СОЛНЦЕ ВСТАЁТ НА ВОСТОКЕ

При Гуюке Великая Монголия простиралась от берегов Тихого океана до берегов Средиземного моря (в состав ее вошли государство сельджуков и Малая Армения). Для европейцев границы Великой Монголии оказались вдруг не где-то далеко, за пределами сознания, а совсем рядом — практически за собственным порогом. Это пугало. С опасным хищником нужно было как-то уладить отношения, найти общего врага — так всегда поступали в столь тяжком случае. Короли не могли вести переговоры хотя бы потому, что подобный шаг мог расцениваться только как признание собственной вассальной зависимости от монголов. Не удивительно, что эту роль вынуждена была выполнять Церковь.

Эти странные переговоры были связаны с неприятным для христиан положением в Передней Азии: рыцарские успехи сменились многочисленными поражениями, крестовые походы вымывали деньги из Европы, но королевство Иерусалимское теряло город за городом. Вот тогда-то Папе и пришла в голову чудесная мысль использовать монголов против мусульман. Речь идет о так никогда и не состоявшемся Желтом крестовом походе.

Еще при прежних папах распространилась одна фальшивка от имени всемогущего восточного христианнейшего государя пресвитера Иоанна, который якобы готов поддержать западных европейцев против сарацин с востока. Кто и зачем пустил в обиход это подложное послание от несуществующего пресвитера Иоанна — вопрос и сегодня открытый. Но легенда наделала немало шума. В нее поверили, даже пробовали искать страну, где управляет пресвитер Иоанн. Не нашли. Но мысль крепко запала в душу. Возникло подозрение: а вдруг этот государь как-то связан с монголами? Следом появилась другая: а почему бы не использовать такую мощную и сильную монгольскую армию против воинов Аллаха?

Монголы пока что отлично подчинили себе весь восточный мусульманский мир, если натравить их на мусульман Передней Азии и Северной Африки, то Иерусалимское королевство будет процветать, а монголы станут друзьями, а не врагами. Папа Иннокентий стал налаживать отношения с великими ханами. Он отправил в Великую Монголию четыре посольства. В одном из них был Плано Карпини, оставивший замечательный рассказ о своем путешствии в Орду и обратно.

Перед Карпини было поставлено несколько задач: отвезти послание папы Римского и получить ответ, увидеть воочию, что собой представляют монголы, и понять, что от них можно ожидать в дальнейшем.

Лин фон Паль, «История Империи монголов: До и после Чингисхана»