они и раньше не смешивались с обычными сту­дентами, и с этим же кругом знакомств они вошли в бизнес. А по­скольку у нас кроме головы ничего не было, то все и оказались на одном уровне. Кому-то лучше, кому-то чуть хуже. Даже у самых успешливых — примерно так же, хотя кто-то начинал на компь­ютерном буме, то есть раньше других, а кроме этого у него род­ственник был в Казахстане на государственном предприятии, от­куда он брал деньги. Большие деньги он вкладывал в спекуляцию компьютерами, и объемы были большие. Ведь так или иначе весь бизнес начинался со спекуляции.»

А.В.Леденева, «ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА: ТРАНСФОРМАЦИЯ БЛАТА В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ», «Мир России», 1997г., №2

Спортсмены сожрали физкультурников

Постсоветская модель спорта существует за счет дотаций, в то время как фокус на массовом участии позволит спорту не только самоокупаться, но и приносить прибыль, утверждает преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Андрей Адельфинский в докладе «Социально-экономическая модель спорта», который был представлен на ежегодной конференции «Новой экономической ассоциации» в декабре этого года в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Спортсмены «сожрали» физкультурников

Идеолог современных Олимпийских игр барон Пьер де Кубертен полагал, что состязания элитных спортсменов должны мотивировать обывателя заниматься спортом: «чтобы сто человек занимались физической культурой…., нужно чтобы пять человек показывали удивительные результаты». Получается своеобразная пирамида, на вершине которой элитные атлеты, а в основании массовый спорт, или физкультурное движение.

Той же идеи, похоже, придерживается современное российское руководство. «Развитие спорта высоких достижений автоматически приводит к развитию физической культуры, к тому что люди становятся более здоровыми», – такое заявление премьер-министр Дмитрий Медведев сделал еще 2008 году будучи президентом России.

На практике спорт высших достижений с его жестким селективным отбором, высокими затратами и неутилитарными формами состязаний уже не является достаточным мотивирующим фактором для активных любителей. Более того, элитный спорт и массовый давно конкурируют между собой.

Проблема была осознана еще в советские годы. «С началом перестройки в нашей прессе было опубликовано большое количество тезисов, утверждающих что “спортсмены” “сожрали” “физкультурников”, – отмечает Андрей Адельфинский. – Один продукт производства вытеснил другой».  Постсоветская модель спорта, по мнению эксперта, делает ставку на производство элитных (профессиональных) спортсменов, а цель спортивных мероприятий – лишь выявление сильнейших. Массовому потребителю спортивные соревнования преподносятся исключительно, как зрелище. Итог неутешителен – в современной России процент людей, систематически занимающихся спортом, в восемь раз ниже, чем в Германии.

В развитых странах набирает силу альтернативное течение – спорт массового участия. То есть те состязания и те виды, в которых наряду с элитными спортсменами могут соревноваться все желающие. Такая модель, с точки зрения экономики, выигрывает у постсоветской модели, настаивает автор исследования.

Рассмотреть экономическую составляющею обеих систем предлагается на примере триатлона (включает плавание, велогонку и бег по шоссе). Это один из самых быстроразвивающихся на Западе видов спорта – за последние десять лет, по данным Андрея Адельфинского, в США, Великобритании и Германии число членов федераций триатлона удвоилось, а в Испании – утроилось.

Спортсмены сожрали физкультурников

По поводу внутренних вопросов

...Или можетъ быть господствующая теперь печать тогда-то и развернетъ передъ нами программу новой жизни, которую теперь такъ тщательно скрываетъ? Ахъ, какая должно быть это любопытная, прекрасная и совершенно самобытная программа, если только она есть въ дѣйствительности. Но мы думаемъ, что такой программы нѣтъ, что нетолько такой, но даже никакой нѣтъ программы у печати, про которую мы говоримъ. И въ этомъ-то вотъ все и дѣло и вся бѣда побѣдительницы. Весьма возможно, что по окончанiи сумятицы она просто скажетъ: «Ну, господа, а теперь будемъ ждать появленiя Жуковскихъ, которые намъ и укажутъ, что надлежитъ дѣлать».

