«Всегда в тени» — наемники, историческая ретроспектива

Наемники – это явление отнюдь не только современное.

Когда Александр Македонский вторгся в Азию в 334 г. до н.э. его армия уже включала в себя 5 тысяч наемников, а противостоящая ему персидская армия насчитывала 10 тысяч наемников.

Солдаты – наемники участвовали практически во всех войнах с древнейших времен и до современной эпохи нео-либеральных конфликтов. Исследования историков показывают, что иностранные солдаты, служащие в армиях чужих государств за вознаграждение фиксируются в документальных источниках на протяжении последних 25 веков. Около десяти тысяч греческих наемников участвовали в гражданской войне в Персидской империи, что дает нам представление о происхождении того явления, которое сейчас называется наемничеством. Одной из самых значительных эпох, где наиболее ярко проявился эффект наемничества, стал переход от средневековой к современной эпохам, когда абсолютные монархии уступали свое место современным государствам. Именно монархи и феодальные правители в Европе ввели в правило использование иностранных солдат как дома, так и за рубежом. В Англии в конце 12 века, Генрих II и король Ричард нанимали солдат из страны Басков, Наварры и Галлоуэя, а 10 тысяч из 12,5 тысяч солдат армии короля Эдуарда I, с которой он вторгнулся в Шотландию в 1228 году, были валлийцами. В 1554 году Генрих VIII опирался на немецких, голландских и бургундских наемников в войне, которую он вел по всей континентальной Европе. В 1690 году король Уильям III набрал в сою армию солдат из Ольстера (Северная Ирландия), Голландии, Шотландии, Франции (гугеноты), Дании, Швеции, Пруссии. Монархи Франции этого периода также в значительной степени зависели от иностранных наемников. В 15-м и 16-м веках швейцарские, немецкие, английские, итальянские, польские, греческие и шотландские солдаты были завербованы в французскую армию. В битве при Дюнах в 1658 году французская армия в значительной степени состояла из шотландских и ирландских наемников.

Испанская армия того периода в результате повсеместного распространения наемников включала в себя один шотландский, английский и три ирландских полка. На протяжении 13-го века иностранные наемники постоянно набирались и в ополчения итальянских городов-государств. Италия была просто переполнена наемниками, ищущими работу между 1360 и 1369 годами, во время паузы в военных действиях в Столетней войны.

Одними из признанных лидеров рынка наемников были швейцарцы. Именно они были самыми опытными игроками при использовании растущего рынка наемников в период упадка феодализма в Европе. Швейцарские вербовочные офицеры были первыми, кто создали официальную систему найма солдат для коммерческой выгоды. Это были, в сущности, оригинальные коммерческие компании по набору наемников. В то время как швейцарцы разработали специальную систему найма и выстраивали на основе ее отношения с Францией, немецкие наемники без особого разбора служили во всех армиях по всей Европе. В это время солдаты из Германии, которые не имели национальной армии, помогли построить почти каждое организованное государство в Европе. Таким образом, наемничество было огромным рынком в средние века, иностранные солдаты предлагавшие себя в аренду представляли собой один из основных продуктов европейской внешней торговли. В 16-м веке историками был зафиксирован значительный сдвиг в наборе и развертывании наемников. Современные национальные государства в Европе начали расти из вспыхивающих на континенте гражданских войн. В таких горячих условиях европейские монархи стремились укрепить свое господство с помощью постоянных армий, которые состояли в основном из иностранных солдат. В 16-м и 17-м веках наемники были включены в стандартные армейские подразделения и использовались как часть современного государственного аппарата для подавления восстаний. Однако в этот период иностранных солдат нанимали не только венценосные монархи. Восставшие слои общества также могли призывать под свои знамена других иностранных солдат. В мае 1525 года Михаэль Гайзимайр, лидер восстания в тирольском немецком крестьянском районе, нанял наемников, чтобы оказывать успешное сопротивление правителям из династии Габсбургов. Во время французских религиозных войн немалые суммы за поддержку обоих сторон получили итальянские военные лидеры наемников, например такие как Франческо Сфорца. В итоге, на заработанные на религиозных распрях деньги они сами основывали свои собственные дворянские роды и становились правителями независимых государств.

