ГЕРОЯМ ПЛЕВНЫ

10 декабря 1877 года русские и румынские войска взяли Плевну. Вопреки устоявшемуся мнению, Плевна не была крепостью, а была глубоко эшелонированным районом обороны, типа Авдеевки/Артёмовска/Мариуполя (ненужное зачеркнуть). Короче, это был не Измаил, который Суворов взял за четыре часа.
Русско-румынские войска грызли турецкие окопы в Плевне 5 месяцев. Потом князь Мещерский сделает сборник про русско-турецкую войну, там есть отдельно про Плевну, и про окопное сидение на горшках.

На третий день с утра занялись устройством бойниц. Белые мешки, наполненные землею, первоначально оказывались неудобными. Они составляли ясную мишень для цели, и несколько солдат, сложивших себе бойницы из двух мешков, по длине положенных слишком широко, и третьего, положенного сверху, поплатились жизнью и в товарищах поселили недоверие к этому способу закрытия. Стали мешки марать, но сухая земля плохо приставала, а вода была далеко.

После многих опытов остановились на бойнице из двух положенных по длине мешков, возможно замаранных и засыпанных со стороны неприятеля землею. На эти мешки накладывалась настилка из сучьев и хвороста, которая засыпалась сверху землею. Общего для всех типов бойниц не было, и желавшие настилку из хвороста заменяли мешками с землею. В этом случае сверху клали два мешка, так как один пробивался пулями. После устройства бойниц в людях явилось полное сознание безопасности. Сидеть в передовой траншее было безопаснее, чем находиться в резервах, для которых траншеи еще не были окончены. Всякая прогулка в тыл к кухням или резервам была сопряжена с известным риском. Ходы сообщения еще не были готовы, а некоторые участки их весьма искусно фланкировались из неприятельских траншей.

Не безопасно было также выходить их траншей для отправления естественных нужд. Эти неудобства, благодаря энергии распорядителей саперными работами, уменьшались, можно сказать, не по дням, а по часам. Ход сообщения довели до резервных траншей; вместо одного устроили два хода (один за правым, другой за левым флангами). Каждая роты устроила себе отхожие места и соединила их с траншеей ходом. Каждодневно старые ямы засыпались и вырывались новые.

Во все последующие затем дни не прекращались и главные работы по усилению занятой нами позиции. Главная цель усиления уже выдержавших турецкую атаку траншей заключалась в возможном уменьшении числа войск необходимых для защиты позиций. Вместе с этой целью не упускалась и забота о нанесении противнику вреда. Изучалось расположение неприятельских укреплений; результаты этого изучения сообщалось батареям, расположенным на Артиллерийской горе, на восточной стороне Радишевского оврага, и на наши батареи на Брестовацкой горе. Батареи эти, пристрелявшись, били турецкие траншеи продольным огнем. Кроме того, с левого фланга наших траншей на первом гребне Зеленых гор явилась возможность фланкировать участки неприятельских траншей, расположенных на втором гребне этих гор. Для этой цели употреблялись частью стрелки 3-й стрелковой бригады с берданками, частью особая команда с крепостными ружьями, приданная к нашему отряду. Ружья эти были довольно метко и с большою силою на дистанции свыше двух тысяч шагов.

Сборникъ военныхъ разсказовъ, составленныхъ офицерами-участниками войны 1877—1878 ​ггъ​., томъ II. Изданіе Кн. В. Мещерскаго, ​СПБЪ​, 1879.