И въ самомъ дѣлѣ: не очевидно ли, что вопросы о домашней прислугѣ, бракоразводныхъ дѣлахъ и т. п. гораздо меньше вопросы, чѣмъ отлыниванiе отъ очередныхъ вопросовъ и дѣлъ. Не очевидно ли, что всѣ эти вопросы, не исключая и транзитнаго, притянуты за волосы, по случаю общественной скуки и пустоты жизни, которую благопопечительныя газеты желаютъ наполнить серьёзнымъ содержанiемъ, что одними этими вопросами живъ не будешь и разрѣшенiемъ только однихъ ихъ ничего не разрѣшишь. «Московскiя Вѣдомости» въ особенности взмыливаютъ теперь транзитный вопросъ. Вотъ уже въ теченiи нѣсколькихъ мѣсяцевъ у нихъ тянутся статьи по этому поводу, дышащiя настоящимъ пламенемъ, и корреспонденцiи, подписанныя нетолько русскими фабрикантами и торговцами, но и рабочими (больше, впрочемъ, торговцами и фабрикантами). Смыслъ всѣхъ этихъ статей и корреспонденцiй одинъ и тотъ же: если, молъ, закавказскiй транзитъ будетъ существовать, то иностранцы проникнутъ съ ихъ товарами и вытѣснятъ насъ нетолько изъ Персiи, но даже изъ среднеазiатскихъ нашихъ владѣнiй, стоившихъ намъ столькихъ денегъ и крови; русская промышленность въ самыхъ отдаленныхъ и разнообразныхъ углахъ Россiи понесетъ огромныя, миллiонныя потери, множество фабрикъ раззорится, рабочiе останутся безъ работы и безъ хлѣба и т. д. Смыслъ всего этого, говорю я, самый простой: законопачивайте всѣ щели отъ иностранцевъ и давайте привилегiи русскимъ фабрикантамъ и заводчикамъ, а они, прiобрѣтя возможность продавать въ тридорога свои товары, не забудутъ русскихъ рабочихъ и государственную казну. Все это, говорю я, не ново и очень просто, только руolсскiе рабочiе и государственные интересы здѣсь какъ будто бы ни при чемъ.