Историки считают, что некоторые работодатели в то время предпочитали набирать наемников из Германии, потому что у них было меньше солидарности между собой и, следовательно, они могли быть приобретены дешевле. Так гугеноты, во время французского религиозного конфликта набрали 14 тысяч немецких наемников (ландскнехтов), чтобы бороться против французской короны. В течение 1700-х годов в Европе наблюдалось несколько многонациональных сил, которые состояли в основном из наемных солдат. Иностранные наемники составляли от одной четверти до 60 процентов от всего личного состава этих регулярных армий того периода. Наемники пользовались космополитичностью регионов и прозрачностью политических границ, чтобы служить в иностранных армиях за плату. Так, в 18-м веке швейцарские солдаты были заняты в прусских, французских, английских, австрийских и голландских войсках. Германские государства к этому времени стали крупнейшими поставщиками наемников во всей Европе. Голландская армия почти полностью состояла из офицеров и солдат из Германии, Франции, Шотландии и Ирландии , в то время как Великобритания набирала наемников в основном из германских государств, Нидерландов, Швейцарии, Албании, Франции и итальянских государств. Французская армия насчитывала девять полков швейцарских солдат, шесть из германских государств, шесть из Ирландии и два из итальянских княжеств. Шотландские и немецкие офицеры были заняты и на востоке континента, например в России, где одна треть офицерского корпуса была иностранцами. Восемнадцатый век в Европе представляет собой эпоху, когда найм солдат был абсолютно законен и открыто признавался международным правом. Создание национальных государств, в 19-м веке привели к переходу от наемной к национальной армии. Следовательно, законность и уровень нормативной практики наемничества существенно понизился. Создаваемые государства больше не имели возможности набора солдат за пределами своей современной территории. В 1870 году британский парламент принял Акт об иностранном военном наборе, направленный на регулирование деятельности наемников — британских граждан, которые работали за пределами Великобритании. Переход от наемных сил, используемых отдельными европейскими князями к национальным армиям, восходят к европейским войнам, полыхавшим в первые годы после Великой французской революции 1789 года. Причины этого изменения многообразны и спорны. Некоторые историки ошибочно предполагают, что последний конфликт, в котором европейское государство нанимало иностранных солдат произошел в 1854 году, когда Британия нанял 16,5 тысяч итальянцев, швейцарских и немецких наемников для Крымской войны.

Тем не менее, Британия и по сей день продолжает использовать полк солдат-гуркхов из Непала в то время как Франция продолжает привлекать иностранных граждан во Французский Иностранный Легион.

19-й век также примечателен тем, что в это время иностранные солдаты начали применяться вне европейской системы государств. В 1830 году Бразилия наняла ирландских и немецких наемников, чтобы бороться против Аргентины, в то время как в 1853 году президент Мексики Лопес де Санта-Анна набрал немецких наемников в попытке предотвратить назревающий государственный переворот. Армии 20-го века, в отличие от восемнадцатого века, были сформированы в основном из солдат и офицеров, которые были гражданами государства – владельца вооруженных сил. Это изменение стало отражением национализма, который появился во время эпох Первой в Второй мировых войн, в течении которых граждане массово поступали на службу добровольцами и воевали в вооруженных силах своей собственной страны. Тем не менее, иностранцы по-прежнему служат и в армиях 20-го века. Возьмем, к примеру, французских офицеров, которые продолжали служить в Камеруне, Кот-д'Ивуаре (Береге Слоновой Кости) и после обретения этими странами независимости, испанские войска, которые находятся на службе в португальской армии, греки, которые служат в армии Кипра и Ганы, в которой солдаты были набраны из соседних франкоязычных стран; пакистанских офицеров, занятых в различных военных структурах Саудовской Аравии, Ливии и бахрейнских вооруженных силах, или австралийских и британских граждан, которые служили в армии времен апартеида в Южной Африке в конце 1970-х и 1980-х годов, и граждан Новой Зеландии, которые в настоящее время служат в вооруженных силах Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Однако фактически ни один из этих иностранцев фактически не участвовал в боевых действиях, так как война закончилась прежде, чем они прибыли на фронт.

