Ты ж мене майданула

Даже если Майдан как явление, проходит (но пока что еще, к сожалению, полностью не прошел), то каковы окажутся его последствия? В первую очередь, для Украины, но и другим странам тут есть, о чем поразмыслить. «Окаянные дни» в миниатюре, которые сейчас имеют место на Украине, всегда разрушительны не только по сиюминутным убыткам, но и по долгосрочным последствиям. Прежде всего, от явного бессилия поднимать народ на борьбу «все выше, выше и выше», Майдан начал вброс в народ антисемитских лозунгов. Нечего возразить, антисемитизм на Украине — это беспроигрышная карта и тяжелая артиллерия в одном лице. Единственное, что радует в этой ситуации — это будет крепкий, жестокий и хороший урок всем тем украинским евреям, что, очертя голову, ломанулись в первые ряды Майдана. Поделом, не жалко. Но то, что Украине надежно обеспечен долгосрочный разгул антисемитизма — несомненно.

Психическая эпидемия, а любая революция начинается именно в головах, точнее, с завихрений в головах, сама собой не уходит. Требуются веские меры и изрядно времени, чтобы безмерно завышенная самооценка тех, кому на Майдане всячески внушали, что они"рулят процессами", вернулась к куда более адекватному уровню их истинного состояния. Та пропаганда, что, подобно помоям из вместительного бачка, льется сейчас на «майданутых», поразительно напоминает пиар-находки периода расцвета классовой борьбы. Те же понятия «привилегированного класса», «гегемона» и прочего, давно и печально знакомого тем, кто родом из СССР. Слова другие да суть прежняя — тебя соглашаются считать «прогрессивным» и «европейцем» по факту болтания по Майдану и кормежки в организованных пунктах раздачи халявного горячего питания. «Расшатывать систему» стало признаком великого ума и патриотизма. Месяц с лишним не работать, зато получать «кормовые» из скромно умалчиваемого источника финансирования примерно 60 тысячам здоровых лбов (и, соответственно, 60 тысячам семей, потому что на Майдане, в основном, крутятся взрослые мужики) — признаком стремления в Европы. Ополоумевший от халявы «передовой отряд» уверовал, что в Европе так всегда, что они там нужны и что их там ждут.

Нет, конечно, если побочным эффектом будет еще и приток дешевых высококвалифицированных работников, это чудесно для Европы. Но решает на Украине не она. Европа лишь руководит украинским плебсом. Финансирует Америка. А есть ли, будем честны, Америке дело до европейских удобств и нужд в экономике? И если ли Америке дело до Украины? При всем моем хорошем отношении к украинцам — нет. А вот до России очень даже есть. И ослабить украинским мятежом и европейскими руками южные рубежи России совсем неплохо. Поскольку пророссийски ориентированные регионы Украины втянуть в нечто антироссийское становится все труднее, ставка США все откровеннее делается на западноукраинских националистов. Те рады стараться, воображая, что хороший Запад сейчас круто расправится с ненавистным «москальским» режимом Януковича и тихо уйдет к себе, чтобы не мешать щирым западэнским хлопцам управлять новообразованной Западноукраинской республикой. Смешно.

Так вот, должна признать, что мои предыдущие предположения о том, что украинцы нужны в Европе лишь в качестве почти дармовой рабочей силы, скорей всего, поспешные. Становится очевидным, что они там не нужны вообще. И что Майдан затевался и финансировался вообще для других, более глобальных целей. Конечная цель американского «проекта Майдан», как бы парадоксально, на первый взгляд, это ни прозвучало, явно в России. Слишком много параллелей между происходящим в этих двух странах, чтобы и далее не обращать на это внимание. Черт, да у них даже лозунги и силы, на которые делается ставка извне, одинаковы! Вы будете смеяться, но даже прежнее название Майдана... Козье болото (привет Болотной площади!). «Хватит кормить Кавказ» украинизировался в «Хватит кормить Донбасс». Терминология одинакова — «марш несогласных», «марш миллионов», «мы придем еще». Трогательное братание местных либералов с местными же националистами. Ходорковский и Тимошенко — да они же, прямо как Ленин и Партия, близнецы-братья. И страшная грызня оппозиционеров за места во «властном органе» — это вообще вненационально. Но Путин -это вам не Янукович. И сомнений в этом факте, в общем-то, нет ни у кого и нигде. Поэтому максимум, что можно сейчас сделать — попытаться ослабить Россию на доступных для влияния рубежах (в данном случае — на южном) и порушить те экономические связи, что уже выстроены и укреплены. Ну и подать благой пример российским оппозиционерам. Что и было без блеска, но проделано на Украине. А если уж, ко всему, слегка куснуть Китай, активно лезущий в российскую и украинскую экономики и вообразивший себя (не без оснований) новым центром силы в международной игре — так вообще жизнь удалась.

Но не бьются ли господа западэнцы за откровенную утопию? Похоже, что да. Единственное, в чем совпадают цели американцев и украинских националистов — максимально раскачать ситуацию на Украине и этим воспользоваться. Но американцы, надо признать, действуют в данном случае реалистичнее и как-то даже честнее, что ли. Они сами раскачивают ситуацию и сами намерены этим воспользоваться. На каком основании на «воспользоваться» рассчитывают западэнцы, не вполне понятно. Кто же всерьез рассчитывает потанцевать девушку, не ужиная ее? Возникает резонный вопрос, зачем это надо самой Европе. А зачем ей нужна была пылающая под американскими бомбами Сербия? Зачем ей нужен неконтролируемый криминальный мусульманский анклав Косово, ставший независимым и мгновенно превратившийся в перевалочный пункт всеевропейского наркотрафика, работорговли и, как наименьшее из зол, контрабанды? Но зато «сражаться» перед новостными телекамерами на европейских улицах с красными маками в руках за «свободу Косово» — это было так либерально!

