САМ-НА-САМ С NASAMS

Украина получила батарею NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) — это зенитно-ракетный комплекс средней и большой дальности, разработанный и изготовленный норвежской компанией Kongsberg Defense & Aerospace совместно с Raytheon.

NASAMS использует ракету Raytheon AMRAAM, но, кроме того, может управлять целым рядом артиллерийских орудий и ракет малой и средней дальности, таких как, например, пушки L-70, RBS 70 и HAWK.

Она также способна к интеграции с оружием направленной энергии (DEW) и системами большей дальности типа Patriot.

NASAMS может быть развернута для идентификации, поражения и уничтожения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также для защиты от оружия класса «воздух-поверхность».

На сегодня NASAMS состоит на вооружении у 9 официальных операторов. Производитель NASAMS оружейная фирма Конгсберг заявила, что NASAMS находится в эксплуатации в Норвегии, Испании, США, Голландии и ещё одного неназванного клиента.

Заказы на производство NASAMS поступили от Омана, Литвы и Индонезии. Кроме того, Польша, Греция, Швеция и Турция используют решение KONGSBERG Command and Control для различных систем вооружения».

13 марта 2019 года Государственный департамент США принял решение об одобрении возможной продажи в Австралию усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности (AMRAAM) AIM-120C-7 и сопутствующего оборудования по ориентировочной цене 240,5 миллионов долларов США. Партия ракет предназначена для поддержки покупки Австралией систем NASAMS.

Индия также проявила интерес к закупке зенитно-ракетного комплекса NASAMS-II и США разрешили продажу для Индии интегрированной системы противовоздушной обороны (IADWS), которая включает NASAMS-II, с ориентировочной стоимостью 1,867 миллиарда долларов. Венгрия подтвердила приобретение NASAMS на сумму 1 миллиард долларов.

Варианты НАСАМС:

— NASAMS-II: обновленная версия NASAMS, которая позволяет использовать Link 16 на NASAMS-II, а также улучшенный наземный радар.

Система запуска

NASAMS оснащена тремя многоцелевыми пусковыми установками (LCHR), каждая из которых несет до шести готовых к пуску ракет внутри защитных контейнеров. Назначением многоракетной пусковой установки NASAMS является транспортировка, наведение и запуск ракет с различными характеристиками, установленных на одной пусковой направляющей внутри защитных канистр.

Пусковая установка NASAMS несет до шести ракет AIM-120 AMRAAM и связана с командным пунктом FDC по радио и/или полевому проводу. Мобильная пусковая установка может быть развернута и дистанционно управляться на расстоянии до 25 км от FDC.

Пусковая установка может стрелять шестью AMRAAM за секунды по шести различным целям, что позволяет вести несколько одновременных сражений. Можно объединить до 12 пусковых установок с 72 ракетами, и все ракеты готовы к пуску.

В боевом положении платформа с пусковой установкой опускается на землю, а для стабилизации пускового стола во время стрельбы могут быть пущены четыре гидравлических домкрата. В дивизионной конфигурации, включающей до 12 пусковых установок и до 72 снаряженных ракет, все ракеты могут быть выпущены по отдельным целям менее чем за 15 секунд.

Ракета AMRAAM (AIM-120) была разработана и наиболее известна как ракета воздушного базирования для F-15, F-16, F/A-18, F-22, F-4F, Sea Harrier, Harrier II Plus, Eurofighter, JAS-39 Gripen, JA-37 Viggen и Tornado.

Высокоскоростная ракета AIM-120 изготавливается в двух вариантах. AIM-120B программируется в полевых условиях, а AIM-120C оснащена меньшими управляющими поверхностями, чем варианты A или B, имеет большую дальность действия и обладает очень высокой маневренностью для противодействия целям, совершающим маневры уклонения. Последняя полевая версия, AIM-120C7, включала в себя модернизированную антенну, приемник, сигнальный процессор и новые программные алгоритмы для противодействия помехам.

Использование более мелких системных компонентов создало возможности для будущего роста. Эта версия используется NASAMS норвежской армии. Многоцелевые пусковые установки также могут запускать ракеты AIM-9-X Sidewinder и RIM-162 — ESSM. Ракета способна поражать цели на дальности до 40 км и на высоте до 14 км.

В норвежской армии пусковая платформа (LCHR) установлена ​​на грузовике Scania 113H 6×6, но в других армиях она может перевозиться на различных типах грузовиков, таких как Sisu для Финляндии и IVECO для Испании.

