7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?

Мы проанализировали самые важные изменения медийного ландшафта в прошлом году и постарались выделить основные тренды, которые будут влиять на СМИ в 2014 году.
Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines, проекта «Российской газеты»
Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №1/2014
1. Роботы-журналисты
Автоматически созданными текстами и в 2013 году мало кого можно удивить. Многие спортивные трансляции уже сейчас ведутся на сайте, скажем, sports.ru с помощью скриптов, обрабатывающих статистику того или иного матча. Читатели даже жалуются порой: как-то суховато сегодня матч комментируют. А на портале деловых новостей finmarket.ru робот создает новости на основе информации о торгах, накопленной за день. 3 декабря своего робожурналиста запустил и «Яндекс»: автоматические тексты на основе информации о пробках поведают читателям о дорожной ситуации в городах России.

В 2014 году мы увидим расширение жанров роботизированной журналистики и улучшение ее качества. Те же sports.ru работают над автоматическими фильтрами, которые сделают сухой текст трансляции похожим на речь Василия Уткина или Виктора Гусева, добавив характерные для ведущих обороты, любимые шутки и даже курьезные оговорки.
Взрыв разнообразной носимой электроники (браслеты с датчиками сердцебиения, шагомеры с термометрами) расширит объемы автоматической информации, на основе которой можно будет писать роботизированные тексты. Представляете, сколько людей подписалось бы на автоматические оповещения о состоянии здоровья Кейт Миддлтон незадолго до рождения ее сына, если бы у них была такая возможность?
2. Больше работающих моделей монетизации контента в интернете
2013 год был отмечен ростом введения «пейволлов» (платных моделей доступа к контенту в интернете), правда, в первую очередь в США и европейских странах. «Умные» модели доступа не перекрывали трафик резко и для всех, но начинали приносить деньги от так называемых «тяжелых пользователей», которым было нужно больше, чем 10, 20, 30 статей в месяц, – планку каждый издатель задавал сам.
В России об успешном внедрении пейволла пока говорят только «Ведомости». Телеканал «Дождь» ввел платную подписку на эфир и архив совсем недавно и пока не раскрывает результаты этого хода.
Остальные СМИ пытались заработать, например, на брендированном контенте (его еще называют нативной рекламой). Тут, конечно, отличился американский Buzzfeed, который получает основную долю трафика из социальных сетей и создает контент с высоким потенциалом вирусного распространения. Навыки журналистов издания по созданию такого контента оказались весьма востребованы и у рекламодателей – все рекламные проекты на Buzzfeed были созданы при участии сотрудников и показали неплохие результаты.
2014 год должен принести СМИ новые модели монетизации контента в интернете. Стартапов, которые экспериментируют на этом поле, много уже сейчас, но никому из них пока не удалось громко заявить о себе.
Австралийская Newsmodo, например, выступает в качестве агрегатора фрилансеров по всему миру и продает их истории и мультимедиа солидному пулу клиентов-СМИ. Цена варьируется в зависимости от степени эксклюзивности контента, сама площадка зарабатывает на проценте от каждой сделки.
3. Новые жанры в журналистике
Интернет и социальные сети перепахали традиционное поле журналистских жанров. К примеру, 2013 год был ознаменован появлением так называемой “журналистики скриншота”. Термин появился в отраслевых блогах и специализированных СМИ, связанных в первую очередь со стартапами и интернет-сервисами.Название самоочевидно и предполагает публикацию статьи на основе скриншотов (снимков экрана) email-переписки, сообщения в социальных сетях, комментариев к предыдущим материалам. В общем, для нишевых СМИ, которые не могут довольствоваться постоянным потоком новостей с лент, скриншотирование заявлений в соцсетях значимых для тусовки персон стало еще одной возможностью создавать больше контента. Лучше всего в жанре “журналистики скриншота” удаются, конечно же, споры и дебаты, например, на фейсбуке. Формат позволяет сохранять не только орфографию и пунктуацию, но также аватар, геотег и прочие атрибуты оригинального сообщения.

Какие еще новые жанры могут появиться в 2014? Ну, например, журналистика повседневных снимков.
1 ноября увидел свет первый коммерческий образец фотокамеры Memoto Narrative. От сотен тысяч моделей других камер ее отличает предполагаемый способ использования: камера должна крепиться к вашей одежде и делать автоматические снимки через каждую минуту. Важный момент: все снимки в обязательном порядке геотегируются, то есть привязываются к местности, так что при желании можно будет восстановить любой маршрут по опорным точкам.
Хотите прожить день актера? День доктора? День водителя? А за знаменитостями журналисты сами будут бегать, предлагая повесить на них камеру всего на один день.