Но безнаказанность порождает беспредел, как было верно подмечено думающими наблюдателями за событиями на Украине. И тут самое время задуматься Израилю. Пока что мы совершенно в стороне. Но не надо думать, что «за нами не придут». Буревестник несчастий, заявленный под обобщающим названием «европейские правозащитники», давно и прочно освоил израильское пространство, в том числе, как ни печально, юридическое. Подначенная и проплаченная ими израильская «пятая колонна» в лице, слава Б-гу, еврейских левых, а пока еще не израильских арабов или бедуинов, исправно преследует в судебном порядке любого, посмевшего помнить и отстаивать право еврея безопасно жить на своей земле. «Летний лагерь» на Сдерот Ротшильд явился, вполне возможно, последней мирной репетицией перед куда более крутым и кровавым поворотом дела. Не торопитесь утверждать, что я преувеличиваю и зря поднимаю панику. Лучше вспомните и сравните развитие событий в Тель-Авиве 2011 г. Порядок происходящего всегда одинаков — несколько буйных недорослей начинают и выигрывают, сидя в возникших как по мановению ока палатках, среди айфонов, дармового Интернета, халявной и провозимой точно по расписанию вкусной еды. Протест в Израиле был подгадан к началу летних каникул и молодежь, привлеченная возможностью потусить на халяву, стекалась бурными ручьями. Увертюра о тяжелой жизни и требования цедек хеврати точно на день третий плавно перешли в профессиональные слоганы об отставке правительства (сейчас этот сценарий повторился в Киеве). Левантийская ли лень, дармовая ли марихуана, а, может, комическая фигура главной «пострадавшей от режима», запросто платившая среднеизраильскую зарплату за «студию» в центре Тель-Авива (там девушка самореализовывалась вдали от родителей-богачей из престижнейшего района Израиля) сделали свое черное дело и хевроскептиков оказалось куда больше, чем хеврооптимистов. Но это тогда. Каким будет следующий «социальный протест» (а он будет)? Трудно сказать наверняка, но спокойнее он не будет, это точно. Если на секунду представить, что следующие «протестанты» скомпанируются с арабами, да призовут в главари Ахмеда Тиби, да «разобиженные» государством бедуины, уже успешно потрогавшие правительство за вымя, не останутся в стороне — становится попросту страшно. Тогда вся надежда на спецвойска — да вот только решатся ли отдать им соответствующий приказ?

Европа и США постоянно «щупают за мягкое подбрюшье» израильский Кнессет, проверяя его на прочность и готовность отстаивать реальные интересы Израиля. Будем откровенны — Кнессет не преуспел в противоборстве. Янукович, как бы парадоксально это ни звучало, оказался в схожей ситуации тверже. Кстати, и в способности находить сильных союзников и заручаться их поддержкой тоже. Украине Майдан уже обошелся, по самым скромным подсчетам, в 15 млн. гривен. Израилю тоже «социальный протест», плавно переходящий в политический, обойдется недешево. Беннет уже напомнил запамятовавшим, как после итнаткута «вдруг» резко взлетели цены на овощи и фрукты, да так, что и по сей день не снижаются. Следующее «политическое решение» такого рода обойдется Израилю — то есть нам с вами — куда дороже. Во всех смыслах.

P.S. Те законы, что 16 января, наконец-то, решился принять Янукович, давно и успешно являются непреходящей нормой во всех демократических государствах Европы и в США. Эти законы были вполне единогласно приняты и считаются полностью демократическими. И этого не могли не знать европейские и американские политики, под этим предлогом и руками националистической оппозиции поднявшие Майдан на законно избранную власть Украины.

Ты ж мене майданула

Плавание в киберморе

Киберморе является высшим выражением свободы, так как оно не может быть ограничено национальными или международными границами, нарисованными на любой карте или схеме, которые влияют лишь в редких случаях. Как и в дни фронтира в каждом новом домене, потенциал там безграничен, но поскольку реалии человеческой экспансии, коммерции и взаимодействие обычно опережают политику и правила, как было во времена Дикого Запада и ранних мореходных экспедиций, преступное поведение изобилует, а потенциал для пиратства, нападений и конфликта всегда маячит за горизонтом. Чтобы подчеркнуть это, вспомним детство Интернета, когда он состоял только из несколько серверов и узлов, подключенных к устройствам, которые имели меньшую скорость вычислений и мощность, чем сегодняшние цифровые часы, так что было относительно легко регулировать движение. Но в начале 1990-х гг., однако, появились миллионы устройств, подключенных к сети Интернет, и в 2011 г. мы превзошли один миллиард устройств, связывающих нас по всему миру. Никогда раньше информационный обмен не был так легок и так потенциально разрушителен... И это только сегодня.

Эволюция завтрашнего дня обещает еще большую мобильность с помощью более быстрых, более компактных и более умных устройств. По мере роста, из­менений и развития этого домена растет и наша зависимость от него. Мы продол­жаем находить новые способы по обеспечению доступности, создаем новые фор­мы человеческого взаимодействия, что делает нас ближе друг к другу, по крайней мере, виртуально. Будь то электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, чат, твиттер, блоги, социальные сети, розничная продажа или взаимодействие в бизнесе, военные организации, члены правительства, неправительственные орга­низации, частные и государственные предприятия каждый день плавают в диком киберморе.

