Красота остается главным женским капиталом

Возрастные границы стремительно стираются и уже не влияют на биографии людей, как прежде. Тем не менее возраст остается значимым фактором в социальном взаимодействии. Для женщин возрастное самоопределение тесно связано с внешним видом. Поэтому красота остается одним из главных объектов женских инвестиций в себя. К такому выводу пришли сотрудники Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в ходе реализации проекта* «Возраст в работе»: конструирование возраста девушками и молодыми женщинами».

Социальные и культурные ожидания относительно того, что человек должен делать и кем он должен быть в том или ином возрасте уже не так сильны, как еще несколько десятилетий назад. В то же время возраст приобретает важность в процессе самопрезентации в социальном окружении. Молодость является своего рода отдельным атрибутом успешности. Не важно, сколько человеку лет, важно то, насколько он сам себя чувствует и как преподносит социуму свой возраст.

cinderella_by_elias_chatzoudis-d830ul2
 Beauty

Особенное значение это имеет для женщин, чье конструирование и восприятие своего возраста тесно связано с внешностью и телесностью. Исследователи ЦМИ решили выяснить, как женщины на разных этапах жизни воспринимают свой возраст в связи с изменениями, которые происходят с их телом и внешностью. В фокус исследования было взято два возрастных периода – 15-20 лет, как время жизни, связанное с взрослением, и 30-35 лет, как переходный период от молодости к среднему возрасту. Исследователи провели 40 лейтмотивных полуструктурированных интервью (по 20 в каждой возрастной группе) с жительницами Санкт-Петербурга, представляющими условный рабочий и условный средний класс. В ходе работы над проектом авторы также сделали теоретический обзор российских и зарубежных исследований на тему того, как в современном обществе воспринимаются и конструируются возраст и внешность.

Хронологический возраст не вписывается в психологический

Read More

Куда исчез из СМИ человек труда?

Образ рабочих в СМИ фрагментарен и неадекватен. В прессе речь идет либо об обезличенной рабочей силе, которая рассматривается с сугубо экономической точки зрения, либо о наиболее ярких, экстраординарных «персонажах». Зарисовок же с натуры этого социального слоя в СМИ нет — из-за общественной пассивности самих рабочих, идеологической позиции изданий и недостаточного развития гражданского общества.

Жизнь рабочих стала для средств массовой информации либо экзотическим сюжетом, который лишь время от времени появляется в статьях, либо простой экономической «функцией», которую оценивают в количественных показателях (производительность труда, число проведенных часов у станка и пр.).

Куда исчез человек труда?
Куда исчез человек труда?

Подобное отсутствие адекватного и объективного дискурса о рабочих объясняется их низкой социальной активностью, направленностью и задачами самих СМИ, а также слабым развитием публичной сферы, отметили научный сотрудник Института социологии РАН Александрина Ваньке и социолог Максим Кулаев в докладе «Репрезентации рабочих в российской печатной прессе». Он состоялся на Международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства», которая прошла в Высшей школе экономики.

Исследователи отобрали 53 статьи о рабочих за 2013—2015 годы и провели 8 экспертных интервью с представителями печатных изданий. В их числе «Ведомости», «Коммерсант» (журналы «Деньги», «Огонек», «Секрет фирмы»), «Форбс», «Русский репортер» и пр.

Образы рабочих в прессе выглядят либо «кисло» (такое определение в 2010 году, в свою бытность президентом, дал Дмитрий Медведев), либо вообще не появляются в статьях.

Read More

Рабочие не делают сбережений

У российских рабочих есть доходы, но при этом почти нет свободных средств. Значительную часть денег они тратят на предметы отнюдь не первой необходимости, которые в массовом сознании служат «опознавательными знаками» достатка и благополучия. «За последние 7 лет уровень потребления рабочими модных гаджетов, дорогостоящей бытовой техники и автомобилей сравним с потреблением россиян, занимающих позиции среднего класса», – рассказала научный сотрудник Института гуманитарного развития мегаполиса Анастасия Каравай.

В связи с подобным демонстративным потреблением рабочие почти не делают сбережений. А если и делают, то это, как правило, очень небольшие «подушки безопасности» на случай непродолжительных финансовых неурядиц, отметила Каравай в докладе «Заведомо проигравшие: отношение российских рабочих к ресурсам и реформы социального государства». На фоне рисков экономического кризиса и увольнений такое финансовое поведение рабочих может привести к тому, что «именно эта группа станет одной из наиболее уязвимых в российском обществе», полагает исследователь.

