Джон Сёрл: Мы знаем много открытий в философии прошлого века, и я бы не стал ранжировать их. Но я могу сказать о себе. Наиболее важной моей книгой для меня самого была опубликованная в 1983 году работа «Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind». Я понимаю, что в ХХ веке было много книг, и каждый сможет назвать получше, чем эта, но мне она дороже всего.
ФК: Что вы думаете о роли классического американского прагматизма (Пирс, Джеймс, Дьюи) в современной философии?
Д.С.: Я не думаю, что у него вообще есть какая-либо значимая роль. Из всех троих наиболее важен Пирс, но очень трудно понять, что именно он говорит, и большинство людей просто не обращает на него внимания.
ФК: Ричард Рорти как-то сказал, что Деннет — это Деррида аналитической философии. И у вас были крупные дискуссии с обоими. Что вы думаете об этом сравнении?
Д.С.: Я думаю, что Рорти плохо понимает Деннета. Да, Деннет плохой философ, но совсем не шарлатан. Он плохой философ, так как его работы основаны на двух ошибочных теориях: бихевиоризме и верификационизме. Эти теории не дают ему адекватного подхода к сознанию и интенциональности. Если вы утверждаете, что сознание не проявляется иначе, кроме как в объективно наблюдаемом поведении, и что утверждения о сознании могут быть объективно и публично верифицированы лишь в соотнесении с этим поведением, то вы придерживаетесь некогерентной теории сознания.
Деррида — много хуже. Он просто шарлатан. Я могу это доказать, но вряд ли оно того стоит.
ФК: Вы известны как философ здравого смысла. В истории философии было несколько философов, учения которых соотносили с этим понятием: Томас Рид, Джеймс Битти, Джордж Эдвард Мур и другие. Есть ли какая-то связь между вашим способом делать философию и этими классическими авторами?