В военной сфере, когда мы говорим о кибердомене, легко и соблазнительно свести обсуждение только к кибервойне или кибератаке. Хотя они являются важ­ными элементами для разговора, сама тема гораздо шире, поэтому обсуждение дел также должно быть значительно шире. Мы живем во все более взаимосвязан­ном мире, конкурентном рынке, где основным товаром являются именно идеи, а цикл новостей 24/7 с почти мгновенной отчетностью широко распространяет истории. Это изобильный, бурный, и изнурительный рынок, и все мы должны продолжать конкурировать за нашу «долю» на этом рынке. В этом мире инфор­мация является властью, и эта власть увеличивается в геометрической прогрес­сии когда она совместна.

Мы должны принять традиционные формы обмена (интервью для прессы, газеты, печатные журналы и т. д.), а затем объединить их с новыми формами, такими как блоги, твиттер и размещения в Facebook. В качестве примера можно привести посты в Facebook и твиттер Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, которых было около 13000, а блог Европейского командования США (USEUCOM) был просмотрен более 185 000 раз за последние два года. Но эти цифры бледнеют в сравнении с потенциалом соединений, который существует в этой еще огромной и дикой области. Например, Facebook превысил Google в еженедельном трафике в Соединенных Штатах; Леди Гага и Джастин Бибер имеют больше последователей в Твиттер, чем все население Зимбабве, Кубы, Бельгии, Греции, Португалии или Швеция — там более 200 млн. общественных блогов.

Кроме того, радио понадобилось примерно 38 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн., телевизору — 13 лет, Интернет — 4 года, iPod — 3 года, в то время как Facebook добавил 200 миллионов пользователей менее чем за один год.

И, наконец, если бы Facebook был страной, то ее население было бы третьей в мире по величине, уступив только Китаю и Индии.

С каждым из этих потенциальных соединений мы выдумываем одну ссылку в цепи понимания — в конечном итоге укрепляя фундамент доверия жизненно важного значения по обмену идеями, общению, сотрудничеству и кооперации друг с другом. Тем не менее, несмотря на то, что прикладной характер социаль­ных сетей очевиден, первоначальная трудность получения доступа к Facebook и другим социальным сетям через сеть правительства может быть обескуражи­вающей и разочаровывающей. Мы должны делать это лучше. Мы должны быть подключенными более открыто. Использование социальных медиа является от­личной идеей, которая растет в популярности, и может быть отличным инстру­ментом для всех видов деятельности.

Размер аудитории может быть очень большим, а сообщения быстро распро­страняться. Мы должны иметь другзей в Facebook, иметь блоги и писать в твит­тер. Нам нужны богатые каналы и подкасты с резюме сайтов (RSS), а также и Linkedln. Эти и многие другие — это важные инструменты в создании ключевых и ценных стратегических связей для увеличения положительной корреляции между словами, делами и последствиями. Другим примером потенциала преиму­ществ и выгоды, связанных с подключением и расширением киберпространства можно найти в, пожалуй, одном из наименее вероятном для этого месте — Аф­ганистане. В течение десятилетия или двух бумажные деньги больше не будут существовать, а электронные банковские и другие операции займут их место. Это будет способствовать дальнейшему подключению к нам способами, кото­рые мы еще не начали ассимилировать в нашем обществе и наших культурных нормах — особенно в Соединенных Штатах. Как говорится, нужно следовать за деньгами. В процессе перестройки Афганистан может пропустить несетевые бан­ковские операции, перейдя с бумажных денег прямо к операциям с мобильными телефонами и электронным вкладам. Подавляющее большинство афганских сил национальной безопасности в настоящее время получает зарплату электронными платежами и, после биометрической проверки, могут получить доступ к их день­гам через сотовые телефоны. Это уменьшает возможность для коррупции, исклю­чая потоки бумажных денег и связанный с ним соблазн снять большие объемы средств в процессе каждой передачи денег. Такой процесс позволяет афганцам использовать электронные носители по всей их стране.

Плавание в киберморе, Геополитика, выпуск XXII. Джеймс Ставридис, Элтон С. Паркер III

Экономические и политические фазы реальности государства

Экономический элемент реальности тотального государства

Сначала мы попытаемся выделить экономический элемент с опорой на научную литературу. Для нынешнего времени (1934) вполне годятся понятия, которые разработал Лоренц фон Штейн при исследовании коммунистических движений в Англии и Франции 1830–1840-х годов и возникновение пролетариата, равно как и понятия, введенные Марксом и Энгельсом, потому что в этих понятиях заметны первые симптомы тотализации того социального контекста, в котором мы сейчас и живем. Положение пролетариата показало, как возникли те черты модерного общества, которые сейчас сковали всю его структуру и которые Карл Шмитт тоже причисляет к существенным факторам для осмысляемого им тотального государства. Главные характеристики пролетария как типа в раннем европейском коммунизме, открытые Бабефом и развернутые в системах Штейна и Маркса, суть следующие (мы говорим о тех, которые важны для обсуждаемого нами вопроса:

1. Отчуждение рабочего от средств производства, вызванное механизацией технических процессов.

2. Возникшая от этого зависимость существования рабочего от функционирования того делового контекста, на который он сам повлиять не может.

3. Материальные и эмоциональные угрозы самому его существованию от событий в той области, которая вне его влияние, — и отсюда возникновение «люмпенов» и «деклассированных».

