Ученые из Йельского университета считают, что в ближайшие 200 миллионов лет Северо-Американская и Евразийская литосферные плиты столкнутся на Северном полюсе. Когда к ним позднее присоединится Африканская плита, возникнет единый суперконтинент, напоминающий древнюю Пангею, которая существовала сотни миллионов лет назад.
Однако пока этого не произошло, обширные океаны, отделяющие Северную Америку от западной и восточной частей Евразии, будут продолжать играть важную роль в эволюции геополитики.
Глобализация заставила нас по-новому воспринимать время и пространство, а технологии связи подтолкнули многих провозгласить «смерть расстояний». При этом существует и прямо противоположная идея – многие считают, что отдаленность Америки от Евразии отстраняет Соединенные Штаты от «арены истории» — быстро интегрирующегося евразийского суперконтинента, который формирует свое будущее независимо от Западного полушария и США. Технология, стоящая за интеграцией Евразии и коренным образом меняющая геополитический расклад, — вполне традиционна. Это железные дороги.
Ранее в этом месяце Китай пообещал вложить дополнительные 140 миллиардов долларов в 25 новых железнодорожных проектов по всей стране в рамках своей масштабной программы по стимулированию экономики, которая нацелена на создание рабочих мест и модернизацию национальной инфраструктуры. Каждый год Китай прокладывает на своей территории по 5000 километров нового железнодорожного полотна (к 2020 году у него будет больше высокоскоростных железных дорог, чем у всего остального мира вместе взятого), и вдобавок спонсирует модернизацию и строительство железных дорог по всей Евразии, в том числе — ведущих в Европу, которая уже давно лидирует в области массовых перевозок (к ней относятся 24 из 27 стран, имеющих высокоскоростные железнодорожные пути). Для сравнения — США не смогли выделить на железнодорожные проекты даже скромные 50 миллиардов долларов, о которых говорил президент Барак Обама. В итоге получается мрачная картина: пока Америка сидит дома и зализывает раны, китайская кровь течет по евразийским венам, объединяя самое густонаселенное и важное полушарие Земли в единое целое.
Сжимая географию
«В каждом англичанине живет врожденная любовь к железным дорогам», — писал Кристофер Портуэй (Christopher Portway) в «Угловом сидении» («Corner Seat») – одной из нескольких хроник его непростых и отважных железнодорожных путешествий времен холодной войны через величайший в мире континент, сквозь романы и конфликты цивилизаций. Для многих железнодорожные поездки — это по-прежнему нечто из времен Портуэя и «Восточного экспресса». «Культурные особенности» на таможнях и неприятности на паспортном контроле до сих пор часто портят жизнь путешественникам к югу и востоку от Польши. Портуэю в свое время неоднократно приходилось с трудом добиваться транзитных виз на въезде в страны, неожиданно переходившие к антизападному курсу – например, в Сирию и в Албанию. По его словам, ярлыки «розовой» и «красной» стран, налепленные холодной войной на Югославию и Болгарию, соответственно, точно отражали степень их недружелюбия.
Распад Британской Империи явно ударил по авантюризму и амбициозности британцев. Хотя когда-то железные дороги помогали империи проникать вглубь Африки и Азии. В 1990-х годах лондонские газеты ожесточенно спорили о том, какой из двух стран будет более выгодна железнодорожная сеть Eurostar, соединяющая Британию и Францию – две бывшие мировые державы.
Во времена промышленной революции Британия врывалась в окружающий мир, но теперь Китай прорывается к Британии – причем быстрее, чем люди успевают это осознать. Это движение на запад – одновременно результат промышленной революции и ревизия ее итогов. История легко становится с ног на голову – или с головы на ноги, в зависимости от точки зрения.
Железные дороги были ключевым транспортным средством 19 века, но развитие технологий придало им в 21 веке новую значимость. Во-первых, экспорт европейских и японских высокоскоростных железнодорожных систем в Китай в итоге должен сделать поездку по железной дороге через Евразию чем-то иным, помимо романтического сухопутного аналога трансатлантического круиза. Государственные программы поддержки железнодорожной отрасли и высокий спрос на деловые поездки на короткие расстояния подтолкнули Европу и Китай вложить в высокоскоростные дороги в общей сложности больше 200 миллиардов евро только в 2009 году. В Италии высокоскоростной железной дорогой, пересекающей страну, владеет даже частный конгломерат NTV.
Read More