Будущее синеокой™. Экономика ебабельных услуг

Тяжелый финансово-экономический кризис актуализировал накопившиеся в Беларуси синеокой™ системные проблемы. Их можно пытаться структурировать, можно разбивать на отдельные сегменты и пытаться решить изолированно друг от друга. Это всего лишь паллиатив. И он не может отменить констатацию главного факта – маленькая гордая республика в центре Европы утратила конкурентоспособность в глобальном мире.

Справочно:

(Данные 1965 года).

Во всесоюзном разделении труда Белорусский экономический район (БЭР) выделяется как район развитой машиностроительной промышленности, растущего производства минеральных удобрений и продуктов нефтепереработки, изделий лёгкой и пищевой промышленности, производства льноволокна и картофеля. Занимая 1% территории СССР и насчитывая ок. 4% населения страны, БЭР в 1963 произвёл 17,5% выпущенных в СССР тракторов, 6,4% грузовых автомобилей, 11% металлорежущих станков, св. 17% мотоциклов, около 7% телевизоров и радиоприёмников, 10,5% льняных тканей. В структуре валового общественного продукта (1962) промышленная продукция составляла 57% (против 50% в 1958), сельскохозяйственная – 25% (против 33% в 1958), строительство — 8%, транспорт — 3% .

Экономика р-на характеризуется быстрым ростом производства промышленной продукции. Валовая продукция промышленности в 1964 превысила уровень 1958 в 1,9 раза, а уровень 1913 — в 51 раз. В топливно-энергетическом балансе БЭР главная роль принадлежит завозимому из Донбасса и Львовско-Волынского бассейна каменному углю и поступающему с 1960 по газопроводу дашавскому газу. Видное место занимает торф. В 1965 начата промышленная добыча нефти на первом в БЭР Речицком нефтепромысле.

Электроэнергетика БЭР представлена рядом значительных электростанций (Белгрэс, Смолевичская ГРЭС, Березовская, Василевичская ГРЭС и др.); строится (1965) крупнейшая в Белоруссии Лукомльская ГРЭС. Предполагается строительство крупных гидроузлов на Западной Двине и Немане. Общая мощность электростанции БЭР в 1964 достигла 1898 тыс. квт против 128,8 тыс. квт в 1940. Производство электроэнергии в 1964 (6757 млн. квт-ч) в 13,3 раза превзошло уровень 1940. Валовая продукция машиностроения и металлообработки в 1963 увеличилась по сравнению с 1940 в 36 раз. Эти отрасли работают на привозном сырье. Удельный вес их (по числу занятых рабочих в БССР) составляет 31,2% (1963).

Машиностроение и металлообработка БЭР сосредоточены главным образом в крупных городах (Минске, Гомеле, Витебске, Могилёве и др.) и включают многочисленные отрасли: транспортное и сельскохозяйственное машиностроение (производство автомобилей, речных судов, кукурузо-силосоуборочных комбайнов и т. д.), тракторостроение, станкостроение (различные виды металло- и деревообрабатывающих станков, автоматических линий для металлообработки), электротехническая и приборостроительная промышленность (электродвигатели, силовые трансформаторы, щиты управления для электростанций), отрасли, изготовляющие изделия бытового назначения (радиоприёмники, часы, швейные машины). 

За последние годы в БЭР получила широкое развитие химическая промышленность. На базе Старобинского месторождения калийных солей построен первый Солигорский калийный комбинат, строятся второй и третий комбинаты. Создаётся мощная нефтеперерабатывающая промышленность. Сырьём для неё явится главным образом из Поволжья, которая будет доставляться сюда по трансъевропейскому нефтепроводу «Дружба» и его ответвлениям. 

В Полоцке начал работать нефтеперерабатывающий завод. Новостройками химической промышленности также Гродненский азотнотуковый завод, Светлогорский завод искусственного волокна и др. Из отраслей лёгкой промышленности наиболее развиты текстильная и трикотажная. Пищевая промышленность, базирующаяся на переработке местного сельскохозяйственного сырья (молока, мяса, картофеля, льна, сахарной свёклы, овощей, плодов), рассредоточена по всему БЭР.