4. Происходящее в итоге социально-этическое смещение производственной единицы из области частного в область публичного — постепенно экономика превращается в «общее дело» (res publica).

Все эти характерные черты, тогда описанные как свойства жизни пролетария в его среде, теперь видны в жизни всего населения; и если есть какие-то отличия, то они невелики и обусловлены случайными обстоятельствами. Большая зависимость от широкого организационного контекста, созданного механизацией технологий, прослеживается в образе жизни не только индустриальных рабочих, но и вообще всех работников, трудящихся внутри современной организации труда и потому отчужденных от своих «средств производства» в широком смысле. Когда этот тип крупного индустриального предприятия распространился повсюду и возник громоздкий бюрократический аппарат в частном секторе, так что деятельность гражданской администрации перекинулась на многие новые сферы и появились государственные учреждения, предназначенные для решения «общественных задач», — тогда социальная структура пережила появление целых армий государственных и частных служащих, которые изначально находятся в том же типичном положении, что и обычные трудящиеся, — пусть даже организации, в которых они работают, гораздо лучше защищают их от угроз, которые несут с собой перемены. И, наконец, в сходной ситуации оказывается огромная масса больших и малых предприятий, само существование которых зависит от тех мер, которые предпринимает национальное государство, определяющее условия их работы. Говорим ли мы о крохотной ферме или об огромном индустриальном комплексе, существование таких предприятий зависит от национальной налоговой политики, от условий импорта и экспортных квот и многого другого. Такая усиленная и всепроникающая зависимость всех индивидов, всех общественных и частных предприятий в широком смысле этого слова производит «депривацию» всех этих предприятий, повсеместно превращая их в «открытое предприятие», в «общество». Именно так возникает «тотальная» общественная структура, внутри которой противопоставление общественного и частного, государства и общества, политического и внеполитического утрачивает почву под ногами.

Как именно возникает такая тотальность в ходе изменений экономического устройства, было блестяще сформулировано в энциклике Quadragesimo anno: реконструкция типов экономической деятельности в этом документе оказывается близка тем формулам, которые и навели Карла Шмитта на мысль о тотальном государстве. В энциклике разбирается такой вопрос, как «господство». Еще замечательнее в наши дни звучит в энциклике та мысль, что концентрация капитала приводит к концентрации власти и экономического влияния в руках небольшой группы людей. Такое сосредоточение власти (под которой прежде всего имеется в виду власть индустриального и финансового капитала) порождает три типа конфликтов: борьбу за экономическое превосходство как таковое; затем борьбу за верховенство над государственным устройством, когда само государство пытаются превратить в силовой фактор борьбы экономических интересов; и, наконец, борьбу за власть между государствами. Первые два случая («инстанции», instances) борьбы почти совпадают с тем, что Шмитт говорил о нейтральном и партийно-плюралистическом государстве; с тем отличием, что они увидены под углом зрения экономики. Борьба прежде всего зачиналась в социальной сфере, еще не покушаясь на государство как институт; но постепенно она переросла в борьбу за влияние на государство, с намерением употребить государство как орудие партийных интересов. Хотя третий этап не имеет параллелей в типологии Шмитта, политически этот этап выводит, как мы видим из объяснения в энциклике, на проблему зависимости самого государства от сложностей мировой экономики и на проблему движения против этой зависимости, стремления к «автаркии».

Выводы, которые делаются в энциклике из факта господства и борьбы за власть над государством при этом обращают нас прямо к миру внутренней политики. В то время как проблема конфликтов экономических интересов и формирование субстанции политического оказываются рядоположными внутри понятия плюралистического партийного государства, энциклика решительно обособляет вопрос об экономическом конфликте и его значении для государственной власти. «К этому нужно добавить и тяжкое зло, происходящее от путаницы и постыдного смешения функций и обязанностей государственной власти и того же самого в экономической сфере. К этому злу мы отнесем, упоминая только одно из худших, практическую деградацию государственного величия: когда государство должно было выситься надо всем, словно король и верховный судия, далекий от всякого партийного пристрастия и взирающий только на общее благо и справедливость, оно стало рабом, которым распоряжаются вовсю людские страсти и похоти». Вторжение «общества» в сферу государственной жизни, так называемая «самоорганизация общества», политически ведет нас к вопросу о государственной власти — власти, которая должна существовать, покуда существует государство. Власть государства, которая в диалектике развития Шмитта выступает в нейтральном государстве как антитеза обществу, здесь выдвигается как основополагающее требование, с которым нужно считаться и практически, и политически, причем по-новому, потому что экономический процесс разрушил старую власть до такой степени, что в своем шатании государство стало «тотальным» в том смысле, что оно было встроено в сложное переплетение «господствующей» экономической модели.

Экономические и политические фазы реальности государства

Докладная записка министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова И.В. Сталину

15 августа 1946 г.

Совершенно секретно.

Товарищу Сталину И.В.

товарищу Молотову В.М

товарищу Берия Л.П.

товарищу Жданову А.А.

Опубликование закона об упразднении Чечено-Ингушской АССР боль­шинством спецпереселенцев, чеченцев и ингушей, встречено как мероприятие, окончательно исключающее перспективу их возвращения к местам прежнего жительства, в связи с чем они делают вывод о необходимости быстрее устраиваться на постоянное место жительства в местах нового поселения.

