Так происходит каждый раз. Падает какой-нибудь самолет, сотни погибших, и немедленно, еще до того, как становятся известны какие-либо факты, все пытаются угадать причины произошедшего. Будто бы возникает необходимость заполнить гигантскую пустоту, и если это невозможно сделать с помощью фактов, она тут же заполняется дилетантскими догадками, выдумками и различными теориями. Именно так произошло с крушением лайнера Metrojet Flight 9268 над египетской пустыней. Российский самолет развалился в воздухе, и все 224 человека включая экипаж, находившиеся на борту, погибли.
Сразу стали появляться сообщения о якобы имевшем место ракетном ударе, а также о взрыве в топливном баке. Возникали также разговоры о ранее существовавшем повреждении корпуса самолета, возникшем от удара хвостовой частью фюзеляжа. Сейчас в прессе циркулируют утверждения о том, что на борту могла находиться тайно пронесенная кем-то бомба.
Однако, основная часть информации до сих пор не выяснена. Следственная комиссия будет анализировать данные, полученные с бортовых самописцев (черных ящиков), которые покажут, как работали в момент аварии системы самолета. Важные сведения должны быть получены также в результате осмотра района катастрофы. Состояние обломков позволит сделать вывод, было ли ее причиной детонирующее взрывчатое вещество.
Вы разочарованы? Наверняка. Тогда вам следует прочесть это краткое и доступное руководство, которое поможет правильно понимать сенсационные сообщения СМИ об авиакатастрофах.
1. Первая версия, которую вы услышите, скорее всего неверна. Непосредственно после крушения, вы, по всей вероятности прочтете заголовки вроде «Клубок противоречивых мнений». Такие сообщения можно смело игнорировать. Кроме того, если вам встретится подобный заголовок, обратите внимание на название источника. Попробуйте понять, действительно ли люди, на которых ссылаются авторы, компетентны в данном вопросе, или они просто высказывают свои догадки. Это может сделать любой.
Обратите внимание, не имеет ли цитируемый источник информации юридической заинтересованности в данном вопросе. Если представитель авиакомпании утверждает, что технические неполадки или ошибка пилота абсолютно невозможны, помните, что в подобных случаях эти компании ожидает судебное дело и нешуточные последствия. Руководство аэропорта всячески отрицает какую-либо вероятность террористического акта? Разумеется, они всегда так поступают. Их вполне можно понять.
2. В какой-то момент вы можете услышать, как кто-то утверждает, что «самолеты не могут просто… (вставьте вариант по вкусу)». Такие люди ошибаются множество раз. Например, фраза вроде «самолеты не могут просто так падать с неба» нередко звучала после крушения MetroJet. Вообще-то, и такое иногда происходит, хотя следует признать, что это действительно очень редкий случай.
Хотя выражение «падать с неба», разумеется, дилетантское, самолеты на самом деле иногда врезаются в грунт или взрываются в воздухе по таким причинам, которые невозможно сразу установить. Однако, со временем эти причины становятся известны. Read More