Природные условия БЭР (обилие влаги, продолжительный вегетационный период) благоприятствуют развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства, специализирующегося на молочно-мясном животноводстве и свиноводстве, производстве картофеля, льна и овощей. Из общей посевной площади в 6 млн. га (1964) зерновые и зернобобовые культуры (озимая рожь, пшеница, ячмень, гречиха, просо, горох) занимают 56,1%, технические (лён-долгунец, сахарная свёкла) — 6,3%, картофель — 15,7%, остальная посевная площадь занята кормовыми культурами. 

Площадь пахотных земель увеличивается за счёт осушения и освоения болот и заболоченных земель. Только за послевоенные годы в Белоруссии освоено путём мелиорации более 600 тыс. га. Значительное место в сельском хозяйстве занимает садоводство (144 тыс. га). Животноводство базируется на естественных лугопастбищных угодьях и посевах кормовых культур. Поголовье (в 1965): крупного рогатого скота 4242000, свиней 3136000, овец 767000, птицы 19500000.

Свыше 4/5 всего грузооборота приходится на железную дорогу. Протяжённость железнодорожных линий 5035км (1964). Наибольшую роль играют магистрали, по которым наряду с внутренними и межрайонными перевозками осуществляется международная транзитная связь (Москва— Брест). Из меридиональных магистралей наиболее напряжённые грузовые перевозки совершаются на линии Бахмач — Вильнюс. 

Общее протяжение автодорог около 64900км. Основные автомагистрали: Москва — Минск, с продолжением на Брест, Ленинград — Киев, Рославль — Брест. 

Общая длина судоходных путей 3800км. Для судоходства пригодны отдельные участки Днепра, Немана и Западной Двины. Важное транспортное значение имеет Днепровско-Бугский канал. В перспективе предусматривается создание сплошного водного пути из Балтийского в Чёрное м. через Днепр, Припять и Неман.

Ввоз и вывоз БЭР определяются преимущественно экономическими связями связями с Украинской ССР, Поволжьем, Центром и Уралом. Из центральных районов и Прибалтики в БЭР поступают: энергетические машины, транспортные средства, химическое оборудование, некоторые изделия лёгкой промышленности. Вывозит БЭР в эти районы станки, автомобили, тракторы, льноволокно, животное масло, спирт, картофель. 

Из УССР Белоруссия получает уголь, металл, некоторые виды машин, природный газ, минеральные удобрения, ткани, а поставляет лесоматериалы, автомобили, станки, некоторые предметы народного потребления. Расширяются межрайонные связи БЭР с Уралом и Поволжьем, откуда ввозятся нефтепродукты, металл, минеральные удобрения.

Давно стало общим местом утверждение, что развитие глобальных рынков приводит к специализации разных стран. И это правильно, потому что положение одной страны не может быть постоянным – оно меняется по мере развития экономики и изобретения новых технологий. Но у нас из этого не вышло ровным счётом ничего. Приведённая справка из учебника экономической географии наглядно подтверждает, что структура белорусской экономики сложилась в середине прошлого века и с тех пор не менялась, а наоборот, законсервировалсь и окостенела.

Беларусь синеокая™ много суверенных и независимых лет потратила впустую, занимаясь перераспределением ресурсов, полученных от России и упирая на товарооборот. Тогда как в XXI веке товарооборот никому нахуй не усрался. Все решается не в масштабах страны, а в масштабах отдельной экономической единицы – корпорации.

Европейцы, американцы, азиаты стали специализироваться на товарах, требующих высокой квалификации, в то время как доморощенные белорусские экономические стратеги упирали на вал и сборку вёдер с болтами на обломках советских предприятий, гордо величаемых тут «флагманами индустрии».

Как следствие, держава завязла в аграрно-индустриальной структуре экономики. Проще говоря, из отсталого сельскохозяйственного региона Беларусь синеокая™ превратилась в отсталый промышленный. Темпы экономической активности оставались и остаются крайне низкими, а методы реализации задач – заскорузлыми и негибкими. Тем не менее, задачу построить в синеокой™ общество изобилия никто не отменял.

А для построения общества изобилия необходимо изменить экономическую структуру и избавиться от балласта промышленных предприятий, которые воспроизводят мёртвую и неэффективную экономическую модель. Пора воспользоваться страновыми преимуществами синеокой™, превратив её из экономики просирания ресурсов в экономику вполне себе ебабельных услуг.