Медузы и бесы

Не уверен, что все присутствующие знакомы с делом «Сети». Большинство, однако, знакомы с информационным сопровождением этого дела.

Палачи, опричники, сатрапы, деспот и мещанин, не ломайте мне руку! Там всё это в одной куче.

И вдруг выясняется, что на этой «Сети» ещё и два жестоких убийства, надругательства над трупами, умышленное заражение СПИДом и ебля несовершеннолетних.

Разумеется, пострадал публикатор, в нашем случае, рижская «Медуза», которую либеральные люди со светлыми лицами подвергли обструкции со всей классовой ненавистью. Была медуза рукопожатная — стала медуза токсичная.

Это, кстати, в медузной среде обычное дело. Есть медузы съедобные, которых доводилось мне есть, причём с удовольствием. А есть увековеченная в Шерлокиане медуза-убийца цианея (на самом деле цианея не убийца, её оболгали).

Дискуссия идёт — гром гремит, кусты трясутся. Про этот случай который день трубят по БиБиСи. Текст БиБиСи содержит хрестоматийный мартиролог живых мертвецов новейшего русского журнализма, но какой накал страстей — душа радуется.

Есть, разумеется, и отстранённый взгляд. Слегка. Покровительственно так, рукой мастера:

Вся наша журналистика как в капле, как говорится
1) Толпа журналистов знала про убийство или исчезновение людей примерно год, но не писала, чтобы не навредить. Потому что эти журналисты — сплошь активисты. Ну, ничего, найдется же, кто-то, кто напишет.
2) Нашелся и написал. Написал так, как лучше бы и не писал вовсе: вопросов нужных не задал, русским языком решил не заморачиваться. Главное, чтобы из текста было понятно, что есть активисты хорошие, а есть «просто пиздец». Потому что журналист и сам активист. Ну, ладно, найдется же редактор-неактивист. Желательно, чтобы нашелся сразу лучший редактор в стране.
3) И он нашелся.

Станете читать расследование «Медузы» — вольно ж вам.

Там нет ничего удивительного. Любой культурный либеральный поклонник сумрачного гения нет-нет да и поминал «Бесов», да ещё в каком-нить полемическом запале.

Так вот «Бесы» — это и есть то самое расследование, проведённое «Медузой». Репортёры только поменяли имена, фамилии и время действия. А всё остальное — один к одному.

Дело «Сети» суть нечаевщина в чистом, незамутнённом виде. Даже мотивы убийства абсолютно идентичны: предательство дела революции. И modus operandi похожий. С последующим утоплением трупов в болоте (Нечаев, как известно, трупы топил в пруду). Похожа, как два сапога об лёд, и реакция нынешней и тогдашней публики.

Недаром говорил великий и мудрый Михаил наш Евграфович Салтыков-Щедрин, первый аналитик процесса нечаевцев, приводя цитату из «Московских Ведомостей»:

«Публика осталась в некотором недоумении; на преступников обрушились кары, рассчитанные по такой-то и такой-то статье уголовного законодательства; но образ мыслей, лежавший в основе их действий, не только не подвергся порицанию, но даже прославлен. Нигилистов ссылают на каторгу, нигилистов сажают в тюрьму, а нигилизму пред лицом суда воздан некоторый почет».

Именно этот парадокс в сочетании с общей атмосферой нечаевского процесса и вскрывшихся в ходе его вполне себе инфернальных особенностей революцьонерского житья-бытья, разбудил Ф.М. Достоевского. Который проснулся в своём Рулетенбурге, оторвал голову от игорного стола, взял пару бутылок чернила, жирного гуся, для перьев... Да и набросал текст «Бесы». Читали? Или не читали, но осуждаете?

Не хочете «Бесов»? Можно и не «Бесов», их есть у меня. Про Азефа слыхали? Ну, конечно, кто ж не знает Евно Фишелевича?

И вот когда журналист-расследователь Бурцев вскрыл Азефа, точно так же, как «Медуза» вскрыла «Сеть», Бурцева вызвали на суд ЦК партии эсеров. В Париже, натурально. Все русские революционеры тогда и сегодня желают судиться непременно чтоб в Париже. И там действительно был такой партийный суд, и Бурцев с бумажками в руках всё доказал собравшимся. Среди которых был мощный старик, князь-бунтарь и отец русской анархии Кропоткин, братья по партии Чернов с Натансоном, и прочие Гоцлиберданы.

В общем, все они пришли к выводу, что Азеф — полицейский агент спецслужб под прикрытием, внедрённый в террористическую среду. В наше-то время такому Азефу Трамп цветы бы слал. Да что Трамп?! Быть Азефу сейчас Героем России. А тогда он был провокатор, по тогдашней терминологии. Какое же решение принимает ЦК партии эсеров?

ЦК принимает, конечно, правильное решение.

Дальнейший ход разоблачению Азефа не давать, поскольку это может убить саму партию эсеров.

Мотивировочную часть решения партийного суда я опускаю. Но вам и так всё понятно — нельзя давать повод сатрапам и опричникам для информационного погубления святого дела людей со светлыми лицами времён начала ХХ века .

А гигант журналистских расследований, Шерлок Холмс русской революции Бурцев стал нерукопожатным, эсеры его даже застрелить хотели. А как же, он же сор из нашей революцьонной избы вынес, непременно его надо застрелить.

Сейчас-то к людям уже помягше, а на вопросы смотрят ширше. Поэтому в «Медузу» не стреляют, а просто мажут её говном. Вот что я нашёл у одного из участников дискуссии о нужности/ненужности публикации расследования на «Медузе»:

«Второй день читаю посты и комменты про «подментованную Медузу», про «отрабатывают за Голунова»; смотрю на картинку Елкина, где нарисована медуза с погонами. И это ужасно грустно. Меня очень расстраивает, что читатели готовы так быстро отворачиваться от любимого ими издания, только потому что издание вдруг написало текст, который не соответствует их картине мира. И это аудитория Медузы — которая вроде как считается Самой Продвинутой В России».

Насчёт аудитории я ничего сказать не могу. Кроме общеизвестного «по мощам и елей». Но этот незнакомый и неблизкий мне автор точно уловил тональность всех бывших читателей «Медузы»:

Ну ни в пизду «Медуза» сейчас со своим расследованием, ни в Красную Армию (с Праздником, кстати!) 

Не время сейчас, товарищи.

Такова их дислокация.