Французский Иностранный легион является уникальной воинской частью французской армии, которая принимает на службу иностранных граждан. Привлечение иностранцев в французский Иностранный легионе и набор Великобританией солдат из Непала размывают границы между законной и незаконной вербовки наемников.

15 июля 1950 года немецкий Политический департамент Министерства иностранных дел Великобритании получил копию статьи, опубликованной в немецкой газете «Westdeutsche Allgemeine Zeitung», содержащей подробную информацию о немецких наемниках, служивших в иностранных армиях. Газетная статья прослеживала тенденцию еще с с 18-го века, когда немцы сражались в иностранных армиях по всей Европе, а иногда и друг против друга. Авторы утверждали, что ветераны Африканского корпуса Роммеля служили на Ближнем Востоке, в том числе 6 тысяч солдат служили в египетской армии, 4 тысячи в Сирии и 2 тысячи в Ираке, в то время как более 30 тысяч бывших солдат Вермахта вступили во Французский Иностранный Легион. Кроме того, в статье «Немецкие солдаты повсюду», которая появилась в газете «Гардиан» 25 июля 1950 утверждалось, что после Второй мировой солдаты из бывших войск СС воевали в России, Греции, Албании и Китае, 8 тысяч немецких солдат служили в армии Мао Цзэ Дуна. После поражения нацистской Германии во время Второй мировой войны и последующего роспуска Вермахта (немецкой национальной армии, которая была позднее восстановлена под именем Бундесвера — Вооруженных Сил Федеративной Республики Германии) возник рынок для опытных немецких наемников. Но не одна поверженная фашистская Германия поставляла «солдатское топливо» для вооруженных конфликтов, бушевавших по всему миру.

К середине 20-го века использование частной военной силы было ограничено международными «нормами» против наемников. Тем не менее, границы между законными армиями национальных государств и незаконной вербовкой наемников становятся все более размытыми. Причиной этому служили такие факты, как большие число иностранцев, которые воевали во время гражданской войны в Испании, граждан зарубежных государств во французском Иностранном легионе, которые до сих пор продолжают службу без согласия их родных государств и таких ярких примеров, как солдаты – гуркхи из Непала, которые до сих пор продолжают нести службу британской короне.

Введение международных ограничений использования наемников предусматривало введение определенных правил на двух уровнях. Во-первых, международное сообщество пыталось привить правило аморальности использования силы за пределами законных вооруженных организаций. Во-вторых, проповедовалось правило «конфликта интересов», поскольку считалось, что наемная армия борется за личные эгоистичные, финансовые цели, в отличии от национальных армий суверенных государств, которые сражаются в рамках концепции общего блага.

Несмотря на это практика привлечения иностранных военнослужащих имела места на протяжении всего неспокойного XX века. Иностранное ополчение было завербовано на службу республиканской стороной в период гражданской войны в Испании. Иностранная военная сила включала в себя около 40 тысяч добровольцев из 50 стран, которые воевали в защиту Испанской республики. С другой стороны мужчины из Германии, Италии и Португалии были отправлены сражаться в рядах армии Франко. Историки зафиксировали еще от тысячи до полутора тысяч иностранцев из Ирландии, Франции, Румынии и русских эмигрантов, которые присоединились к армии генералиссимуса Франко. Активно использовалась иностранная военная сила и на Ближнем Востоке и в Азии. Это также видно на примере бывших британских военнослужащих, которые с молчаливого одобрения правительства Великобритании, были привлечены в Султанат Омана для службы в его вооруженных силах. Расчеты показывают, что около 200 британских солдат воевали против партизан в Дхофаре во время восстания 1965 года. К началу 1960-х годов солдаты из западных промышленно развитых стран были наняты правительствами государств, недавно освободившихся от колониального ига или группами повстанцев, чтобы сражаться в гражданских войнах или в борьбе за независимость. Историки иногда называют их «наемниками-бродягами». Они утверждают, что иностранцы были востребованы исходя из их особого опыта в нетрадиционных войнах, их технических навыков а также для того, чтобы компенсировать нехватку кадровых военнослужащих в относительно небольших африканских армиях. В течении XX века появление наемников было также зафиксировано в Конго, Йемене, Нигерии, Коморских островах, Анголе, Родезии и Вьетнаме. Однако именно Африка стала центром использования иностранной наемной военной силе во второй половине XX века.