Выступивший на собрании в колхозе «Красное знамя» Кустанайской области Казахской ССР чеченец Эгиев Галамат сказал:

«Правительство переселило нас в Казахстан правильно. Наша республика упразднена, и мы знаем, что на Кавказ нас не возвратят. Поэтому нам, чеченцам и ингушам, надо прилагать все силы, чтобы показать свою преданность в деле укрепления советского государства и навсегда устраивать здесь свою жизнь».

Спецпереселенец ингуш Нечов Маас, проживающий в Казахской ССР, в разговоре с группой спецпереселенцев по поводу закона об упразднении Чечено-Ингушской АССР заявил:

«Мы виновны перед советским народом, поэтому нас и переселили. Здесь же нам неплохо и спокойнее, потому что нет бандитов, только надо хорошо работать в колхозе».

В поселке Степановка Мендыгаринского района Казахской ССР, выступивший на колхозном собрании чеченец Азиев сказал:

«Мечтать о Кавказе нам больше не приходится. Теперь нужно устраиваться, косить сено для скота, заготавливать топливо и лучше работать в колхозе, чтобы больше получать хлеба».

Спецпереселенец ингуш Чакиев Берс, проживающий в Затобольском районе, в разговоре с другими спецпереселенцами заявил:

«Мы не давали отпора предателям и изменникам Родины, они действовали свободно, за это их и переселили в Казахстан. Закон правительства об упразднении Чечено-Ингушской и Крымской АССР является правильным».

Со стороны некоторой части чеченцев и ингушей имеют место отрицательные высказывания о законе. Так, чеченец Абадиев Ахмет, проживающий в г. Кустанае, в присутствии групп спецпереселенцев заявил:

«Хотя на сессии Верховного Совета РСФСР и решили упразднить Чечено-Ингушскую и Крымскую АССР, однако, в этот вопрос вмешались Англия, Америка и Франция, которые потребовали от СССР списки всех лиц этих национальностей, и на созываемой международной конференции Советскому Союзу будет предложено возвратить спецпереселенцев на места прежнего жительства».

Спецпереселенец ингуш Наурбиев Абубакар — быв. секретарь Грозненского горкома партии, Мурадов Халит — быв. нарком финансов Чечено-Ингушской АССР, и Яндиев Джемаядин — быв. председатель Правления Союза Советских писателей Чечено-Ингушской АССР, проживающие в Киргизской ССР, в связи с опубликованием закона, в беседах высказывали предположение, что ингушей не выселили бы, если бы они не были объединены с чеченцами.

На почве этих разговоров возник антагонизм между чеченцами и ингушами. Последние считают, что чеченцы первыми организовали банды и помогали немцы в оккупации Северного Кавказа.

Спецпереселенец ингуш Булгучев, проживающий в Киргизской ССР, по этому поводу заявил:

«Большое счастье для ингушей, что правительство, разбирая чечено-ингушский вопрос, не ставит ингушей в один ряд с чеченцами. Мы в это переселение попали из-за чеченцев, которые восставали против советской власти и вместе с немецкими диверсантами воевали против Красной Армии. Были изменники и среди ингушей, но их было мало и они не представляли лицо народа».

Большинство спецпереселенцев карачаевцев, расселенных в Казахской и Киргизской ССР, закон об упразднении Чечено-Ингушской и Крымской АССР и переселение чеченцев с Северного Кавказа признают правильным, но при этом делают вывод о возможном возвращении карачаевцев обратно на Кавказ, мотивируя это тем, что вопрос об упразднении Карачаевской автономной области на сессии Верховного Совета РСФСР не обсуждался.

В Таласской области Киргизской ССР среди карачаевцев распространились слухи о возвращении карачаевцев на Кавказ, в связи с чем карачаевцы приостановили строительство жилых домов и начали продавать свое имущество.

С целью пресечения возвращенческих настроений через обком партии приняты меры к проведению массово-разъяснительной работы среди карачаевцев.

Закон о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область2 не вызвал широкого обсуждения среди спецпереселенцев — крымских татар3, расселенных в Узбекской ССР.

Однако антисоветски настроенные элементы пытаются распространять среди крымских татар провокационные слухи о том, что закон о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область направлен к уничтожению крымских татар.

Спецпереселенец крымский татарин Османов Суют по этому вопросу заявил:

«Украинцы больше нас помогали немецким властям и вели борьбу с Красной Армией и партизанами, но их почему-то не выселяли. Значит, советская власть ненавидит крымских татар и чечено-ингушей. Нас переселили сюда, чтобы мучить, нас считают врагами народа».

Спецпереселенец крымский татарин Бекиров Исмаил, прибывший в Узбекистан по репатриации из Австрии, сказал:

«Советская власть неправильно поступила с татарами, выслав их с родных мест. Разве только татары изменили родине, ведь было много изменников среди украинцев, армян, грузин и русских, а всю вину свалили на татар».

В связи с тем, что решение об упразднении Калмыцкой АССР в газетах опубликовано не было, среди калмыков, расселенных в Сибири4, вновь возникли возвращенческие настроения.

Особенно много разговоров на эту тему ведут бывшие руководящие работники Калмыцкой АССР.

Спецпереселенец калмык Гахаев — быв. зам. председателя СНК Калмыцкой АССР, проживающий в Новосибирской области, заявил:

«Сегодня я впервые здесь в Сибири почувствовал себя веселее, и это потому, что калмыков ожидает что-то хорошее. Принятый на сессии Верховного Совета РСФСР закон об упразднении Чечено-Ингушской и Крымской АССР доказывает, что коль скоро Калмыцкую АССР не упразднили, следовательно, мы поедем обратно или сольемся с Ойротией».

