Колонка для Naviny.by от 29.VIII.2011

In Лукашенко We Trust 

Беларусь синеокая™ затаила дыхание и замерла. Думающая часть населения мнит, что на днях или раньше Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко вынесет в публичную плоскость стратегию восстановления и развития Родины в посткризисный период. Иное дело, обрадует ли чаемая стратегия думающую часть этого самого населения.

Самые горячие головы убеждают, что Глава государства предложит публике программу действий после того, как сделает отчёт о победе над валютным кризисом. Поясню тактично – национальный лидер не отчитывается – он отчитывает. Ergo, надо уметь за деревьями видеть лес, ставить проблему с головы на ноги. С этой viewpoint жанр публичного обращения к нации уникален уж тем, что позволит проследить деградацию адаптацию белорусской модели применительно к текущему моменту.

Отдельные зарвавшиеся члены туземного экспертного сообщества высказали надежду, что будут озвучены новые подходы по выходу(sic!) Вынужден указать энтузиастам, что для озвучки планов вовсе не нужно быть гигантом мысли и отцом демократии.  Всякий, сказавши жене: «Скоро лёгкая атлетика по телику, сходи-ка ты за пивом», явит собой образец разумного и экономически оправданного планирования.

Also, от Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко ждут не слов, а дела. Нужна живительная долларовая струя, возрождающая в людях веру в его право на политическое лидерство. А, de facto, есть большой риск: не дай Б-г, обращение к нации превратится в кондовый протокол поручений. Тогда придётся безапелляционно  констатировать перерастание финансово-экономического кризиса синеокой™ в кризис прочих жанров. В частности – жанра доверительной беседы с населением. Проповеди, если угодно.

В случае очередного провала население почует аромат гниения и распада местной модели политического камлания и забьётся в новом приступе валютной истерики. Идиосинкразия к политическому планированию – это родовая черта туземной белорусской бюрократии. Так сложилось исторически, ибо тот, кто выдвигает некий политический проект и имеет на него право первой ночи, должен решить и другую самостоятельную задачу: найти и обеспечить ресурсы для осуществления своего проекта. А с деньгами и мозгами в синеокой™ всегда была напряжёнка.

Неудивительно, что великая белорусская политическая традиция славится как раз полным отсутствием национальной культуры стратегического планирования. Не в силу непостижимости этого процесса для автохтонов, но из-за его элитарности. Первый консул Франции постулировал, что адъютанты не способны создать штабную культуру. Точно также как лакеи не способны сформировать аристократическую среду.

Парадокс. На базис БССР, окуклившийся на уровне середины прошлого века, опирается идейная надстройка Беларуси синеокой™, сшитая на живую нитку на основе политического лексикона Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. И сейчас это работает против него.

Вы, друзья, натурально, спросите, почему? Потому что вопреки заезженным политологическим штампам, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко не автократ и не диктатор. Мандат, полученный им от населения на выборах 1994 года, сохранился по сей день, и имеет императивный характер. Проще говоря, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко ответствен только и исключительно перед населением. А население пищит.

До поры до времени это давало вполне устойчивую модель суверенной державы в центре Европы: калорийный, без излишеств, паёк, единомыслие по поводу магистрального пути синеокой™, и, в качестве бонуса, полные гарантии от непредсказуемости, связанной с ротацией власти.

Опыт, сын ошибок трудных, подсказывает мне, что Глава государства таки хочет подтвердить свой мандат на право быть национальным лидером. А гений, парадоксов друг, провидит в предстоящем душевном и доверительном монологе лидера нации обобщённый в сжатом виде его собственный, уникально успешный опыт управления страной. Включающий одну мою аксиому: первой трещину даёт не структура власти, а структура собственности. Но эта моя аксиома не имеет к грядущим провалам в политике и экономике никакого отношения.