Свежую струю в использование наемных военнослужащих принес конец XX века. Историки характеризуют этот период как «нео-либеральное наемничество». Конец прошлого века ознаменовался резким ростом частных военных компаний (ЧВК) в качестве новой нео-либеральной формы наемничества. В сущности эпоха классического наемничества плавно перетекла в эпоху наемничества неолиберального. Для них характерны преемственность, но имеются и различия. Если на протяжении двух последних веков вооруженные силы были исключительной прерогативой государства, но уже в 1970-е годы силы безопасности начали миграцию в руки частных лиц и организаций. Так исторически сложилось, что монополия государства за контроль над насилием, стала к концу XX века скорее исключением, чем правилом. По всей видимости, причиной этого стало появление развитой частной военной промышленности в 20-м веке и конец эпохи холодной войны. Практика использования наемников не прекращалась на протяжении всего прошлого века. Наемники были движущей силой военного переворота, который в 1978 году сверг правительство Коморских островов. Три года спустя наемники были вновь привлечены к делу, чтобы поддержать успешную попытку контр-переворота.

Некоторые эксперты считают, что окончание холодной воны высвободило большое количество кадровых военнослужащих, которые ранее готовились к тотальному военному противостоянию между супердержавами. Развитию частной военной силы также существенно помогла распространившаяся по всему миру неолиберальная экономическая модель управления, которая создала пространство для законного использования частных сил личной безопасности. По мере развития и внедрения принципов свободного рынка еще в конце 1960-х, молодые ЧВК начали предлагать более продвинутые военные услуги международной клиентуре, которая включала в себя и правительства и частные предприятия. Как законно действующие юридические лица, ЧВК нанимали к себе в штат на работу опытных и специализированных кадровых военных из разных стран мира, которые ранее служил в государственных армиях. В Великобритании Дэвид Стерлинг (основатель SAS) и его деловые партнеры сформировали первую официально признанную ЧВК ещё в 1967 году. Компания Стирлинга «Watchguard International Ltd» комплектовалась бывшими спецназовцами из Великобритании и оказывала услуги по подготовке армейских кадров правителей Ближнего востока и Азии. Полковник Стирлинг описывал задачу «Watchguard», как «получение прибыли частным коммерческим предприятием, которое, кроме того работает на иностранные правительства». Основанная выходцами из легендарного британского спецназа, «Watchguard» наметила пути развития для больших, транснациональных частных военных корпораций, которые предлагают широкий спектр военных и охранных услуг для других транснациональных корпораций или для суверенных правительств. К 1990 году компания «Executive Outcomes» (EO) из Южной Африки — фирма, которые использовала труд большого количества ветеранов армии Южной Африки и компания «Сэндлайн» из Великобритании успешно захватили растущий рынок частных военных услуг. Обе этих ЧВК играли спорные роли во время военных конфликтов в Африке, наиболее широко разрекламировано их участие в гражданском конфликте в Сьерра-Леоне и Анголе. Возможно, двадцатый век заложил основу для того, чтобы ЧВК, что превратились в прибыльную многомиллиардную сегодняшнюю частную охранную индустрию. В реальности, роль ЧВК гораздо сложнее обычного понимания и определения наемничества. Отношения между частным сектором и вооруженными силами национальных государств остается законной, хотя и спорной. Так, несмотря на упорное отрицание Дэвида Стирлинга, историки подтверждают, что первая официальная современная ЧВК «Watchguard International», через своего основателя — Стирлинга поддерживала тесные связи с британской SAS, и по сути была частным филиалом британской армии.

Остается неясным, представляют ли собой современные ЧВК значительные изменения в широкой исторической траектории наемничества, или же они превратились в параллельное неолиберальное явление. Выработка ясный и четких определений, по всей видимости и укажет дальнейшую перспективу развития частных военных компаний.

Источник