Вопросъ о закавказскомъ транзитѣ, какъ бы ни вздували, останется по прежнему маленькимъ вопросомъ, маленькимъ и по сущности своей и по практическимъ своимъ послѣдствiямъ. Это прежде всего вопросъ закавказской желѣзной дороги и тѣхъ немногочисленныхъ нашихъ фабрикантовъ и торговцевъ, которые снабжаютъ нѣкоторые азiатскiе рынки небольшимъ количествомъ нашихъ произведенiй. Сторонники закавказской желѣзной дороги желаютъ, разумѣется, свободнаго провоза иностранныхъ товаровъ, чтобы дорога имѣла больше грузовъ; а сторонники фабрикантовъ и торговцевъ, не могущихъ вступить въ открытую конкурренцiю съ иностранною промышленностью, желаютъ прегражденiя имъ доступа нетолько въ Азiю, но и въ наши предѣлы, такъ какъ боятся болѣе высокаго ихъ качества и дешевизны. Вопросъ о транзитѣ тѣсно связывается ими съ покровительственными пошлинами вообще и съ эксплуатацiей нашего азiатскаго населенiя. Населенiе заинтересовано, конечно, прежде всего въ томъ, чтобы за хорошiй товаръ платить дешевле, т. е. заинтересовано прежде всего въ качествѣ потребителя, а затѣмъ оно не можетъ быть равнодушно и къ другимъ послѣдствiямъ большой и правильно поставленной торговли, т. е. къ тому заработку, который достается на долю извоза, храненiя и разныхъ другихъ торговыхъ операцiй, и, наконецъ, по крайней мѣрѣ, относительно произведенiй нѣкоторыхъ отраслей промышленности (напр. машинной и желѣзодѣлательной), оно заинтересовано въ свободѣ торговли и въ качествѣ производителя. Ему чрезвычайно важно получать, напр., хорошiя земледѣльческiя орудiя и хорошiя машины, чтобы имѣть возможность поставить скорѣе въ правильное положенiе мѣстную промышленность. Въ этомъ случаѣ интересы одной заинтересованной стороны близко совпадаютъ съ интересами населенiя, но еслибы закавказская желѣзная дорога стала думать только о себѣ и, желая помирить свои выгоды съ интересами русскихъ торговцевъ и фабрикантовъ, путемъ какого-нибудь компромисса, предложила въ этихъ видахъ общее повышенiе провозной платы на всѣ грузы (какъ идущiе транзитомъ, такъ и въ наши предѣлы) или что-нибудь подобное, то, само собою разумѣется, интересы ея также далеко разошлись бы съ интересами населенiя, какъ и интересы другой стороны. Это было бы равносильно раздѣленiю выгодъ на двѣ части и установленiю высокихъ покровительственныхъ пошлинъ на иностранные товары, при чемъ онѣ поступали бы только не въ пользу казны, а въ пользу желѣзной дороги. Конечно, поступленiя закавказской желѣзной дороги тѣсно связаны съ поступленiями въ казну, съ исправностью ея платежей правительству, которые, съ закрытiемъ транзита или введенiемъ покровительственныхъ пошлинъ, должны значительно уменьшиться (закавказская желѣзная дорога, говорятъ, опредѣляетъ свои потери отъ закрытiя транзита приблизительно въ 400 тысячъ рублей въ годъ), но, при повышенiи провозной платы на товары, идущiе въ наши предѣлы, ея прибыли все равно легли бы въ концѣ концовъ на тоже населенiе въ цѣнѣ товаровъ. Еще менѣе основательна, разумѣется, другая сто-рона, интересы которой даже косвеннымъ образомъ не совпадаютъ съ интересами населенiя и которое имѣетъ въ виду только одну цѣль — поставить въ искуственное привилегированное положенiе свои дурно устроенныя фабрики, еле прокармливающiя рабочихъ и постоянно жалующiяся на дороговизну заработной платы, хотя она значительно ниже европейской платы. Эта сторона старается представить маленькую Персiю, чѣмъ то въ родѣ Индiи для Англiи, куда, нетолько по отсутствiю желѣзныхъ дорогъ, но и по самому качеству и цѣнѣ нашихъ произведенiй, нашимъ фабрикантамъ долго еще не проникнуть. Она помнитъ наполеоновскую континентальную политику и желала бы изъ Поти и Батума блокировать всю Европу. Она слыхала про колонiальную систему Англiи и думаетъ, что промышленность не можетъ иначе и существовать, какъ только на счетъ колонiй и эксплуатацiи менѣе развитыхъ въ промышленномъ отношенiи странъ. Она не думаетъ о томъ, что страны эти уже почти всѣ захвачены европейцами, имѣющими неизмѣримо болѣе развитую промышленность и конкуррировать съ которыми мы можемь развѣ только двумя способами — либо штыкомъ, либо усовершенствованiемъ и развитiемъ своей промышленности совершенно особыми путями. Будучи по большей части большими самобытниками и не спуская самобытности съ языка, они повторяютъ только европейскiе зады, не могутъ отнестись критически къ переживаемому европейскою промышленностью моменту и предусмотрѣть тѣхъ перемѣнъ, какiя ей предстоитъ испытать, какъ въ своей организацiи, такъ и въ направленiи, чтобы опредѣлить для Россiи иной путь и избавить ее отъ вѣчнаго повторенiя задовъ. Они не могутъ представить себѣ промышленности, разсчитанной прежде всего на внутреннiя потребности страны и главнымъ образомъ на потребности народа (какъ на потребности самыя ближайшiя и самыя правильныя), не могутъ представить себѣ, что промышленность можетъ сдѣлать въ этомъ направленiи весьма важные и быстрые успѣхи. Эго, конечно, нѣсколько посложнѣе вопроса о закавказскомъ транзитѣ и не можетъ доставить такого удовольствiя гг. фабрикантамъ, торговцамъ и ихъ пламеннымъ защитникамъ, вѣчно хлопочущимъ о какихънибудь привилегiяхъ и вымогающимъ у государства для себя разныя льготы; но это вопросъ первостепенный, къ которому нетолько вопросъ о транзитѣ, но и вообще вопросъ о покровительственной системѣ относится уже какъ вопросъ второстепенный, какъ вопросъ времени и условiй торговой политики.

