Находящиеся при последнем издыхании авиакомпании списывают из состава своих флотов легендарные джамбо-джеты — пассажирские «Боинги-747». Четырёхмоторные гиганты не могут существовать в условиях пересохших потоков наличных.
747-й впервые поступил в регулярную эксплуатацию 52 года тому. С тех пор было выпущено 1500 гигантских реактивных машин. Так бы они себе и летали, но пандемия привела к падению «царь-самолёта». Усох пассажиропоток, а эксплуатационные расходы на содержание прикованных к земле бесполезных боингов оказались совершенно непомерными.
«Люфтганза» в прошлом месяце списала пять 747-х. Голландская КЛМ объявила, что джамбо-джеты в её ливреях уже не вернутся в небо. Тем же путём идет французская «Корсар»; об отказе от своих 28 «Боингов-747» объявила и «Бритиш Эйруэйз».
Сейчас в авиационном мире идёт жестокая борьба между производителями («Боинг» и «Эрбас») и покупателями. Авиакомпании отчаянно пытаются спасти хоть какое-то имеющееся бабло, задерживая доставку уже заказанных авиазаводам самолётов. Возможно, авиапроизводители и пойдут на какие-то уступки, ради сохранения портфеля заказов в будущем. Но парковки перед цехами на авиазаводах тоже не резиновые. Да и, в конце-концов, заказал — получи! Такие вот контрактные обязательства. Люди поумнее стремительно сбрасывают акции авиакомпаний.
Когда-то 747-й выдержал мощный хук в челюсть от суперджамбо «Эрбас A380» (снят с производства), но мир стал другим. Десять лет тому самолётам с двумя двигателями было запрещено летать по маршрутам, удалённым более чем на три часа полета от ближайшего аэропорта. Требование безопасности: в любой момент при отказе одного из двигателей самолет мог гарантированно сесть на втором. Сегодня правила изменились, и новый двухмоторный Эрбас А350 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB сертифицирован для полётов с максимальным удалением от ближайшего аэропорта в 6 часов 10 минут.
![](https://telegra.ph/file/c8eb60d292f7dba769243.jpg)
Было дело, миллиардер Ричард Брэнсон отплясывал на крыле «Боинга-747» с Кейт Мосс на руках, отмечая 25-ю годовщину «Вирджин Атлантик».
![](https://telegra.ph/file/cd43c51f3c24c691aa70b.jpg)
На прошлой неделе эта авиакомпания объявила, что списывает все семь своих 747-х.
«Боинги-747» собирали в крупнейшем в мире производственном помещении, на заводе в Эверетте. Месяц назад там ещё трудились 30 000 человек (тогда же «Боинг» объявила о сокращении 10% своей рабсилы). Основной удар пришёлся на подразделение по выпуску коммерческих самолётов, которое даже не успело очухаться после краха программы «Боинг-737 Макс».
И всё-таки 747-е не сдаются! Сейчас таких самолётов выпускают 6 штук в год, все они заказаны для карго-перевозок. Собственно, конструкция 747-го и была разработана под карго — с откидным кокпитом и кран-балкой в грузовом отсеке фюзеляжа (отсюда и знаменитый, знакомый всем миру «горб»). Сомнительно, однако, что рынок воздушных грузоперевозок сможет проглотить все списанные с пассажирских линий «Боинги-747».
Как обычно, помощь пришла откуда не ждали. Дональд «MAGA» Трамп не дал совсем убить «Боинг-747» и заказал два самолета «Боинг-747–8» для использования в качестве личного самолёта президента США, ещё известного, как «Борт ВВС-1». Вообще-то «ВВС-1» называют любой борт, на котором в данный конкретный момент времени находится Дональд Трамп.
![](https://telegra.ph/file/ca2dd2ef6140faf622f63.jpg)
Правда, Дональд не был бы Трампом, не умей он заключать сделки. Он сбил цену заказа на 1,4 миллиарда долларов (теперь два самолёта обойдутся казне в 4 миллиарда долларов за пару), но даже при таких условиях компания «Боинг» получит самую высокую в истории маржу в ходе производства наиболее знаменитой итерации 747-го. Возможно даже, что это окажутся самые прибыльные самолёты, которые когда либо строила «Боинг». В общем, джамбо-джеты, пусть и не для всех, ещё полетают.
Такова их дислокация.