КРЕВСКИЙ ЗАМОК: МЫ ЕГО ТЕРЯЕМ. ИЛИ НЕТ?

В ленте попались мне две заметки. Одна про Кревский замок, и одна про Гродненский замок. Обе заметки рассказывали, в какой жопе находятся эти исторические сооружения. Заметки были довольно пафосные. Доколе? куда смотрят? потерявши, плачем, вот это вот всё.

Стало немного интересно. Тем более, что Кревский замок мной изрядно изучен. Гродненский замок, напротив, совершенно мне не знаком. Но там одинаковые проблемы, поэтому я посчитал, что эти руины можно объединить в одном тексте. Об этом чуть позже.

Вообще, замки Беларуси — это такие полулегендарные артефакты. Примерно как шлем святого Вацлава (слыхали?) Бравый солдат Швейк вспоминает одного коллекционера, “который в песке на берегу Лабы нашел старый железный ночной горшок и, приняв его за шлем святого Вацлава, поднял такой шум, что посмотреть на этот шлем прибыл с процессией и с хоругвями епископ Бриних из Градца”. Ну, вот с замками Беларуси примерно такая же история.

Замков, с точки зрения классической средневековой фортификации, на территории Беларуси было очень мало. С лёгкой руки покойного Михася Ткачёва эти замки в белорусской псевдоисторической литературе называются “кастели”. “Кастель” это чистой воды полонизм, а поляки позаимствовали его, натурально, с латинского. Типовым оборонительным сооружением ВКЛ, как и в былинные времена Всеслава нашего Чародея, был обыкновенный деревянный острог. Со временем остроги одевались камнем.

Вот это Тункинский острог в Бурятии.

А это реконструкция Кревского замка.

Видите разницу? А почему вы не видите разницу? Да потому что её нет. Кроме той, что в Крево деревянные стены уже заменены каменными.

Длина стен Кревского замка — около 370 метров. Стены Лидского замка — 355 метров, Любчанский замок защищали стены длиной 295 метров, а длина стен Мирского замка — 250 метров. Для сравнения, замок Шато де Куси, построенный на сто лет раньше Кревского замка, имел стены длиной 2400 метров.

Кревский замок может поместиться внутри Шато де Куси на площадке для петанка. В общем, строительство каменных крепостей в тогдашней Беларуси было редкостью. Ничего похожего на Ревельскую крепость, Венденский замок, крепость Копорье или крепость Изборск в Беларуси не строили.

Изборская крепость

Вероятно, это было связано с тем, что леса было навалом, и он ничего, практически, не стоил. В отличие от камня и кирпича, которые были остродефицитным стройматериалом. Также надо принять во внимание характер боевых действий в ВКЛ. Обычно это был кавалерийский наскок или рейды частных армий численностью от 100 до 5000 человек. И ни в одной хронике того времени не упоминается использование осадных орудий: баллист, катапульт и т.д.  

Ничего даже близко похожего на требушет в средневековой Беларуси не применялось.

За малым исключением, все крупные белорусские города  в разные периоды были легко взяты штурмом — либо татарами, либо украинскими козаками, либо войсками враждующих магнатов. Планомерные осады стали проводиться лишь со времени Русско-Литовской войны 1500—1503 гг.

Полоцкий «Верхний замок» (реконструкция)

Для иллюстрации можно добавить мнение авторитетного источника. Рейнгольд Гейденштейн в своих “Записках о Ливонской войне”, пишет, что Полоцк был богаче Вильны, но не имел каменных крепостных стен.

Впрочем, по тактическим меркам того времени, на Литовско-Русском ТВД это считалось преизрядным фортификационным достоинством. Пушечные ядра не раскалывали стены, а вязли в брёвнах, укреплённых земляной подушкой. У русских была та же ситуация. Гейденштейн указывает, что с литовской стороны Московии все крепости были деревянными.

А теперь вернёмся к гибнущим руинам Гродненского и Кревского замков. Как это всегда бывает, белорусская общественность бьёт тревогу, но сама даже пальцем не пошевельнёт, чтобы поправить ситуацию.

В данном случае я говорю о чисто технической стороне дела. Упомянутые руины можно было поддерживать в приличном состоянии. И даже понемногу восстанавливать отдельные участки. Есть такая технология — сухая кладка называется.

Это очень древний способ возведения стен и вообще каменных сооружений. И вместе с тем довольно простой. А теперь ещё и модный.

Если говорить о Кревском замке, то сухая кладка вполне может залатать отдельные бреши. А в Гродненском замке — восстановить арочные перекрытия.

Но это при условии, что люди, горюющие о графских развалинах, отставят в сторону клавиатуры. И возьмут в руки лопаты, трамбовки и прочий несложный инструмент. Ну, и отвес надо, без этого у нас не получится так, чтобы не завалить стену.

Натурально, я просто теоретизирую (стебусь, короче). Даже в местной общине деревни Крево нет никаких попыток самоорганизоваться и хоть что-то сделать для сохранения замка. Который, на минуточку, всю эту деревню до сего дня подкармливает за счёт туристов. И уж конечно, никакие минские активисты и волонтёры в Крево не поедут, и делать там никто ничего не будет. Руинирование древнего сокровища белорусской истории — процесс необратимый. Но ещё какое-то время он будет кормить журналистов, паразитирующих на останках ВКЛ.

Я гарантирую это.