«Отечественныя записки», 1883, № 2 февраль, Отд. II, с. 232—235

Постдемократия в эпоху мировых финансовых рынков

И социально-демократические, и либерально-плюралистические теории, а также их выводы в отношении уровней, видов и социального распределения коллективных практик, сейчас являются пережитком прошлого, как в аналитическом, так и в нормативном смысле. Они потеряли актуальность после переломных моментов, пережитых демократическим капитализмом во второй половине 1970-х и далее после 1989 года. То, чего нам абсолютно не хватает, однако, — это теория или нормативные обоснования текущих реалий, когда экономические ресурсы определяют повестку дня и принятие решений в политическом процессе, в то время как сами владельцы этих ресурсов и результат распределений, обусловленный рынком, все менее и менее сдерживаются социальными правами и политическим вмешательством. Наоборот, последние в значительной степени предоставлены в распоряжение экономических «императивов». Обратите внимание, что в отличие от социально-демократической модели, нынешнее состояние глобализированного финансового рынка имеет обратную зависимость: рынки задают повестку дня и устанавливают (финансовые) ограничения общественной политики, а общественная политика, в свою очередь, мало что может сделать для ограничения сферы действия и динамики непрерывно растущего рынка — если только политические элиты не готовы самоубийственно проверять на себе мощь ответного удара «рынков». И все же перед нами — та же логика повсеместного превосходства накоплений, дохода, производительности, конкурентоспособности, жесткой экономии и рынка над сферами социальных прав, политического перераспределения и устойчивости. Беззащитность этих сфер перед ней — это то, что правит в современной версии капиталистической демократии (или скорее «постдемократии» — Crouch 2004) и вероятно будет править в течение еще множества лет (Streeck 2011a). Эта логика в том виде, как она разворачивается перед нашими глазами и на глобальном уровне, достаточно сильна и, по-видимому, неоспорима, а поэтому превалирует, несмотря на свою чрезмерную фактичность и отсутствие какой-либо нормативной теории, — как суровая реальность, лишенная каких-либо оправданий.

Одним словом, функционирование этой логики начинается с категоричного отрицания наличия любого противоречия между правами людей и правами владельцев собственности, социальной справедливостью и справедливостью собственности и рынка. В определенной степени правительства национальных государств несут ответственность за первое и являются адресатами соответствующих требований и жалоб, т.е. «голосов». Их довольно сильно заглушают громкие и повсеместные требования жесточайшей экономии. Необходимость этого требования и в то же время сложность его удовлетворения определяются тремя факторами. Во-первых, нужно помочь потерпевшим крах (или почти потерпевшим крах) финансовым институтам, которые считают правительства своими предпочтительными заказчиками. Во-вторых, правительства не смогут справиться со своими финансовыми проблемами при помощи повышения налогов, потому что это становится нагрузкой для частных инвесторов в «реальной» экономике, не способствуя их инвестициям внутри страны. В-третьих, расходы сократить невозможно, потому что еще большая доля затрат на систему социального обеспечения, которая до настоящего времени покрывалась «парафискальными» механизмами участия, должна покрываться из общей прибыли (в случае если трансферы нельзя сократить) для того, чтобы снизить нагрузку на работодателей. Загнанное в этот треугольник ограничений государство больше не является приемлемым поставщиком того, что все игроки на стороне потребления могут от него хотеть. Чтобы заполучить хоть какое-то пространство для маневра, оно подвергается вынужденному преобразованию от классического (по Шумпетеру) «налогового государства» в «одалживающее государство». То есть расходы покрываются не текущими, а прогнозируемыми доходами будущих периодов, ожидаемая налоговая база которых, однако, съедается увеличивающейся долей государственного бюджета, идущей на обслуживание долга (вместо того чтобы оплачивать предоставление услуг и инфраструктуры). Вместе со Штрееком (Streeck 2007: 32, 34) мы можем говорить об «ослаблении возможностей государства» и «истощении имеющихся в его распоряжении ресурсов». Эндемичный финансовый кризис «предвосхищает демократический выбор» (Streeck 2010: 5); гражданам просто приходится мириться с фактом, что изголодавшееся финансово государство — неподходящий собеседник, когда дело доходит до требований, касающихся «затратной» политики.