Бывший заместитель наркома здравоохранения Калмыцкой АССР Корсункиев, проживающий в Новосибирской области, в разговоре с калмыками сказал:

«Наша Калмыцкая АССР не упразднена, видимо, в отношениях калмыков будет что-то особое, в лучшую для нас сторону. Возможно, нас возвратят обратно в Калмыкию. Нужно упорно добиваться этого положения, о возврате в Калмыцкую АССР от правительства, или все мы здесь в Сибири вымрем».

Министр внутренних дел Союза ССР С. Круглов.

«Советская жизнь 1945—1953». Москва, РОССПЭН, 2003

Крещение Господне в 2014 году – 19 января. Богоявление

Богоявление.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную». Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони… ».
В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:
«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Крещение Господне в 2014 году – 19 января. Богоявление

Похвала золоту: не варварский «реликт», а духовная ценность

Кейнс (Keynes) насмехался над ним. Проповедники его порицают. Биткойны мечтают его превзойти. Но свободные люди неизбежно выбирают его. Золото.

Когда люди свободно, добровольно выбирали средство обмена, золото выигрывало конкурс, вместе со своим братским элементом, серебром.

Почему? Золото приобрело утилитарное значение только в недавнее время. Древние египтяне не могли использовать его в электронике, но всё равно ценили его, как и древние ацтеки и китайцы. Люди всегда и везде ценили золото.

Почему? Какая польза от золота? В пищу оно не годится.

Но в пищу не годится также Рембрандт (Rembrandt). Баллада Шопена (Chopin) - это не то, что используется для еды, питья или передвижения.

Осуждающим «жажду золота» будет удивительно это услышать, но золото, также как музыка и живопись, имеет духовную ценность. Жалоба «его нельзя съесть» выдаёт грубо материалистическое отношение к ценности. Золото представляет ценность, потому что оно ослепительно красиво. Люди ценят золото за эстетическое удовольствие.

Эстетическая ценность золота подчёркивается пониманием того, что делает разные вещи красивыми — пониманием красоты.

Красота — это ясность, осмысленность — но на уровне ощущений. Красиво выглядит или звучит то, что передаёт чёткий рисунок, образованный простыми, чистыми элементами.

Удовольствие в распознавании рисунка чувственное, но в основе лежит тот факт, что разум является одним из основных средств выживания человека. Человеческая жизнь зависит от обретения понятий и осознания конкретных вещей, с которыми он сталкивается. Основным процессом в этом является интеграция: извлечение ясного принципа из различных конкретных вещей, темы из вариаций. Но чтобы соединить невероятное разнообразие в ясное понимание целого, часто требуется трудная, полная сомнений борьба. Поэтому особенное удовольствие доставляет переживание этого процесса в его простой, чистой, свободной от сомнений версии. И этот чувственный эквивалент концептуального синтеза — то, что мы получаем, когда видим или слышим хорошо выстроенный, стройный образ.

Так я обобщаю слова Айн Рэнд о том, почему на нас действует музыка:

Музыка даёт человеку исключительную возможность заново пережить, на уровне взрослого, первичный процесс своего способа познания: автоматическое включение чувственных данных в ясную, значимую сущность. Для мысленного постижения это уникальная форма отдыха и вознаграждения.

Красоту называют «единством в разнообразии». Красота — отображение отчётливых элементов, собранных в ясное, стройное целое.

Элементами могут быть чистые музыкальные звуки, или это могут быть сияющие частицы золота. Рисунок складывается при соединении музыкальных звуков в мелодию, или частиц золота в ювелирное изделие, или в сусальную позолоту, для придания блеска рисунку. Золотые самородки и золотые слитки не более чем средство; целью является яркий, чёткий объект эстетического восприятия.

Другим аспектом золота является его уникальная чистота — в цвете и неподверженности порче. Мир по мере своего развития приходит в упадок, вырождается, и улучшения очень редки. Непреходящий, сияющий блеск золота даёт ощущение неизменной надёжности и безупречного постоянства.

Таким образом, золото — это не «варварский реликт» (Кейнс) или «презренный металл» (проповедники), но цель, эстетическая ценность, отражённая в нашем мышлении и стремлении к неподкупной моральной целостности. Золото является символом сохраняющейся чистоты и истинности. Вот почему обручальные кольца делаются из золота.

Ювелирные изделия из золота обладают точно такой же объективной ценностью, как утилитарные товары, как хлеб или автомобили. Эти товары производят ценность при их потреблении — когда они расходуются. Вы едите хлеб, и он исчезает. Вы ездите на автомобиле, и он изнашивается. Золото почти уникальный не расходуемый предмет потребления. Подобно Недвижимому двигателю Аристотеля (Aristotle), золото предоставляет ценность, не изменяясь само.

Похвала золоту: не варварский «реликт», а духовная ценность

Поучительная история про Калидонского вепря

Ойней, царствуя в Калидоне, первым получил от Диониса в дар виноградную лозу. Женившись на Алтее, дочери Тестия, он породил Токсея, которого сам же убил за то, что тот перепрыгнул ров. Кроме того, он произвел на свет Тирея и Климена, а также дочь Горгу, на которой женился Андремон, и Деяниру, которую, как говорят, Алтея родила от Диониса. Деянира умела править колесницей и занималась военными упражнениями; за право жениться на ней Геракл боролся с Ахелоем.

