СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ВИЛЬНЮСА

Уже довольно давно наблюдаю такой чисто белорусский феномен. Совершенно невероятное увлечение местной богемы и интеллектуалов Вильнюсом.

В Вильнюсе всё, буквально всё греет сердце и душу белорусского интеллектуала.

“Старажытная вежа Гедыміна, мілыя вузкія крывыя завулкі, ўтульныя дворыкі, цяністыя бульвары, касцёлы, капліцы, царквы, чарапічныя дахі, цагляныя коміны і г.д., і да т.п.”

Это я рисую такой собирательный образ Вильнюса, построенный на цитатах из местечковых травелогов.

Любопытно, что в 70-80-90-е годы прошлого столетия ничего подобного не наблюдалось. Хотя Вильнюс находился на том же самом месте. И добраться до Вильнюса не составляло совершенно никакого труда. Регулярно ходил дизель-поезд, был междугородный автобусный маршрут, а ещё ежедневно курсировал состав Минск-Таллин, тоже через Вильнюс. Ну, и на машине, конечно.

И я бывал в столице советской Литвы, хотя и не достиг состояния культурной нирваны. В те времена любой житель Вильнюса без всякого преувеличения мог произнести сакраментальную фразу: “Церкви у нас замечательные. Тут уже из Главнауки приезжали, собираются реставрировать“. И ведь произносили.

А ещё там был образцово-показательный советский спальный микрорайон Лаздинай, от которого пошли потом все минские Серебрянки и Зелёные Луга, улицы Мельникайте и Гвардейская, да и что там — Каменные, не побоюсь этого слова, Горки. То есть П.М.Машеров и его последователи строили в Минске наш советский Вильнюс.

Однако никакого ажиотажа среди белорусской интеллигенции тех лет не наблюдалось. Я вам больше скажу ажиотажа не наблюдалось и года так до 2012. А потом как прорвало. Интеллектуалы всеми правдами и неправдами стремятся бывать в Вильнюсе. И бывают там даже чаще, чем в своих родных белорусских деревнях. В Вильнюсе белорусские интеллектуалы en masse могут позволить себе чашку кофе. Иногда бокал пива. Если интеллектуал взял к литовскому пиву ещё пару цепелинов — это уже явная попытка взорвать белорусский интернет — такая фотка имеет все шансы собрать 100500 лайков и каментов, полных восторженного визга. Но как?! за счёт чего?!

Не могу понять.

Я даже специально посмотрел статистику по населению Вильнюса. За 150 лет.

Первая документально подтверждаемая научная перепись была в Вильнюсе в 1874 году. “Население 96 тысяч душ, половина евреи” (это польский современник пишет).

В дальнейшем ситуация изменилась не слишком.

Смотрите сами.

1916 год

Поляки 53,67%

Евреи 41,45%

Литовцы 2,09%

Русские 1,59%

Белорусы 0,44%

Немцы 0,63%

Другие национальности 0,13%

И по польской переписи 1931 года

Поляки 65,9%

Евреи 28%

Русские 3,8%

Белорусы 0,9%

Литовцы 0,8%

Немцы 0,3%

Украинцы 0,1%

Другие национальности 0,2%

В общем, никогда массового проживания белорусов в Вильнюсе не было. Тем более таких белорусов, из которых вышли нынешние белорусские интеллектуалы и богема. И вообще до революции 1917 года Вильнюс был крупнейшим центром православия. Добавлю от себя — а также центром иудаизма.

Так почему же и когда произошёл этот ментальный сдвиг в умах белорусских интеллектуалов? Откуда сформировалось у них восприятие Вильнюса, как центра, где обосновался белорусский Genius Loci?

Расскажите мне ваши версии.