Предметом ее анализа стало сберегательное поведение не только «классических» рабочих высокой, средней и низкой квалификации, но и «розовых воротничков» – рядовых работников торговли и бытового обслуживания.

Исследование опирается на данные общероссийского опроса Института социологии РАН «Средний класс в современной России: 10 лет спустя», проведенного в феврале 2014 года. Выборка составила 1600 человек в возрасте от 16 до 87 лет.

Доходы идут в расход

Высококвалифицированные рабочие по доходам приближаются к нижним ступеням среднего класса. Однако даже на фоне достаточно приличных заработков многие из них не делают сбережений. «Среди трех групп рабочих около 60% не имеют свободных средств», – указывает Каравай. Если рассматривать отдельно по группам, то статья «потребление» примерно равновелика статье «сбережение». Таким образом, ситуация отсутствия свободных денег объясняется склонностью к росту потребления в ущерб накоплению.

При этом в процессе потребительской гонки рабочие готовы «залезать в долги» и брать кредиты.

Read More

Золотодобывающая индустрия в ЮАР исчезнет к 2020 году?

Южноафриканская горнодобывающая промышленность в беде. В этом нет сомнений, можно обсуждать только размеры бедствия.

После мирового финансового кризиса эта базовая отрасль современной экономики страны работает с перебоями. Инвесторы и все, кого интересует роль добычи минералов в экономике, желают знать, куда всё это движется.

Приближаемся ли мы к точке, где начнётся разворот? Или есть вероятность, что ухудшение продолжится?

Выступая на конференции «Час силы» фондовой биржи Йоханнесбурга, специалист по добыче в компании Cadiz Corporate Solutions Питер Мейджор (Peter Major) высказал предостережение: не следует ждать, что всё будет всегда возвращаться к историческому среднему. Добывающая отрасль в Южной Африке за последние несколько десятилетий изменилась так сильно, что «прежние правила более не применимы».

«Южная Африка одна из богатейших стран с точки зрения минеральных ресурсов, — сказал Мейджор. У нас больше ресурсов, чем у России и США, вместе взятых. Эта была самая крупная добывающая страна в мире на протяжении 100 лет, но теперь она сдала позиции».

Мейджор указал, что такие проблемы, как вмешательство правительства, влияние профсоюзов и конфликты между ними, а также законы о расширении экономического участия коренного африканского населения — всё это привело к резкому снижению уровня добычи.

«Кто несёт ответственность? — спросил он. — Ответ где-то между «никто» и «все», и в любом случае это разрушительно».

Особенно его беспокоит то, что отрасль превратилась в юридическое минное поле.

«Невозможно повышать производительность, если это регулируется законодательно, — говорит Мейджор. — Никогда не видел и не слышал о таком. А в добывающей отрасли законов больше, чем в любой другой».

Отрасль в упадке

Read More

Каким каналам больше доверяют зрители

Уровень доверия к некоторым кабельным каналам выше, чем к федеральным

Телевидение продолжает оставаться основой медийных коммуникаций в России, обладая самой обширной аудиторией, самым глубоким проникновением, и (что закономерно) генерируя самые большие рекламные бюджеты. Влияние телевидения на умы россиян сложно переоценить: 72% наших соотечественников продолжают смотреть ТВ ежедневно, именно телевизор формирует повестку дня и социальные настроения, о чем говорят многочисленные исследования социологов.

Главную роль в развитии ТВ в России играют эфирные телеканалы: именно их смотрят больше всего, именно их сигнал доходит до самых отдаленных уголков нашей страны, где практически нет газет и журналов, FM-радиостанций и высокоскоростного интернета. Параллельно набирают влияние кабельно-спутниковые каналы, совокупная доля которых вполне сопоставима с крупнейшими федеральными телеканалами.

Именно телевидение формирует у большинства россиян взгляд на происходящие в стране и за ее пределами события. В кризисный период спрос на своевременную и объективную информацию многократно возрастает — поэтому мы решили выяснить, каким телеканалам с новостным контентом больше всего доверяют наши сограждане.

Read More

1 43 44 45