Постдемократия в эпоху мировых финансовых рынков

Отношение местного населения к партизанам

Попытки точного определения отношения местного населения района Ельни и Дорогобужа к партизанам и немцам затрудняет недостаток относящихся к этой проблеме сведений. Никаких советских источников по этой теме обнаружено не было. Немцы находились на границах этого района, и им было мало что известно о происходящем в нем в тот период, когда он находился под контролем партизан. Большинство допрошенных немцами были дезертирами, стремившимися говорить то, что хотел услышать допрашивавший их. Предвзятое мнение немцев о «расовых характеристиках» русских подчас делало их донесения весьма туманными, а иногда просто непонятными. Видимо, сначала лучше представить имеющиеся обрывки сведений, а затем выдвинуть гипотезу, позволяющую соединить их в единое целое.

Тот факт, что такое большое количество попавших в окружение красноармейцев могло скрываться в деревнях в течение зимы, свидетельствует о готовности части населения помогать этим людям, но отнюдь не как представителям советского режима, а просто как попавшим в беду. Провал немцев в достижении победы в 1941 году и успехи Красной армии зимой 1941/42 года существенно повлияли на настроения населения, у которого прежнюю уверенность в победе Германии сменили ожидания возвращения в этот регион советской власти. Сведения о составе и моральном состоянии партизанского движения в этом районе показывают, что призывники из местного населения составляли лишь небольшую часть и их моральный дух был крайне низок. Это может свидетельствовать о негативном или по меньшей мере сдержанном отношении местного населения к партизанам и советскому режиму.

Неспособность немцев эффективно бороться с партизанской угрозой в начале 1942 года, по мнению начальника тыла группы армий «Центр», существенно повлияла на изменение настроений населения. В его донесении говорится: «Уверенность населения в мощи немецкой армии уменьшается по мере того, как у него создается впечатление, что мы не можем совладать с партизанами. Поэтому оно больше склонно оказывать поддержку партизанам и даже присоединяться к ним». Однако в другом донесении говорится: «Весьма важным для нас фактором при борьбе с партизанами является то, что большинство населения, в особенности в сельских районах, отнюдь не доброжелательно относится к партизанам». Более позднее по времени донесение начальника тыла группы армий «Центр» рисует следующую картину:

«ОТНОШЕНИЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Сейчас, как и раньше, можно утверждать, что в целом население не относится [к нам]враждебно. Успехи зимнего наступления, о которых объявил Сталин, материализовать не удалось, и после этого к местному населению вернулась уверенность в мощи германских вооруженных сил. Выпуск аграрного приказа и празднование Пасхи положительно повлияли на моральное состояние населения. Сейчас, как и раньше, значительная часть населения оказывает нам помощь в борьбе с партизанами. Вместе с тем положение крестьянина остается крайне тяжелым. [Германские]вооруженные силы забирают у него последнюю лошадь и часто последнюю корову, а партизаны забирают все. Зачем крестьянину нужна аграрная реформа, если он не имеет лошади для обработки земли?

Население в районах, контролируемых партизанами, разумеется, не осмеливается проявлять симпатий к немцам. Оно полностью запугано партизанами».

В сводках немецкой разведки о событиях в оккупированных партизанами районах Смоленской области содержится следующее краткое сообщение о настроениях населения: «Наступающие немецкие войска население, как правило, считало освободителями, тогда как отношение к партизанам было крайне негативным. Строгие меры по призыву и казни дезертиров выглядели особенно суровыми. В ряде населенных пунктов население помогало выявлять скрывающихся партизан».

Хотя оно и является более поздним по времени, весьма примечательно донесение начальника тыла немецкой 3-й танковой армии о настроениях населения в августе 1942 года. К этому времени район Ельни и Дорогобужа (в донесении упоминается его северная часть) был полностью очищен от партизан.

