Новое поле боя для Третьей мировой наших дней

В начале марта примерно 7,5 тысяч американских солдат отправятся в Норвегию, чтобы присоединиться к тысячам других солдат стран НАТО, и провести учебные бои с якобы вторгшимися российскими войсками в рамках учений под названием «Холодный ответ 2020». На первый взгляд, учения могут показаться обычной тренировочной практикой войск НАТО, но только на первый взгляд. Для начала, они будут проводиться за полярным кругом — что далеко от обычных условий боя для альянса, и поднимает конфликт великих держав на новый уровень, что может закончиться обменом ядерными ударами и взаимным уничтожением.

Без ведома большинства американцев район Норвегии под названием Финнмарк и прилегающая к нему российская территория становятся одним из наиболее вероятных полей сражения для первого применения ядерного оружия в возможном будущем российско-натовском конфликте. Поскольку Москва сосредоточила существенную часть своего ядерного арсенала на Кольском полуострове, то любой успех войск НАТО против армии России вблизи этой территории поставит под угрозу сосредоточенное здесь ядерное оружие и может привести к заблаговременному применению такого вида вооружений.

Не считая портов на Балтике и в Черном море, имеющих доступ в Атлантику только через проходы, легко перекрываемые силами НАТО, единственный российский порт с беспрепятственным доступом к Атлантическому океану находится в Мурманске на Кольском полуострове. Поэтому неудивительно, что этот порт также является штаб-квартирой наиболее мощного флота России — Северного, и местом расположения многочисленных авиационных, пехотных, ракетных и радиолокационных баз, а также морских верфей и ядерных реакторов. Другими словами, это один из самых чувствительных военных регионов современной России.

Понимая все это, президент Путин существенно восстановил этот пришедший в упадок после распада Советского Союза флот, снабдив его одними из самых современных боевых кораблей страны. Также в Мурманской области находятся десятки современных истребителей МиГ и широкий ряд систем противовоздушной обороны. Наконец, в конце 2019 года российские военные дали понять, что в Арктике они впервые поставили на боевое дежурство баллистическую ракету воздушного базирования Кинжал, предположительно, всего в 125 милях от Финнмарка — места для будущих военных учений НАТО.

Однако еще более важным является то, что Москва укрепляет в этом регионе свои ядерные силы. Как и в случае с США, у России имеется ядерная «триада» систем доставки ядерного оружия. В соответствии с условиями Нового договора о сокращении стратегических вооружений (Новый СНВ), подписанного двумя странами в 2010 году, русские могут развернуть не более 700 систем доставки, способных нести не более 1550 боеголовок. Однако этот договор истекает в феврале 2021 года, если обе стороны не согласятся на продление, что в эпоху правления Трампа становится все более маловероятным. По данным Ассоциации по контролю над распространением вооружений, считается что у русских сейчас на вооружении (в соответствии с договором о СНВ) боеголовки на 66 тяжелых бомбардировщиках, 286 баллистических ракетах и 12 подводных лодках со 160 баллистическими ракетами. Восемь из этих подводных лодок приписаны к Северному флоту, что значит, что 110 ракет как минимум с 500 боеголовками размещены в Мурманской области.

Для российских ядерных стратегов такие атомные подводные лодки считаются наиболее «живучими» из всех ответных систем страны. В случае обмена ядерными ударами с Соединенными Штатами, тяжелые бомбардировщики и МБР страны могут оказаться относительно уязвимыми для упреждающих ударов, поскольку их местонахождение известно. Однако подводные лодки могут отбыть из Мурманска на просторы Атлантического океана, исчезнув там, как только начнет назревать кризис, и таким образом, предположительно, будут оставаться скрытыми от систем слежения США. Однако чтобы это сделать, им надо пройти Баренцево море, не дав себя обнаружить находящимся поблизости натовским силам. Другими словами, для Москвы сама возможность сдерживания ядерного удара со стороны США зависит от способности защитить свою военно-морскую твердыню в Мурманске. Поэтому неудивительно, что этот район имеет огромную стратегическую важность для российских военных аналитиков, и будущие учения НАТО в этом регионе конечно представляют угрозу.

Во времена холодной войны Вашингтон считал Арктику важной стратегической ареной и создал по всему этому региону сеть военных баз. Основной их задачей было перехватить советские бомбардировщики и ракеты, направлявшиеся через Северный полюс к своим целям в Северной Америке. После распада Советского Союза в 1991 году Вашингтон многие из этих баз забросил. Однако теперь, во время возобновления конкуренции великих держав, многие из этих баз снова заселяются, а также создаются новые. Арктика снова рассматривается в качестве потенциального места для конфликта с Россией, и американские войска готовятся там к возможному сражению.

Холодный ответ 2020 должен рассматриваться в контексте этих событий. О предстоящих учениях мало что известно, но нетрудно представить, каким, по крайней мере, отчасти, мог бы быть их возможный сценарий: какое-то столкновение США и России приведет к нападению русских с целью захватить радарную станцию в Вардё и в штабе обороны Норвегии в Будё на северо-западном побережье страны. Норвежская армия (а также дислоцированные в этом районе морские пехотинцы США) смогут замедлить но не остановить войска вторжения, пока не начнет прибывать подкрепление с европейских баз НАТО. В итоге ситуация конечно переломится и русские вынуждены будут отступить.

Неважно, каким будет официальный сценарий учений, для военных аналитиков Пентагона цели гораздо шире. Любому российскому нападению на критические норвежские военные объекты будет предшествовать интенсивная воздушная и ракетная бомбардировка и прямое развертывание крупных боевых кораблей. Это, в свою очередь, вызовет соответствующие ответные ходы со стороны США и НАТО, что, возможно, выльется в кровопролитные столкновения и большие потери с обеих сторон. Во время этого кризиса ядерные силы России окажутся под угрозой и будут переведены в режим повышенной боеготовности. Любые ошибочные действия затем могут привести к тому, чего человечество боялось с 1945 года: ядерному апокалипсису на планете Земля.

Невозможно узнать, в какой степени такие соображения включены в засекреченные версии этих будущих учений, но едва ли они выпали из поля зрения. И действительно, во время учений 2016 года были задействованы 3 ядерных бомбардировщика B-52 Стратегического воздушного командования США, что указывает на то, что американские военные прекрасно осведомлены об эскалационных рисках при любом крупном столкновении США и России в Арктике.

В общем, то что может казаться обычными учениями в отдаленной части мира, в действительности является частью новой стратегии США в попытках одолеть Россию в критически важной для ее обороны зоне — стратегия, которая легко может закончиться ядерной войной. Русские конечно отлично это понимают и вне всяких сомнений, внимательно будут наблюдать за этими учениями.

С тех пор, как в 1949 году Советы обзавелись собственным ядерным оружием, стратеги задаются вопросом, как и где может начаться полномасштабная ядерная мировая война. Одно время считалось, что начало такому конфликту будет положено при столкновениях
где-то на границе разделенного Берлина, либо на границе Западной и Восточной Германии. Однако после холодной войны страхи такого сценария исчезли, и мало кто теперь задумывается о такой вероятности. Однако сегодня, глядя в будущее, перспектива катастрофической Третьей мировой снова становится совершенно реальной, и на этот раз, похоже, ядерный Армагеддон будет спровоцирован каким-то инцидентом в Арктике.

Новое поле боя для Третьей мировой наших дней