Диалог за рюмкой каши

Обычно, когда какие-то тёрки между Москвой и Минском, возникает спрос на экспертов по Беларуси. Белорусолюбов и белорусоведов. Как я есть видный представитель этой славной когорты, то и вниманием прессы не обделён. Ко мне (по совету друзей) обратилась с рядом вопросов госпожа Кристина Мельникова из российского информационного агентства EADaily. И я, разумеется, на них ответил.

Итак, мы начинаем.

Александр Леонидович, хотела Вас попросить прокомментировать очередной виток энергетического кризиса в отношениях России и Белоруссии на фоне отдаления Минска от Москвы и явной оттепели в отношениях Белоруссии с США.

Никакого энергетического кризиса в отношениях России и Беларуси нет, а есть дезинтеграция белорусской модели взаимоотношений с Россией в правовом поле Союзного государства. Пафосно это можно назвать “слом парадигмы”. Как практик, скажу более приземлённо — Россия начала играть по правилам, которые юридически закреплены в Договоре о создании СГ и последующих правовых актах. Путин включил “режим легиста”. Лукашенко продолжает движение в “режиме эмоционализации”.

Минск не отдаляется от Москвы, он просто пытается сохранить дистанцию, которую для Лукашенко задали в 2007—2008 гг. Ющенко и Саакашвили. Именно они прописывали алгоритмы поведения Беларуси, которые должны были позволить ей понравиться Западу. Назовём это доктриной неучастия (не надо путать с нейтралитетом, белорусское неучастие проецируется конкретно на внешнеполитическое конструирование, которым занят Путин). 

Как, по Вашим прогнозам, будут развиваться события?

Путин играет, что называется, вдолгую. Лукашенко в состоянии цейтнота решает тактическую задачу переизбрания на новый срок. В Москве и в Минске вопрос о том, нужен ли Путину Лукашенко, вынесен в публичное поле. Это ошибочная, и более того, вредная постановка вопроса. Путин не списывает Лукашенку, Путин ведёт среди него разъяснительную работу, в то время пока его vis-à-vis растёт над собой.

Вторая любимая тема, главным образом, в Минске — это тема пряника и кнута, которыми, будто бы, оперирует Москва. И это ошибка. Кнут Москве совершенно не нужен, поскольку Москва может и пряником ухайдакать. Нефтяные пряники, регулярно засылаемые из Москвы в Минск, довели до того, что Беларусь сегодня еле ноги таскает. Да ещё за БелАЭС России не выплачено 9 миллиардов долларов плюс проценты. А русский сахар — это вообще белая смерть, косящая белорусский красный директорат посильнее холеры. И, вдобавок, на Беларусь пикирует, простите за трюизм, “чёрный лебедь” — мрачное порождение китайского коронавируса, за которым следует глубокая заморозка зарубежных китайских проектов. Во что это станет республике? Такие вопросы боятся задавать вслух даже самим себе во многих белорусских больших зашторенных кабинетах. Парадоксально, но для Лукашенки это хорошо. На этих выборах никто не станет возражать, чтобы глава государства все стрелки на себя перевёл. Местные верхи рассчитывают отсидеться за счёт персонификации, проецируют будущие белорусские гроздья гнева на фигуру новоизбранного вождя... 

Разрешится ли спор уступками со стороны России, сможет ли Запад воспользоваться ситуацией, чтобы окончательно вбить клин в отношения России и Белоруссии?

Мы же с вами понимаем, что сегодня политика — язык символов. Поэтому в случае позитивных символических жестов Беларуси в сторону России, Беларусь получит символическую скидку на углеводороды. Будут реальные, юридически закреплённые действия, окончательные, фактические бумажки — будут реальные коммерческие результаты. Внимательно читайте договор, как говорится.
Запад может, конечно, вбить клин. Но этот клин будет стоить условному Западу десять миллиардов долларов в каждый год новой прекрасной дружбы. Чтобы закрыть дырищу исторически обусловленного отрицательного сальдо белорусской внешней торговли. Вы знаете, что Беларусь за всю свою историю никогда не имела положительного внешнеторгового сальдо? Так что не крыжачок iм трэба танчыць с Западом. А учиться торговать, как завещал дедушка Ленин.

Чего ждать от Лукашенко?

Ничего.
“Чего ждать?” — это теперь исключительно его реплика. 

Стоит ли нам опасаться появления второго Януковича?

Это городу Ростову-на-Дону следует опасаться появления там второго Януковича.

Интервью Российскому информационному агентству EADaily