«О прогрессе, достигнутом в наведении порядка в данной местности, свидетельствует отношение населения. Слухи об успехах советской стороны на начальном этапе сражения за Ржев вызвали беспокойство, в особенности среди тех слоев населения, которые сотрудничали с немецкими войсками, занимая административные и другие должности… Когда стало известно об успехах немецких войск на Кавказе и возникла уверенность в том, что немецкая оборона выдержит все атаки, слухи улеглись. Аналогичная ситуация складывается и в районах, где постоянно появляются партизаны. Население там запугано и не проявляет активности. За исключением отдельных случаев, когда определенная часть населения не только выражает сочувствие партизанам и дает им убежище, но также и поддерживает советскую власть и помогает военным усилиям [партизан], следует признать, что у большинства населения крепнет уверенность в мощи германских вооруженных сил и оно готово оказывать поддержку в наведении порядка на оккупированной территории. Растет количество предупреждений о появлении партизан и антигерманских элементов. Данный факт особенно важен, поскольку сложное положение с продовольствием крайне негативно сказывается на моральном состоянии населения. Существует опасность подъема партизанского движения, если не будут обеспечены необходимые населению поставки продовольствия».

Представленный материал свидетельствует о двух отчасти взаимоисключающих особенностях настроений населения. С одной стороны, это недовольство советским режимом, проявлявшееся различными способами. С другой стороны, постоянное стремление приспособиться к требованиям одной из сторон, которая в данный момент была более сильной, или создавалось впечатление, что она одерживает победу. Широкие слои населения приветствовали появление немцев. Когда зимой немцев постигли неудачи, они выяснили, что «население было на нашей стороне, пока мы одерживали победы». Когда проведенная ими в мае и июне 1942 года операция положила конец господству партизан в районе Ельни и Дорогобужа, немцы обнаружили, что население снова их поддерживает.

Это противоречие можно разрешить, если провести разграничение между тайными симпатиями и открытыми действиями населения. Преобладающее в этом регионе сельское население в целом было недовольно советским режимом. Вместе с тем люди старались приспособиться к требованиям момента – аналогично тому, как менялись «убеждения» коммунистов при каждом изменении линии партии. Для объяснения таких тенденций вовсе незачем прибегать к метафизическим рассуждениям о «славянской» душе или «расовых особенностях» русских, использовавшихся немцами для оправдания проводимой ими политики. Объясняется это намного проще. Эти люди – в большинстве крестьяне, добывающие свой хлеб тяжелым трудом, – были больше озабочены проблемой выживания при любом режиме, который в данный момент оказывался у власти. Однако не следует забывать, что такое объяснение применимо лишь к первому году войны на Востоке. Как только население уяснило истинные цели Германии, разочарование усилилось, а трудности, связанные с приспособлением к сложившейся ситуации, уменьшились. Во-первых, становится ясно, что ни та ни другая сторона не предложила людям того, чего они хотели; во-вторых, сходство обеих противоборствующих режимов означало, что изменение приверженности не вызовет в сознании людей конфликта с их скрытыми симпатиями.

Джон Армстронг, «Партизанская война. Стратегия и тактика. 1941–1943», Центрполиграф, 2007

Либер, Фаллос, Приап

Бог Либер у римлян первоначально был покровителем роста и плодородия, а также семени животных и растений; впоследствии он был отождествлен с заимствованным у греков Дионисом. В разных частях Италии в честь Либера – очевидно, в действительности италийского бога плодородия – устраивались фаллические праздники. Во время этих праздников по полям и по городу на повозке возили большой фаллос, вероятно вырезанный из дерева; в конце церемонии он увенчивался матроной. У Августина в труде «О граде Божием» содержится очень интересная ссылка на этот обычай (vii, 21): « [Варрон]говорит, что на перекрестках Италии некоторые частности культа Либера совершаются с такой отвратительной свободой, что в честь его почитается срамной мужской член, – почитается не с сохранением сколько-нибудь стыдливой тайны, а с открытым и восторженным непотребством. Так, этот гнусный член, положенный в тележки, в дни праздника Либера с великим почетом вывозится сначала в деревнях на перекрестки, а затем ввозится и в город. В городке же Лавинии Либеру посвящен был целый месяц, в продолжение которого у всех на языке были похабнейшие слова, пока этот член не провозили через площадь и не прятали в своем месте. На этот почтенный член почтеннейшая из матрон должна была открыто возложить корону! Так, изволите ли видеть, надо было склонять к милости бога Либера ради урожая; так нужно было удалять язву с полей; нужно было принудить благородную женщину сделать публично такое, чего не позволила бы себе сделать в театре и блудница, если бы зрительницами были благородные женщины». Так говорит Августин. Но как мы можем видеть, тот факт, что церемонию исполняла почтенная женщина, доказывает, что это была не оргия, а древний обычай, религиозный смысл которого состоял в том, чтобы отогнать разрушительные «магические влияния».

