О стране Египет (III)

Также в Египте собирают и приносят на продажу яблоки удлиненной формы, которые называют «райскими яблоками»; они сладкие и приятные на вкус, и если разрезать их пополам в нескольких местах, то всегда на срезе можно увидеть изображение креста Господа Нашего. Но они сгнивают всего за неделю, и поэтому эти плоды нельзя увезти в далекие страны. С одной ветки собирают по сотне этих плодов, и они имеют листья в полтора фута длиной и соответствующей ширины. Также там есть дерево, на котором растут Адамовы яблоки, со следом укуса с одной стороны. Есть также фиговое дерево, которое не имеет листьев и приносит фиги, [растущие]на ветвях, и их называют фараоновыми фигами.

А также рядом с Каиром, за пределами города, находится поле, где растет бальзам, и он появляется на небольших деревьях высотой по бедро человека, которые похожи на заросли дикого винограда. И на этом поле расположены семь источников, которые Господь наш Иисус Христос создал одной ногой, когда принялся играть с другими детьми. Это место плохо защищено, и люди могут попасть туда по своей воле, но в период, когда созревает бальзам, это место хорошо стерегут и никто не смеет туда проникнуть. Бальзам не растет ни в каком другом месте. И даже если человек возьмет деревья, чтобы посадить их в другой стране, то они приживутся и будут хорошо расти, но не принесут плодов. Листья бальзама не опадают. И люди, когда наступает время срезать ветки, срезают их острым камнем или острой костью, ибо если кто-то срежет их железом, то таким образом разрушит силу и природу бальзама. Сарацины называют это дерево эноф-бальзам, плод, похожий на кубебу, они называют аббебисан, а жидкость, которая капает с веток, они называют гри-бальзам. Считается, что бальзам должен обязательно выращиваться христианами, а иначе он не будет плодоносить, — так говорят сами сарацины, и это было проверено. Люди также говорят, что бальзам растет в Индии Великой, в той пустыне, где Александр разговаривал с деревом Солнца и деревом Луны, но я этого не видел — так далеко мне не удалось побывать, ибо путь туда изобилует многими опасностями.

Знайте, что человеку следует с особой тщательностью покупать бальзам и хорошо в нем разбираться, ибо покупатель легко может быть обманут. Потому что люди продают вместо бальзама смолу, которая называется теребинтовой, и они добавляют в нее немного бальзама, чтобы придать хороший запах. А некоторые добавляют воск в масло плодов бальзама и утверждают, что это бальзам. Некоторые выдавливают зубчики испанского нарда и других пряностей, которые очень хорошо пахнут, и утверждают, что жидкость, которая появляется из них — это бальзам. Они считают, что у них есть бальзам, но у них нет ничего. А сарацины подделывают его весьма искусно, чтобы обмануть христиан, — это я видел неоднократно, и вслед за ними купцы и аптекари подделывают его уже сами по себе, чтобы он стоил еще меньше, а прибыль была больше.

Но если пожелаете знать, я открою вам, как распознать и обнаружить [бальзам], чтобы вас не смогли обмануть. Прежде всего, вы должны знать, что настоящий бальзам абсолютно прозрачен, лимонного цвета и крепко пахнет, но если он или плотный, или красный, или черный — значит, он поддельный и сделан только для обмана. Далее, если вы поместите немного бальзама на руку и повернете свою ладонь к солнцу, то, если он хороший и отменный, — вы не сможете удержать руку под жаром солнца. Далее, возьмите немного бальзама кончиком ножа и поднесите к огню: если он сгорит, то это добрый знак. Затем возьмите каплю бальзама и поместите ее в блюдо или чашу с козьим молоком: если это настоящий бальзам, то молоко сразу свернется. Или поместите каплю бальзама в чистую воду в серебряной чаше или чистом тазу, облейте ее чистой водой, и, если бальзам хороший и настоящий, вода не замутится, а если бальзама поддельный — вода тут же замутится, а также если бальзам отличный, то он опустится на дно сосуда, словно ртуть, ибо настоящий бальзам в два раза тяжелее поддельного. Вот и все о бальзаме.

И теперь я расскажу также еще об одной вещи, находящейся за пределами Вавилона — вверх по течению Нила по направлению к пустыне между Африкой и Египтом, а именно: о зернохранилищах Иосифа, которые он разрешил возвести для того, чтобы хранить зерно из опасения неурожайных лет. И они были сделаны из камня, полностью силой каменщиков; и из них две являлись удивительно огромными и высокими, а другие не были столь велики. И каждое зернохранилище имеет ворота для входа внутрь, немного возвышающееся над землей, так как земля убывала и опускалась с тех пор, как зернохранилища были построены. И внутри они полны змей. И в верхней части зернохранилищ на наружной стороне есть много надписей на различных языках. И некоторые люди говорят, что они являлись погребениями великих властителей, правивших когда-то, однако это неправда, потому что общая молва и рассказы всех людей, проживающих там, как в отдалении, так и вблизи, гласят, что это зернохранилища Иосифа; и так говорится в их надписях и хрониках. С другой стороны, если бы они являлись погребениями, они не были бы пустыми внутри и не имели бы ворот для входа внутрь; поскольку, как вы хорошо можете знать, могилы и погребения не делаются ни такими великими, ни такими высокими, поэтому не должно верить тому, что они являлись могилами или гробницами.

В Египте есть разные языки и разные буквы, отличные от всех прочих, и я опишу их вам, как они выглядят и называются, чтобы вы знали различие между ними и другими: Athoimis, Bimchi, Chinok, Duram, Eni, Fin, Gomor, Heket, Janny, Karacta, Luzanin, Miche, Naryn, Oldach, Pilon, Qyn, Yron, Sichen, Thola, Urmron, Yph and Zarm, Thoit.

Путешествия сэра Джона Мандевиля