От Ойнея Алтея родила сына Мелеагра; говорят также, что истинным отцом Мелеагра был Арес. Когда Мелеагру исполнилось семь лет, к его родителям, как говорят, пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алтея схватила головню и спрятала ее в ларец. Мелеагр же, ставший неуязвимым и отважным витязем, погиб при следующих обстоятельствах. Когда осенью созрели плоды в его стране, Ойней принес начатки в жертву всем богам, забыв об одной только Артемиде. Разгневанная этим, богиня наслала на землю Ойнея вепря огромной величины и силы, из-за которого земля осталась незасеянной; он уничтожал скот и убивал всех, кто попадался ему на пути. Тогда Ойней пригласил принять участие в охоте на вепря всех самых отважных воителей Эллады, оповестив при этом, что тот, кто убьет вепря, получит в качестве трофея его шкуру.

Для охоты на вепря собрались следующие герои: Мелеагр, сын Ойнея; Дриас, сын Ареса, оба из Калидона; Идас и Линкей, сыновья Афарея из Мессении; Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды, из Лакедемона; Тесей, сын Эгея, из Афин; Адмет, сын Ферета, из Фер; Анкей и Кефей, сыновья Ликурга, из Аркадии; Иасон, сын Эсона, из Иолка; Ификл, сын Амфитриона, из Фив; Пиритой, сын Иксиона, из Лариссы; Пелей, сын Эака, из Фтии; Аталанта, дочь Схойнея, из Аркадии; Амфиарай, сын Оиклея, из Аргоса. Приняли участие и сыновья Тестия. Когда они собрались, Ойней стал угощать их, устроив пиршество, которое длилось девять дней. На десятый день Кефей и Анкей, а также некоторые другие стали говорить, что непристойно им выходить на охоту вместе с женщиной. Но Мелеагр, который был женат на Клеопатре, дочери Идаса и Марпессы, но хотел иметь детей также от Аталанты, принудил их выйти на охоту вместе с ней. Когда они обложили вепря, Гилей и Анкей погибли от клыков зверя, а Пелей нечаянно поразил дротиком Эвритиона. Первой ранила вепря Аталанта, поразив его стрелой в спину, вторым — Амфиарай, попав ему в глаз. Мелеагр же добил зверя, поразив его в пах. Взяв шкуру, он отдал ее Аталанте. Тогда сыновья Тестия, униженные тем, что трофей достался женщине, несмотря на то что в охоте участвовали мужчины, отняли у Аталанты шкуру, говоря, что она принадлежит им по праву рождения, поскольку Мелеагр не пожелал воспользоваться своим правом взять ее.

В гневе Мелеагр перебил сыновей Тестия и вернул шкуру Аталанте. Тогда Алтея, которую гибель братьев повергла в тяжкое горе, сожгла головню, и Мелеагр внезапно умер. Другие же говорят, что смерть Мелеагра наступила при других обстоятельствах, а именно следующих. Когда сыновья Тестия стали требовать, чтобы убитый зверь был отдан им, так как первым поразил его Ификл, началась война между куретами и калидонцами. После того как Мелеагр, приняв участие в войне, убил некоторых из сыновей Тестия, Алтея прокляла его, и Мелеагр, разгневанный, остался дома. Когда враги уже стали приближаться к стенам города и когда граждане стали молить Мелеагра о помощи, жена Мелеагра едва смогла убедить его, чтобы он принял участие в сражении. Перебив остальных сыновей Тестия, Мелеагр погиб в сражении. После смерти Мелеагра Алтея и Клеопатра повесились, а женщины, оплакивавшие его тело, превратились в птиц.

Аполлодор. Мифологическая библиотека

«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ

Традиционные СМИ нередко превращаются в рекламный рупор корпораций и все меньше ориентируются на читателей. Интернет-медиа, напротив, предлагают пользователям адресный контент, который можно творчески преобразовывать.

Доклад Елены Габриеловой

«Роль новых медиа в создании современного контента»

Симуляция значимости

В печатной прессе статьи по заказу рекламодателей нередко подаются «под соусом» социальной значимости, замечает исследователь. СМИ, идущие по пути такой «профессиональной симуляции», становятся маркетинговым агентством корпораций или отделом пропаганды политических структур, подчеркивает Габриелова. Очевидна тенденция продажи рекламодателю не только «полос» в изданиях, но и части самого контента. «Тематические вкладки ведущих деловых изданий зачастую создаются не под читательский запрос, а под тематическую рекламу», – пишет автор доклада. Тем самым, считает Габриелова, меняется «экономическая модель работы с информацией». То есть оплачивать информацию скоро будет распространитель, а не получатель.

Новые медиа, напротив, всячески демонстрируют установку на персонализацию информации. Такая адресность «просвещения» пользователя предполагает работу трех фильтров, отметила автор доклада:

  • пользователь сам создает закладки своего браузера – по интересам;
  • он выбирает себе во «френды» друзей, которые формируют его информационную ленту через механизм «вирусного редактора». Этот механизм включает перепосты информации, ее «редактуру», комментарии;
  • в интернете созданы алгоритмы релевантности: для пользователей существует персональная выдача информации на основе предыдущих «лайков», контактов и посещений.

Благодаря такой активной работе с читателями, новые медиа все успешнее конкурируют с традиционными. Елена Габриелова приводит пример торжества интернет-СМИ, который явственно показал, что в новой информационной среде читатель вполне может обходиться без традиционной прессы, телевидения и радио. Пример позаимствован у теоретика медиа, автора концепции «вирусного редактора» Андрея Мирошниченко.