Фаллос (или, как римляне называли его, fascinum) использовался почти во всех противомагических церемониях. В «Римской мифологии» Преллера справедливо говорится о «распространенном по всей Италии применении fascinum как амулета и защиты от магии; в этом выражалась вера в охранительное действие вечной божественной порождающей силы». По этой причине фаллос в различных видах вешали на шею детям, прибивали над дверями лавок, даже прикрепляли к колеснице воина-триумфатора. Плиний («Естественная история», xxviii, 4 [7]) говорит в этой связи: «Фаллос охраняет не только младенцев, но и полководцев». Этому богу (а фаллос называли именно богом, deus) «прислуживают девственные весталки в Риме; кроме того, повешенный под колесницей военачальника-триумфатора, он отводит от нее зависть». Фаллос иногда водружали над городскими воротами, чтобы защититься от несчастий. Иногда под фаллосом делали надпись His habitat felicitas («здесь обитает счастье»). Конечно, это не означало, что в этом месте гарантировано всякое сексуальное счастье, а только то, что фаллос своей магией отгонял несчастье. Подобные фаллические амулеты есть почти в каждом европейском музее древностей; но обычно их не демонстрируют публике, поскольку современный человек смотрит на подобные предметы почти что глазами Августина, что, как мы теперь понимаем, несправедливо по отношению к глубокому первоначальному смыслу этого символа.

Другое существо подобного рода – бог садов Приап. Он, в сущности, представляет собой не что иное, как гигантский фаллос, тем или иным образом соединенный с человеческим лицом. Достаточно часто фаллос прикреплялся в соответствующем месте к Гермесу, то есть к пьедесталу, на который была водружена голова бога. Современные зрители наивно представляют это верхом неприличия, думая, что скульптор старался подчеркнуть свой интерес к голове и эрегированному члену. Читатели же, следящие за ходом нашей мысли, уже знают, что эти фаллические статуи имели совершенно иной смысл.

Ученые обычно считают, что Приап позаимствован римлянами от греков или даже из Малой Азии. Я осмелюсь предположить, что обычай использования фаллоса как охранительного символа является исконно италийским; в сущности, он встречается у всех первобытных народов. Однако можно допустить, что фаллос был отождествлен с малоазиатским фаллическим богом Приапом после того, как римляне вступили в контакт с азиатскими народами, то есть после войны с Ганнибалом. Так или иначе, римляне поздних времен знали Приапа как бога садов, который отгонял птиц и воров наподобие пугала. Именно так Гораций описывает его в «Сатирах» (i, 8):

Некогда был я чурбан, смоковницы пень бесполезный;
Долго думал мужик, скамью ли тесать или Приапа.
«Сделаю бога!» – сказал. Вот и бог я! С тех пор я пугаю
Птиц и воров. Отгоняю воров я правой рукою
И непристойным колом, покрашенным красною краской.

(Почти все статуи Приапа имели мужской детородный орган огромных размеров – фаллический символ вечной плодородящей силы природы.)
Фаллос выступает также как оружие или орудие наказания за разврат посредством грубых половых актов. Существует известный сборник латинских стихотворений «Приапея» – это непристойные вирши неизвестных авторов, весьма остроумно объясняющих эту функцию Приапа. Те, кто читал эти стихи, вспомнят подчеркнуто садистскую тональность деяний и описаний, которые мы имеем в виду.

Приап был не только богом садов. В качестве стража плодородия он считался также покровителем людской плодовитости. Поэтому люди, страдавшие бесплодием, добивались его помощи; и точно так же его содействие было желательно при любых сексуальных расстройствах.

