Край демографии, или как стареет Япония (II)

Бомба незамедленного действия

Термин «демографическая бомба замедленного действия», означающий снижение уровня рождаемости и рост продолжительности жизни, появился, конечно, не вчера. С проблемами снижения народонаселения или замедления его роста сталкиваются многие страны. Человечество стареет. В развитых странах это происходит намного быстрее из-за низкой рождаемости и высокой продолжительности жизни. Но нигде население не стареет с такой скоростью, как в Японии. Недалек день, когда ее можно будет с полным основанием переименовать из Страны восходящего солнца в Страну стариков.

Старение населения несет многочисленные проблемы. Властям приходится тратить больше денег на здравоохранение и выплату пенсий, что оказывает сильное давление на финансовую систему. Численность молодых людей, обслуживающих стариков, снижается. Сокращение численности трудоспособного населения и налогоплательщиков ведет к стагнации экономики.

«Стареющее население означает рост расходов для правительства, уменьшение пенсионных фондов и фондов социальной защиты, сокращение численности тех, кто обслуживает стариков, и, наконец, снижение численности молодых работников», — объясняет демографическую бомбу замедленного действия социолог из Гарварда Мэри Бринтон.

Долгое время казалось, что оснований для тревоги нет.

В ХХ веке население Японии быстро росло. Цифры говорят сами за себя: в 1900 году японцев было 44 млн человек, а в 2000-м — уже 128 млн.

Первые проблемы начали появляться уже в последней трети прошлого века. Выражались они тогда главным образом в уровне рождаемости. В 70-е годы прошлого века японки в среднем имели 2,1 ребенка, а сейчас — 1,41, что значительно ниже уровня простого воспроизводства народонаселения, равного 2,08. В США уровень рождаемости тоже рекордно низкий — 1,76, но все же он значительно выше японского.

В России, кстати, население которой по состоянию на 1 января 2018 года составляло 146,877 млн человек, уровень рождаемости примерно такой же, как в Америке: он достиг максимума в 1,777 в 2015 году, после чего стал снижаться и опустился в прошлом году до 1,621.

Рождаемость в нашей стране упала до минимальной за последнее десятилетие. Достаточно сказать, что россиянки родили в 2017-м 1,69 млн детей, то есть на 203 тыс. меньше, чем в предыдущем году. В 2016-м население России увеличилось на 5,4 тыс. человека, а в прошлом снизилось на 134,4 тыс.

Правительство Синдзо Абэ поставило задачу поднять уровень рождаемости к 2025 году до 1,8, чтобы стабилизировать численность населения к 2060-му на уровне 100 млн человек. Однако сделать это будет архитрудно. Демографические бомбы трудно обезвреживать, потому что они создаются десятилетиями.

В Японии этот процесс начался вскоре после окончания Второй мировой войны. В начале 50-х годов прошлого века премьер-министр Сигэру Ёсида (1946–1947, 1948–1954) считал главной задачей восстановление экономики. С его благословения в стране утвердился своего рода социальный контракт между работодателями и рабочими: первые обязались предоставлять вторым рабочие места, а вторые в обмен на это сохраняли первым верность, то есть не меняли место работы. Экономисты считают, что у истоков «японского чуда», сделавшего Японию третьей экономикой планеты, стоит именно Йошида.

Но бурное экономическое развитие не обошлось без негативных последствий. В начале 50-х рождаемость в Стране восходящего солнца, по данным ООН, была на уровне 2,75. Бизнес требовал от японцев все большей самоотдачи. Неудивительно, что во второй половине прошлого века началось снижение рождаемости, которое продолжается и сейчас. По одному из наиболее мрачных прогнозов, рождаемость продолжит снижаться и к середине текущего века опустится до 1,35.

Сейчас изменилось многое. В том числе и давняя практика работать на одном месте. В наши дни все больше японцев в поисках более привлекательных условий труда и высоких зарплат переходят в другие компании. Численность таких «перебежчиков» растет уже седьмой год подряд. По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, в прошлом году место работы сменили 3,11 млн человек. У рекордного числа «перебежчиков» (29,7%) зарплата повысилась на новом месте, по данным Recruit Career Co., более чем на 10%.

Можно и поплакать

Японские власти и политики предпринимают немалые усилия для решения демографической проблемы, причем некоторые усилия могут показаться странными.

Тринадцать известных политиков-мужчин, включая Эйкэя Судзуки, губернатора префектуры Миэ, например, недавно заявили о поддержке проекта «Мы любим детей!». Проект был начат в 2016 году с целью улучшения отношения в обществе к… плачу грудных детей в общественных местах. В конечном счете, надеются авторы инициативы, это приведет к повышению рождаемости.

(последует)

Край демографии, или как стареет Япония