Челябинский метеорит ударил по СМИ

Пример Мирошниченко иллюстрирует «самопроизводство» интернет-контента в ситуации с падением метеорита в Челябинске в феврале 2013 года. Один из знакомых медиа-эксперта разместил в интернете вопрос о деталях происшедшего через две минуты после падения метеорита. В ответ пошел поток видео, фото и текстовых свидетельств от «собственных корреспондентов» интернета с мест. Подключились и добровольные медиаобозреватели, которые отслеживали хронологию появления информации о метеорите в ведущих информагентствах – РИА Новости и «Интерфаксе». В результате у читателя не было необходимости заходить на сайты известных СМИ. «Вирусный редактор показал через ленту достаточное количество свежих фотографий и видео», – поясняет Елена Габриелова.

Read More

ЕС и его внутренние колонии? Краткие заметки на полях

Несмотря на все проблемы и ответный удар авторитаризма в нескольких странах Восточно-Центральной Европы, институциональный переход был успешен. Несмотря на экономический шок, последовавший за прорыночными реформами в начале 1990-х годов, серьезных попыток восстановить авторитарный режим и однопартийную систему не было. В 1997 году, изучая гипотезу Липсета, Адам Пржеворский и Фернандо Лимонджи не обнаружили никакой корреляции между уровнем экономического развития и демократическими преобразованиями. Однако, в соответствии с собранным ими массивом данных, успех демократических преобразований находится в зависимости от того, может ли новый демократический режим увеличить объем производства. Это говорит о том, что легитимация и успех демократизации зависят в первую очередь от экономического роста, и, конечно, от более высокого уровня благосостояния. Можно предположить, что в начале 1990-х рецессия, вызванная мерами шоковой терапии, не развернула демократические процессы вспять, потому что новое институциональное устройство оберегали внешние обстоятельства. В первую очередь, европейская интеграция и перспективы роста благосостояния, связываемые с критериями присоединения к ЕС, помогли сохранить в основном продемократические настроения на территории всей Восточно-Центральной Европы.

После экономических потрясений первых лет перехода, экономики стран Восточно-Центральной Европы усиливались. С 2008, однако, экономический рост снова замедляется. По всей Европе начинается сокращение социальных пособий и внедрение пакетов мер по строгой экономии. Стал расти уровень безработицы. Что касается экономических проблем, текущий экономических кризис, возможно, сказывался на благосостоянии не так сильно, как переход к рыночной экономике начала 1990-х годов. Ситуация в Восточно-Центральной Европе, однако, отличается от той ситуации, что мы имели два десятилетия назад. В начале 1990-х перспектива вступления в процветающий «клуб» Западной Европы нейтрализовала негативный эффект падения благосостояния. Сегодняшняя ситуация намного менее благоприятна для демократии, поскольку сейчас нет похожих внешних факторов, которые могли бы усилить легитимность хрупких демократических институтов. Наоборот, ныне на территории всего континента на своем подъеме евроскептицизм. Страны, которые экономический кризис затрагивает в меньшей степени, обвиняют ЕС в попытке перераспределить их богатство (и даже в том, что они держат свои рынки труда открытыми) в пользу «ленивых» и «безответственных» южных и восточных стран-членов ЕС. На юге, как и востоке, ограничения, предлагаемые ЕС (и МВФ), воспринимаются как ограничения национального суверенитета. Благодаря этому ЕС зачастую сравнивается с империалистской колониальной державой, эксплуатирующей слаборазвитые страны на периферии.

До финансового кризиса и наследующих ему течений евроскептиков ученые утверждали, что институциональная модернизация, спровоцированная вступлением в ЕС, делала демократический режим в Восточно-Центральной Европе «практически необратимым». Сейчас такие взгляды кажутся чрезмерно оптимистичными. Согласно нескольким социологическим исследованиям, солидарность и социальная сплоченность обществ Восточно-Центральной Европы ослабевала еще с начала демократических перемен в 1989 и 1990 годах. Посткоммунистические общества охвачены апатией, недоверием. Европейское социальное исследование 2010 года продемонстрировало, что доверие среди людей, а также вера в институты значительно ниже в бывшем коммунистическом блоке, чем в Западной Европе. Материалы т.н. «Исследования мировых ценностей» также говорят о том, что население посткоммунистических стран намного менее устойчиво по отношению к авторитарным методам руководства и военизированным режимам, чем западные европейцы. Согласно опросам общественного мнения в 2006 году, поляки, румыны, русские и грузины, по-видимому, поддерживают идею интерпретации законов религиозными лидерами. Исследование фонда Бертельсманна, опубликованное в июле 2013 года, обнаружило, что солидарность (которую определяют как помощь и ответственность в отношении других) в странах бывшего коммунистического блока находится на самом низком уровне по сравнению со всей остальной Европой. Жители Восточно-Центральной Европы, в целом, имеют высокий уровень недоверия по отношению к коллективным действиям. Они с меньшей вероятностью вступают в гражданские организации, неохотно голосуют на выборах. Посткоммунистический регион характеризуется социально раздробленными обществами и высоким уровнем недоверия.Все это говорит в пользу того, что социальные преобразования все еще отстают от институциональных. Хотя институты, благодаря вступлению в ЕС, демократизировались, демократические ценности еще не укоренились в политической культуре населения Восточно-Центральной Европы.

Как в 2007 году предсказал Жак Руприк, как только вступление в ЕС будет завершено, в отсутствии сильного гражданского общества и независимых СМИ новые демократии стран Восточно-Центральной Европы могут скатиться обратно к авторитарным режимам, к национальному популизму.

ЕС и его внутренние колонии? Краткие заметки на полях

1 175 176 177 178 179 268