Фаллический бог – частый объект изображения в древнем искусстве, либо в описанном выше виде фаллического Гермеса, примитивного или эстетически изысканного, либо в разнообразных фаллических амулетах. Ювенал (ii, 95) упоминает «стеклянных Приапов», то есть сосуды фаллической формы. Иногда их делали из других материалов – золота или серебра. Согласно Петронию («Сатирикон», 60), были и Приапы из теста, наподобие современных имбирных человечков и шоколадных пасхальных яиц.

Упомянутые приапические стихотворения говорят о том, что грубое людское воображение остановилось на божестве, которое изначально не было ни комическим, ни непристойным, и при этом выделило его чисто сексуальный аспект. Подробнее об этом мы поговорим в главе о римском театре.

В поздние эпохи религиозные праздники в честь Приапа были исключительно разнузданными и грубыми. Описание, которое дает Петроний («Сатирикон», 26 и далее), возможно, намеренно преувеличено в том, что касается дефлорации малолетней девочки. Но Августин также пишет: «Неужели в честь Приапа отправляют гнусные безобразия одни только мимы, но никак не жрецы? Или он одним образом выставляется для поклонения в местах священных и совсем другим является в театр, служа объектом всеобщей потехи?.. Скорее следовало бы благодарить гистрионов за то, что они щадят стыдливость людей и не показывают на зрелищах всего того, что скрывается за священными стенами храмов. Что хорошего можно думать об их сокровенной святыне, когда так много гнусного в том, что выставляется на обозрение?.. Каков же, следовательно, тот культ, для отправления которого святость избрала таких людей, каких гнушается и театральная мерзость?»

Источник: Отто Кифер, «Сексуальная жизнь в Древнем Риме», Центрполиграф, 2003

О широком применении труда детей в колхозах

Записка А.Я. Вышинского И.В. Сталину и В.М. Молотову

№ 186

Прокуроры ряда областей и краев сообщают о широком применении в колхозах труда детей в возрасте до 14 лет. При этом продолжительность рабочего дня детей, как правило, равна продолжительности рабочего дня взрослых. В некоторых случаях применяется ночной труд. Многие дети, постоянно работая в колхозах, не учатся в школе. Имели место применения детского труда на тяжелых и опасных работах. Так, по Белгородскому району Курской обл. в 28 колхозах за 1938 г. работало 473 несовершеннолетних, из них 96 малолетних. Несовершеннолетние работали наравне со взрослыми (на лобогрейках, на очистке тракторных прицепов, перевозке зерна, скирдовании). Установлены случаи применения ночного труда несовершеннолетних. Были случаи увечья. Продолжительность рабочего дня несовершеннолетних в большинстве случаев равняется 10—12 часам в сутки. 45 детей не посещали школы.

По Грязинскому району Воронежской обл. к работе были допущены дети до 14 лет в количестве 685 чел.

По Ивановскому району Днепропетровской обл. в 19 колхозах работало 247 детей. Рабочий день их равнялся 10—12 часам; не посещало школу 114 детей в возрасте от 10 до 14 лет.

По Колоярскому району1* Грузинской ССР в 13 колхозах работало 117 подростков. Продолжительность рабочего дня от 7 до 10 часов. Выявлено также, что родители 27 подростков ведут паразитический образ жизни за счет труда своих детей. Сами мало работают и записывают себе трудодни, выработанные их детьми.

Такие же факты выявлены и в других районах.

Практика начисления трудодней подросткам и детям в разных колхозах различна. В одних колхозах трудодни начисляются самим несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, в других колхозах трудодни начисляются их родителям.

Сообщая об указанных фактах и исходя из необходимости упорядочить применение детского труда в колхозах, прошу дать указание НКЗему СССР составить инструкцию об урегулировании этого вопроса.

В инструкции я считаю необходимым предусмотреть запрещение применения труда детей на ночных и вредных для их здоровья работах, а также установить условия допущения труда детей (в свободное от учебы время), продолжительность рабочего дня и порядок оплаты труда детей.

А. Вышинский

Источник: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937—1939. Книга 2. 1938 – 1939. Москва РОССПЭН 2006

1 176 177 178 179 180 268