ГРЮНЕ ЮБЕР АЛЛЕС

Давненько не брал я в руки германских опросов.

Пришла пора взглянуть на электоральное поле Германии. Слыхал от верных людей, будто “зелёные” там буйно пошли в рост, и аж заколосились. Сейчас мы поглядим, какие это “зелёные”.

Опросы на тему “За кого бы вы, если бы в это воскресенье были бы?” в Германии проводятся еженедельно. Это позволяет партиям и их штабистам регулярно проверять, как народ реагирует на их пропаганду, агитацию и разные практические действия.

А в текущий момент ещё и позволяет заниматься прогнозированием результатов скорых уже выборов в бундестаг.

Итак, каковы перспективы?

Согласно текущим опросам, на предстоящих федеральных выборах за ХДС / ХСС проголосуют 29,0% избирателей. Это будет означать потерю 3,9% по сравнению с прошлыми выборами (2017). По сравнению с результатом 2013 года правоцентристы потеряют 12,5% (тогда они набрали 41,5%).

В долгосрочной ретроспективе наблюдается снижение голосов, поданных за ХДС / ХСС. После выборов 1983 года они не поднимались выше 45%. За последние 20 лет блок ХДС / ХСС всегда был ниже 40%, за одним исключением: лишь в 2013 году партия смогла привлечь 41,5% избирателей.

«Зеленые» могут показать самый сильный рост среди всех партий на предстоящих федеральных выборах: они могут прибавить 10,4% и получить 18,8% вторых голосов по сравнению с последними федеральными выборами. Это будет означать, что «зеленые» явно превзойдут свой лучший результат на федеральном уровне в 2009 году (10,7%).

Справочно:
Начиная с выборов во второй Бундестаг в 1953 году избиратели на выборах отдают по два голоса.
Первый голос отдается кандидату от избирательного округа голосующего. В Германии сейчас 299 избирательных округов, в каждом из которых проживает около 250 тысяч человек.
Второй голос отдается конкретной партии.

Согласно текущим опросам, социал-демократы из СДПГ получат 15,4% голосов на федеральных выборах 2021 года, потеряв 5,1% по сравнению с выборами 2017 года. Этот прогноз основан на продолжающейся нисходящей тенденции к снижению популярности СДПГ, продолжающейся с 1998 года. За последние 20 лет СДПГ потеряла более половины своих избирателей.

Согласно текущим прогнозам, результат СвДП будет немного лучше, чем на последних всеобщих выборах. Либералы получат 11,2% вторых голосов — это означает увеличение на 0,5%.

Напомню, что прекращение переговоров о коалиции Ямайки через два месяца после федеральных выборов 2017 года привело к значительным электоральным потерям для либералов (по данным всё тех же воскресных опросов), которые с тех пор не компенсировались. В преддверии нынешних федеральных выборов СвДП также сталкивается с проблемой, заключающейся в том, что их лидеры Кристиан Линднер и Вольфганг Кубицки — единственные люди в партии, имеющие общегерманскую известность.

Согласно текущим опросам, Альтернатива для Германии могла бы получить 10,8% голосов, если бы в следующее воскресенье были выборы. Это означает снижение на 1,8% по сравнению с федеральными выборами в 2017 году.

По-прежнему высокие результаты, прогнозируемые для АдГ, вероятнее всего, связаны с тем фактом, что иммиграция как ключевой программный пункт партии, по-прежнему находится в центре общественного восприятия в Германии.

Левые (они так и называются официально — «Левые»), согласно текущим опросам, получат 7,4% голосов. Это будет на 1,8% ниже, чем на предыдущих выборах в Бундестаг, и на 4,5% меньше исторического рекорда партии в 2009 году.

Одной из причин определенной стагнации роста популярности наследников ГДР, вероятнее всего является непрекращающаяся внутрипартийная борьба за лидерство. Скандалы, интриги, расследования, вот это всё.

Резкие изменения в электоральных позициях некоторых крупнейших германских партий отражают хаотичную смену содержания общегерманской agend’ы. В последние 4 года её сильно лихорадило.

Благодаря популярности климатического движения «Пятницы для будущего» и лично фройляйн Греты Тунберг, германские “зеленые” резко подскочили. Летом 2019 года они даже смогли вытеснить ХДС/ХСС с первого места в исследованиях Forsa, «Infratest dimap», INSA и Kantar (Emnid). Такое случилось в первый раз за всю историю существования партии.

Однако эта тенденция к росту внезапно прекратилась: пандемия прихлопнула разрезвившуюся школоту, а германцы сразу вспомнили про орднунг. Каковой орднунг в Германии монополизирован именно Хэдээсами/Хээсэсами. Они и выиграли тоталеркриг, набрав весной 2020 года 40% в рейтинге “если бы, да кабы”. И тогда же больше 10% потеряли именно “зелёные”. А вот СДПГ, АдГ, Левые и СвДП на этой волне ничего не поимели, но и не потеряли.

Рост популярности ХДС/ХСС шел весь 2020 год. Но в начале текущего года, на фоне избирательной кампании в Бундестаг результаты опросов снова резко заскакали. Борьба с пандемией сделала общественное мнение очень чувствительным по отношению к скоротечным коронавирусным вихрям в инфополе.

Возникли всевозможные “маскен скандален” унд разнообразное гешефтмахерство на медицинской ниве. Кое-что вылезло, натурально, наружу. Как правящая партия, ХДС/ХСС понесла тяжёлые имиджевые потери. Кроме того, негативный фон создавала публичная полемика между Армином Лашетом и Маркусом Сёдером на тему “Und wer bist du?!” (А ты кто такой?). Никак не могли решить, кто станет следующим кандидатом в канцлеры от ХДС/ХСС. Ну, определились, вроде. Лашет будет.

“Зеленые” не дремали, смогли снова уйти в отрыв в мае, когда  достигли в среднем 24,4% по всем опросам. Незадолго до этого партия выдвинула Анналену Баербок своим кандидатом в канцлеры.

СвДП также пошла в гору, и, согласно текущим исследованиям, впервые за многие годы у них речь идет о двузначных цифрах.

Подвожу итог. Итак, по самым свежим опросам, ожидается вот такое распределение мест в Бундестаге:

Кстати, в Бундестаге 598 депутатских мест. Однако на практике германская система такова, что позволяет превышать этот норматив. Например, в действующем нынче германском парламенте на самой первой сессии 2017 года собрались 709 избранных депутатов. Как так вышло — изучайте факультативно. А я хлебну германского пенного. Партайгеноссен находят его очень освежающим в жаркие дни.

Такова их дислокация.