Wired: китайский коронавирус – новая глобальная эпидемия?

Ученые стремятся понять, как далеко может зайти эпидемия заболевания из Китая, которое уже пришла в США и другие страны

То, что началось в середине декабря как таинственная вспышка респираторных заболеваний в Китае и в настоящее время унесло жизни почти сотни человек, уже распространилось на пять других стран, включая США. Накануне американские чиновники от здравоохранения подтвердили первый случай заболевания коронавирусом в стране: в Вашингтоне был госпитализирован мужчина из Сиэтла с симптомами, напоминающими пневмонию. Согласно сообщениям, он недавно ездил в Ухань, но утверждает, что не посещал рынок морепродуктов, который, как считается, оказался в центре вирусной вспышки.

Этот случай добавляет все больше доказательств того, что вирус способен распространяться от человека к человеку. На прошлой неделе Всемирная организация здравоохранения предупредила, что такая передача представляется возможной. Недавно выпущенные данные позволяют утверждать это почти наверняка. Китайские власти сообщили о резком росте числа подтвержденных случаев за короткий период — от нескольких десятков до почти 5000, вирус распространяется и среди людей, которые не посещали рынок в Ухане. Все задаются вопросом: «Насколько опасна новая болезнь?»

Если вы сейчас задаетесь тем же вопросом, то спешим вас успокоить: навряд ли мы стоим на пороге новой пандемии. «Коронавирусы просто не обладают пандемическим потенциалом. Самое большее, к чему они могут привести — множественные, географически локализованные вспышки заболеваний» — утверждает Майк Остерхольм, директор Центра исследований и политики в области инфекционных заболеваний в Университете Миннесоты.

Но насколько масштабными и смертоносными могут быть эти вспышки, все еще остается загадкой, которую предстоит разрешить. И, к сожалению, необходимой информации всё ещё недостаточно. Будет вирус 2019-nCoV распространяться также быстро, как его смертельный брат, вызывающий ОРВИ? Или же он предпочтёт существовать только среди животных, периодически переходя к людям и вызывая несколько десятков смертей каждый год, как его родственник под названием MERS?

Ученые, которые проанализировали вирусную ДНК, извлеченную из человеческих пациентов, говорят, что пока рано делать выводы. Тревор Бедфорд — биолог-инфекционист из Вашингтонского университета и онкологического центра им. Фреда Хатчинсона, который создал программное обеспечение с открытым исходным кодом для отслеживания новых заболеваний с использованием генетических данных. Когда он ввёл данные 15 вирусных геномов, предоставленных органами здравоохранения Китая и Таиланда, он почти не обнаружил мутаций между ними. Вирусы внутри каждого пациента произошли от общего предка в ноябре 2019 года.

Это, вероятно, означает одно из двух: вирус быстро распространяется среди животных в Ухани и постоянно передается от них людям; либо же животные заражали людей один или два раза, и сейчас он быстро распространяется среди людей. «Анализ ДНК не позволяет установить точный сценарий» — говорит Бедфорд. «Только эпидемиологические данные или ДНК из животного помогут нам понять всю картину».

Хотя технологии значительно продвинулись с тех пор, как в 2003 году вирус SARS убил около 800 человек, выяснение того, как распространяются новые заболевания, все еще является сложностью для эпидемиологии. Все сводится к выявлению новых случаев, опросу пациентов, отслеживанию всех, с кем они вступали в контакт, а затем отслеживанию их состояния. Только тогда можно составить графики случаев, чтобы увидеть форму и масштабы эпидемии. Ничего из этого еще нет. «Мы даже не знаем, каков инкубационный период или насколько вирус смертелен на данный момент» — говорит Энн Римоин, эпидемиолог, который изучает новые заболевания в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

До настоящего времени китайские органы здравоохранения наблюдали более 1000 людей, которые вступали в контакт с инфицированными пациентами в Ухане, заражение более 700 из них оказалось не подтверждено. Впереди – выяснение особенностей и закономерностей в зависимости от пола и возраста, первых проявлений симптомов и тяжести течения болезни. Эта информация может быть жизненно важной для оценки факторов риска смертности, связанных с 2019-nCoV, говорит Майя Мажумдер, исследователь общественного здравоохранения в Гарвардской медицинской школе и Бостонской детской больнице. «Тогда мы могли бы проанализировать, что отличает людей, которые умирают от вируса, от тех, кто выздоравливает».

Не имея этих данных, исследователи могут давать лишь смутные прогнозы по смертности. Математика довольно проста: соотнесите количество смертей к числу заболевших и выздоровевших. В эту статистику заманчиво включать попавших в больницу лиц, но поскольку результаты их анализов неизвестны, они могут дать ложное чувство безопасности. Пока цифры не выглядят ужасающими. Но если вы исключите сотни пациентов, которые все еще находятся в больнице — которые еще могут умереть или выжить — тогда уровень смертности приближается к 20 процентам. Уже ближе к реальной смертности? Тяжело сказать. Суть в том, что все это только предположения.

По словам Остерхольма, по крайней мере, одна часть головоломки начинает становиться яснее. Накануне китайский чиновник подтвердил, что анализы 14 работников здравоохранения дали положительный результат на 2019-nCoV, и указал, что все 14 из них были инфицированы одним пациентом. Если это правда, это говорит о наличии «суперраспространителя», человека, который выделяет огромное количество вируса, заражая множество людей одновременно. «Это гораздо больше похоже на SARS чем то, что мы видели ранее» — говорит Остерхольм. По его словам, там, где есть один «суперраспространитель», должны быть и другие.

Тем не менее, учёный в основном беспокоится не о крупной вспышке 2019-nCoV в США, а о проблемах с медикаментами, которые могут возникнуть в Штатах если дела в Китае пойдут не лучшим образом. Если производства будут закрыты из-за ужесточения мер общественного здравоохранения или карантина, результатом может стать серьезная нехватка лекарств для американцев. «Вот что действительно пугает меня сейчас» — говорит Остерхольм.

Оригинал: Wired

Wired: китайский коронавирус – новая глобальная эпидемия?