LCHR разработан с учетом возможности транспортировки. Все элементы могут транспортироваться вертолетом C-130, могут перевозиться навалочными судами или судами Roll-On Roll-Off и не выходят за пределы профиля туннеля Берн.

LCHR можно перевозить на различных типах грузовых автомобилей. На LCHR установлена ​​гидравлическая система для погрузки и разгрузки LCHR с грузовика и для правильной установки. Система может питаться от генератора или грузовика и может работать в полуавтоматическом или ручном режиме.

Стандартный блок NASAMS имеет модульную конструкцию, включающую командный пункт под названием FDC Fire Distribution Center, активный 3D-радар AN/MPQ64F1 Sentinel, пассивный электрооптический и инфракрасный датчик и ряд пусковых установок ракетных контейнеров с ракетами AMRAAM. Обычно четыре подразделения NASAMS объединены в дивизион.

Батарея NASAMS включает в себя Центр распределения огня. Укрытие с компьютером и системами управления монтируется в задней части легкого тактического автомобиля Mercedes G-класса 4×4. FDC — это проверенный модуль противовоздушной обороны BMC4I (боевое управление, управление, связь, компьютеры и разведка), который обеспечивает современный BMC4I для текущих и будущих задач противовоздушной обороны. FDC является гибким, масштабируемым и совместимым. открытая программно-аппаратная архитектура позволяет внедрять новые технологии, когда они доступны.

FDC характеризуется современной системой управления огнем с обработкой данных в реальном времени, функциональной совместимостью и интуитивно понятным и простым в эксплуатации человеко-машинным интерфейсом, обеспечивающим боевое управление противовоздушной обороной в реальном времени и возможность ведения точного оборонительного огня.

Открытая и модульная архитектура программного/аппаратного обеспечения позволяет сочетать противовоздушную оборону, полевую артиллерию, ударные ракеты и операции CAS, обеспечивая объединенные возможности наступательного и оборонительного высокоточного огня в действительно адаптируемом решении Plug & Fight.

FDC действительно объединяет системы, датчики и эффекторы в ОДНОЙ системе. Подразделения высшего эшелона, соседние подразделения, датчики, эффекторы и другие боевые силы интегрируются через зрелые и развернутые узлы доступа к сети, использующие устаревшие протоколы. FDC имеет широкий спектр полевых логических инструментов поддержки принятия решений, обеспечивающих ОДНУ интегрированную картину с воздуха, общую оперативную картину, оценку угроз и распределение оружия, обеспечивая согласованное боевое командование для всех сил. Каждая система на совместном и комбинированном театре военных действий предоставляет подмножество информации, необходимой для ведения военных операций.

Рабочее место оператора центра распределения огня монтируется сзади на шасси легкового автомобиля Mercedes-Benz G-Class (4×4). Передняя часть машины оборудована кабиной экипажа для двух военнослужащих, включая водителя и командира. Компоновка базовой легкой тактической машины G-класса обычная, с расположением двигателя спереди. Водитель и пассажир сидят сразу за двигателем и грузовым отсеком сзади. Тактический автомобиль Mercedes G-класса 4×4 для FDC оснащен 5-цилиндровым дизельным двигателем OM 602 DE29LA объемом 2,874 литра с водяным охлаждением и турбонаддувом, развивающим мощность 120 л.с. при 3800 об/мин. В автомобиле G-класса используется подвеска с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами спереди и сзади. Обе оси расположены на 1 поперечном и 2 продольных рычагах управления. Максимальная скорость по шоссе составляет 138 км/ч, а максимальный запас хода — 800 км.

Система FDC выполняет управление каналом передачи данных, сенсорное управление, создание изображения с воздуха, идентификацию и классификацию треков, дружественную защиту, упорядочение угроз, распределение оружия, управление оружием и боем, а также оценку поражения. Кроме того, предоставляется встроенный или автономный инструмент поддержки миссии (MST) для ускорения процесса принятия решений командиром в отношении планирования развертывания, мониторинга текущего состояния системы, а также для углубленного анализа и подведения итогов. Интеграция тактических каналов передачи данных FDC включает в себя как обработку соответствующих сообщений в соответствии со стандартным каталогом сообщений, так и реализацию функциональных возможностей в программном обеспечении C4I для поддержки необходимого уровня системной совместимости. Такой функционал берет на себя последовательность событий,

Такова их дислокация.