МАРВЕЛ ПОЛУЧАЕТ ВСЁ

Расцвет студии Marvel за последнее десятилетие – одна из самых необычных историй в Голливуде. Marvel перевернула все традиционные подходы, имея второсортных супергероев в активах и непроверенную команду в руководстве отрасли. 

Раньше в Голливуде считали, что широкой публике интересны только такие «летние» супергерои, как Бэтмен и Человек-паук, и никто не пойдет на фильм о Человеке-муравье или стражах Галактики. А еще – что ресурсы и опыт крупных студий дают неоспоримое преимущество перед выскочками; что выделять большие бюджеты на глобальные фильмы-события – значит действовать на короткую перспективу; что связывать вместе сюжеты разрозненных фильмов слишком рискованно, ведь если один провалится, то утянет за собой и все остальные; и что единственным голливудским брендом, который что-то значил для потребителей, был Disney.

Огромный успех «Железного человека» 2008 года, как и почти всех следующих новинок Marvel Studios, доказал, что все эти принципы ошибочны, и перевернул индустрию. Студии с почти вековой историей изо всех сил пытались понять, что же произошло и как конкурировать с этой новой неудержимой кинематографической вселенной супергероев. Marvel Studios несет больше ответственности за то, что в прокате сейчас доминируют именно брендированные франшизы, чем любая другая киностудия. Как и за то, что отныне студии в спешке пытаются создать собственные кинематографические вселенные, открещиваясь от большинства оригинальных фильмов для взрослой аудитории, как от чумных.

Особенно сильно взлет Marvel ударил по Sony Pictures, которая до 2008 года могла похвастаться статусом королевы супергеройских фильмов. «Человек-паук» и два его продолжения были на тот момент самыми успешными супергеройскими картинами всех времен. Однако к 2016 году оригинальный «Человек-паук» оказался на седьмом месте проката, а четыре из шести первых мест заняли фильмы студии Marvel (остальные два были заняты фильмами о Темном рыцаре производства Warner Bros.).

Паскаль пришлось признать: «Marvel съела Sony живьем». Воскрешение Человека-паука было абсолютно необходимо ей как для студии, так и во имя собственной карьеры. К концу 2014 года Паскаль поняла, что ей нужна помощь, и стала искать ее среди широкого круга своих знакомых, в том числе попытавшись вернуть Рэйми в качестве режиссера (успеха это не возымело). Однако все, казалось, было обречено на провал, кроме унизительного признания творческого поражения и того, что ее команде не хватает сил на супергеройский блокбастер. Поэтому она решила позволить Marvel, которая впервые лицензировала Человека-паука для Sony в конце 1990-х годов, вернуть контроль над персонажем.

Сама возможность подобной сделки была невероятно ироничной – и не только потому, что двенадцать лет назад Sony показала Marvel, как надо, выпустив первый глобальный блокбастер, основанный на ее комиксах.

Истории этих двух компаний переплелись еще более четверти века назад. За это время Sony упустила возможность завладеть всей кинематографической вселенной Marvel, но заработала столько денег на Человеке-пауке, что Marvel в конце концов решила захватить власть в кинобизнесе.

Бен Фритц, «Битва за прокат»