Гамбург – Галифакс – водородный коридор

Зеленый водород занимает центральное место в недавно объявленном Трансатлантическом зеленом коридоре.

Справочно:
Зеленый водород получают путем электролиза воды с использованием электричества из возобновляемых источников энергии. Это самый дорогой из топливно-энергетических водородов, но по мере снижения стоимости возобновляемых источников энергии и электролизеров ожидается, что его цена будет постепенно снижаться. Другой тип зеленого водорода производится из биогаза с использованием отходов животноводства, сельского хозяйства и/или бытовых отходов.

Порт Гамбург на северо-западном побережье Германии и канадский порт Галифакс на восточном побережье договорились помочь сократить выбросы углерода от судоходства в Северной Атлантике путем создания портовой инфраструктуры для бункеровки зеленым водородом.

В настоящее время основными видами бункера, наиболее широко применяемыми морскими перевозчиками, являются газойль и низкосернистые мазуты. Все альтернативные виды бункера имеют определенные сложности в применении с точки зрения стоимости, доступности, безопасности и ограничений, обусловленных более низкой по сравнению с ископаемыми видами топлива энергоотдачей.

Судовое топливо подразделяется на два основных вида:

Тяжелое топливо — мазуты с вязкостью от 30 до 700 мм/с ( Residual или Intermediate Fuel Oil (IFO));
Легкое топливо – дистилляты (Distillate или Marine Diesel Oil (MDO) и Marine Gas Oil (MGO)).

В настоящий момент в судоходстве применяется единый международный стандарт ISO 8217, который определяет качественный состав судовых топлив.

Вернёмся к зеленому коридору «Гамбург-Галифакс». Немногие суда на самом деле курсируют напрямую между двумя портами. Данные портового захода MarineTraffic показывают, что с начала этого года до 9 октября только четыре судна прибыли в Галифакс напрямую из Гамбурга, и еще несколько судов прибыли с востока на запад — 16 судов отправились прямо из Гамбурга в Галифакс.

Однако Атлантика является самым оживленным океаном в мире, где ежедневно проходят сотни судов. Будущий зеленый коридор , скорее всего, станет катализатором перехода на использование зеленого водорода в качестве топлива для многих судов, курсирующих между Европой и Северной Америкой, а не только для двух портов.

Это второй зеленый коридор через Атлантику после объявления портом Антверпена в Бельгии и Монреалем в ноябре прошлого года.

Администрация порта Галифакса заявила в пресс-релизе , что в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании два порта будут способствовать сотрудничеству между другими игроками в цепочке создания стоимости, включая судоходные линии, и будут лоббировать регулирование, финансовые стимулы и нормативно-правовую базу для поддержки декарбонизации.

В порту Галифакса заявили, что надеются, что Меморандум о взаимопонимании «позволит канадским компаниям более легко внедрять свои технологии на немецком рынке и предоставит немецким компаниям возможность инвестировать в растущие производственные мощности в Канаде».

Меморандум о взаимопонимании по зеленому коридору Галифакс-Гамбург является одним из ряда объявлений о коридорах с тех пор, как Англия обнародовала Клайдбэнкскую декларацию, призывающую к созданию коридоров с нулевым уровнем выбросов, после саммита ООН по климату COP26 в Глазго в прошлом году. В настоящее время конвенцию подписали 24 страны, включая Германию и Канаду.

Концепция была основана на признании того, что сложность и масштабы достижения нулевых выбросов на глобальном уровне огромны. Поощряя сотрудничество между топливной инфраструктурой и судами, регионами и странами на конкретных маршрутах, проблемы становятся более управляемыми.

«К 2025 году цель состоит в том, чтобы создать как минимум шесть таких коридоров, каждый из которых будет проходить между двумя или более портами. Есть надежда, что к 2030 году будет введено в эксплуатацию гораздо больше маршрутов», — говорится в Декларации Клайдбэнка.

Для реализации этих целей будет использоваться зеленый водород, зеленый этанол и зеленый метанол, а также биотопливо, такое как биодизель и возобновляемый природный газ, а также гидроэнергетика от поставщика электроэнергии из Квебека.

Другие проекты морских зеленых коридоров включают партнерство между европейскими портами Гдыня, Гамбург, Рённе, Роттердам и Таллин, вместе с Mærsk McKinney Møller Center for Zero Carbon Shipping для создания новой европейской сети зеленых коридоров.

Между тем, также разрабатываются варианты с нулевым уровнем выбросов для Ла-Манша, который разделяет юго-восточное побережье Великобритании и северное побережье Франции. Британский порт Дувр уже выиграл тендер на финансирование технико-экономического обоснования консорциума Green Corridor Short Straits (GCSS) по созданию первого в своем роде в Великобритании торгового маршрута с нулевым выбросом углерода. Партнерство также включает порты Кале и Дюнкерк.

Между тем, в августе порты Сингапура и Роттердама подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий «создание самого длинного в мире зеленого и цифрового коридора для обеспечения судоходства с низким и нулевым выбросом углерода». В рамках этого соглашения рассматриваются различные виды топлива, включая водород.

Согласно списку Ллойда, Сингапур рассматривает возможность создания аналогичного коридора с Японией.

Испанская нефтегазовая компания Cepsa и голландский порт Роттердам также заключили соглашение о развитии транспортного коридора для зеленого водорода, соединяющего юг Испании с северным европейским хабом в Нидерландах.

Все эти проекты в значительной степени ориентированы на партнерские отношения между многими вовлеченными игроками, включая поставщиков энергии, порты, местные органы власти и, конечно же, судоходные линии.

Твердая приверженность проектов Галифакс/Гамбург и Сепса/Роттердам экологически чистому водороду является большим плюсом для энергетических партнеров топлива с низким уровнем выбросов и посылает серьезный сигнал судоходным компаниям, которые, вероятно, пытаются получить четкое представление о том, как достичь своих целей. цели по выбросам, что зеленый водород будет играть важную роль в будущем ландшафте бункеров.

С экологической точки зрения, зеленый водород — идеальный вариант. Созданный путем разделения воды на два компонента, водород и кислород, с использованием возобновляемого электричества, его единственным побочным продуктом является вода. Однако, согласно отчету Коалиции по достижению нулевого уровня — «Следующая волна: зеленые коридоры » — процесс сжижения и требования к криогенному хранению, позволяющие перевозить его на борту в качестве топлива, увеличивают затраты и делают его дорогим вариантом.

Это мнение, с которым согласна отрасль:

«Консенсусное мнение состоит в том, что правительствам необходимо будет субсидировать зеленый водород в краткосрочной и среднесрочной перспективе, чтобы сделать его доступным и создать жизнеспособный и устойчивый рынок для газа — в аналогично тому, как льготные тарифы и национальные тендеры резко сократили стоимость ветровой и солнечной энергии за последние 20 лет».

Однако Коалиция «Путь к нулю» уверена в том, что газ является судовым топливом, поскольку считает, что он «обладает преимуществами масштабируемости, поскольку использование зеленого водорода — это путь к обезуглероживанию в других секторах». Если производство расширяется, в конечном итоге цены должны снизиться.

Галифакс, Гамбург и Роттердам, поддерживающие газ, являются явным признаком того, что технологии и инфраструктура, необходимые для бункеровки судов, скоро появятся в ближайшем к вам порту.

Такова их дислокация.