ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЬ ИДЁТ НА СМЕНУ КРЕСТЬЯНСКОМУ БУЙВОЛУ

Сотни тысяч фермеров в Индии продолжат протесты против новых сельскохозяйственных законов (см. ниже) до тех пор, пока они не будут отменены. Фермеры не считают достаточной гарантией решение высшего суда Индии о приостановлении исполнения этих законов. Крестьяне намерены и дальше оставаться головной болью премьер-министра Нарендры Моди.

С этого места попопдробнее.

Лидеры протеста заявили, что блокирование основных магистралей в стране, и в Дели, где фермеры разбили лагеря в течение последних двух месяцев, продолжится. Крестьянские вожди, политическая оппозиция и даже некоторые союзники Моди опасаются, что новые аграрные законы приведут к корпоративному контролю над сельскохозяйственным производством, переработкой и рынками. А также обвалят оптовые цены на сельхозкультуры за счет отмены государственных закупок, что приведет к убыткам фермеров. В свой первый срок Моди пообещал удвоить доходы фермеров к 2022 г.

Поскольку протесты не утихают, суд заявил, что право фермеров на протест не может быть подавлено.

Суд также постановил, что существующая система правительственных подрядов, устанавливающая твёрдую закупочную цену на сельхозпродукцию, будет продолжена, и ни один фермер не будет лишен своей земли в соответствии с новыми законами.

Но это мало кого успокоило. А сам протест продолжил получать массовую поддержку в соцсетях, иногда даже в причудливой форме.

Дело запахло керосином, и МИД Индии даже вынужден был отреагировать.

Регулирующие структуры тоже не дремали, и индийские магараджи быстро прищемили яйца твиттеру.

А как же выглядит крестьянская экономика в Индии на самом деле? А вот так она выглядит на самом деле.

В период с 2018 по 2019 год средний индийский фермер обрабатывал 1,16 гектар земли и зарабатывал около $140 США в месяц. По сообщениям Национального статбюро Индии, более половины фермеров в Индии имеют долги.

В конце 2020 года в Индии по инициативе премьер-министра Нарендры Моди были приняты законы: «О торговле сельскохозяйственной продукцией и коммерции» и «О соглашении с фермерами о гарантиях цен и сельскохозяйственных услугах».

Ключевые аспекты новых законов состоят в следующем:

— устранение барьеров для внутригосударственной торговли сельскохозяйственной продукцией, ликвидация государственных закупочных структур;

— отмена для фермеров госрегулирования цен на продаваемую ими с/х продукцию, включая стратегические для Индии позиции, такие как зерновые, семена масличных культур, бобовые, лук и картофель;

— внесение изменений в трудовой кодекс Индии, что даст право без согласования с госорганами увеличивать количество работников и увольнять до 300 сотрудников в течение года;

— принятие нового кодекса, который запрещает профсоюзам проводить забастовки без предварительного уведомления. Устанавливает требование для регистрации новой профсоюзной организации, согласно которому в объединении должны состоять не менее 10% от общего числа работников компании или отрасли, в целом.

Эксперты, анализируя принятые в индийском аграрном секторе и сфере трудовых отношений законы, отмечают следующее.

  • Инициативы правительства нацелены на коренное изменение государственной регуляторной среды Индии, в частности в сфере с/х производства.
  • Реформы с/х сектора страны, на который приходится около 40% занятых в Индии, направлены на «демонтаж нынешней системы, в которой государственные закупочные конторы держат рынок, структурированный в пользу мелких фермеров».
  • Создав национальный с/х рынок с реально функционирующими механизмами, Индия надеется «привлечь прямые иностранные инвестиции для модернизации этого сектора с целью повышения его производительности и концентрации инвестиций в наиболее эффективных областях отрасли».
  • Реформы в сфере трудовых отношений призваны сделать рынок труда Индии «более гибким за счет уменьшения влияния индийских профсоюзов и облегчения для компаний найма и увольнения работников по мере необходимости».

При старой системе фермеры продавали свою продукцию государственным закупочным структурам, им также была гарантирована минимальная поддерживающая цена на их продукцию, которая ограждала крестьян от риска снижения цен и конкуренции.

По данным ITC Trade Map, в 2019 году Индия экспортировала продукции АПК на сумму $35 млрд. и импортировала на сумму $19 млрд.

Индия занимает вторую позицию по объему сельскохозяйственного производства в мире после Китая. По данным ФАО, страна располагает 180 млн га сельхозземель, а в аграрном секторе занята примерно половина населения страны.

Несмотря на то, что сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей в экономике Индии, его производительность невысока. В стране насчитывается около 140 млн фермерских хозяйств, при этом их средняя площадь составляет лишь 1,15 гектара, а две трети хозяйств имеют площадь в среднем 0,39 гектара.

По данным ФАО, в 2017—2019 годах в Индии ежегодно засеивалось около 44 млн га рисом, 30 млн га пшеницей, 11 млн га соей, 9,4 млн га – кукурузой. Индия является вторым производителем пшеницы и риса в мире и в целом обеспечивает свои потребности в зерне.

В то же время урожайность зерновых культур стагнирует на протяжении многих лет и отстает от других зернопроизводящих стран.

Так урожайность пшеницы в среднем за период 2017—2019 годы составила 34 ц/га, кукурузы – 30 ц/га, риса – 26 ц/га, сои – 11 ц/га.

Для сравнения, в Китае за этот же период средняя урожайность риса находилась на уровне – 48 ц/га, во Вьетнаме – более 32 ц/га, а урожайность пшеницы в КНР составляла 55 ц/га.

Преобладание небольших хозяйств не позволяет инвестировать в повышение производительности, в том числе современную технику, удобрения и агрохимикаты, развитие ирригационной сети. Индия обладает одной из крупнейших систем ирригации в мире, однако ее эффективность низка: эффективность основанных на поверхностных водах сетей оценивается на уровне около 35-40%, на грунтовых водах – 65-75%. Неправильное применение агрохимикатов приводит к загрязнению вод, при этом объем их использования на единицу площади в Индии намного ниже, чем во многих странах. Количество тракторов в Индии составляет 16 штук на 1000 гектаров по сравнению со среднемировым показателем в 19 штук на 1000 га (в Германии, Италии, Великобритании – более 100 штук на 1000 га).

Индия является крупнейшим в мире производителем молока, вторым – риса, пшеницы и сахара, третьим – зернобобовых культур. Однако менее 10% производимой аграрной продукции перерабатывается. Потери из-за ненадлежащего хранения и отсутствия холодильных мощностей оцениваются примерно в $12,3 млрд в год, по данным государственного аналитического центра NITI Aayog.

Такова их дислокация.