Находящиеся при последнем издыхании авиакомпании списывают из состава своих флотов легендарные джамбо-джеты — пассажирские «Боинги-747». Четырёхмоторные гиганты не могут существовать в условиях пересохших потоков наличных.
747-й впервые поступил в регулярную эксплуатацию 52 года тому. С тех пор было выпущено 1500 гигантских реактивных машин. Так бы они себе и летали, но пандемия привела к падению «царь-самолёта». Усох пассажиропоток, а эксплуатационные расходы на содержание прикованных к земле бесполезных боингов оказались совершенно непомерными.
«Люфтганза» в прошлом месяце списала пять 747-х. Голландская КЛМ объявила, что джамбо-джеты в её ливреях уже не вернутся в небо. Тем же путём идет французская «Корсар»; об отказе от своих 28 «Боингов-747» объявила и «Бритиш Эйруэйз».
Сейчас в авиационном мире идёт жестокая борьба между производителями («Боинг» и «Эрбас») и покупателями. Авиакомпании отчаянно пытаются спасти хоть какое-то имеющееся бабло, задерживая доставку уже заказанных авиазаводам самолётов. Возможно, авиапроизводители и пойдут на какие-то уступки, ради сохранения портфеля заказов в будущем. Но парковки перед цехами на авиазаводах тоже не резиновые. Да и, в конце-концов, заказал — получи! Такие вот контрактные обязательства. Люди поумнее стремительно сбрасывают акции авиакомпаний.
Когда-то 747-й выдержал мощный хук в челюсть от суперджамбо «Эрбас A380» (снят с производства), но мир стал другим. Десять лет тому самолётам с двумя двигателями было запрещено летать по маршрутам, удалённым более чем на три часа полета от ближайшего аэропорта. Требование безопасности: в любой момент при отказе одного из двигателей самолет мог гарантированно сесть на втором. Сегодня правила изменились, и новый двухмоторный Эрбас А350 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB сертифицирован для полётов с максимальным удалением от ближайшего аэропорта в 6 часов 10 минут.
Было дело, миллиардер Ричард Брэнсон отплясывал на крыле «Боинга-747» с Кейт Мосс на руках, отмечая 25-ю годовщину «Вирджин Атлантик».
На прошлой неделе эта авиакомпания объявила, что списывает все семь своих 747-х.
«Боинги-747» собирали в крупнейшем в мире производственном помещении, на заводе в Эверетте. Месяц назад там ещё трудились 30 000 человек (тогда же «Боинг» объявила о сокращении 10% своей рабсилы). Основной удар пришёлся на подразделение по выпуску коммерческих самолётов, которое даже не успело очухаться после краха программы «Боинг-737 Макс».
И всё-таки 747-е не сдаются! Сейчас таких самолётов выпускают 6 штук в год, все они заказаны для карго-перевозок. Собственно, конструкция 747-го и была разработана под карго — с откидным кокпитом и кран-балкой в грузовом отсеке фюзеляжа (отсюда и знаменитый, знакомый всем миру «горб»). Сомнительно, однако, что рынок воздушных грузоперевозок сможет проглотить все списанные с пассажирских линий «Боинги-747».
Как обычно, помощь пришла откуда не ждали. Дональд «MAGA» Трамп не дал совсем убить «Боинг-747» и заказал два самолета «Боинг-747–8» для использования в качестве личного самолёта президента США, ещё известного, как «Борт ВВС-1». Вообще-то «ВВС-1» называют любой борт, на котором в данный конкретный момент времени находится Дональд Трамп.
Правда, Дональд не был бы Трампом, не умей он заключать сделки. Он сбил цену заказа на 1,4 миллиарда долларов (теперь два самолёта обойдутся казне в 4 миллиарда долларов за пару), но даже при таких условиях компания «Боинг» получит самую высокую в истории маржу в ходе производства наиболее знаменитой итерации 747-го. Возможно даже, что это окажутся самые прибыльные самолёты, которые когда либо строила «Боинг». В общем, джамбо-джеты, пусть и не для всех, ещё полетают.
Такова их дислокация.