Почему мы такие злые?

Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. 

Знакомо, да? Читайте дальше:

Боевая стойка

Наши зеркальные нейроны, считав нечто по лицам, голосам, взглядам, запаху, мгновенно, минуя сознание, приводят тело в состояние готовности к агрессии. Вы сами можете быть сколь угодно мирным и добродушным человеком, но мозг и тело мгновенно оценивают окружающую среду как небезопасную и приводят бронепоезд на запасном пути в рабочее положение. И наоборот, многие отмечают, что за границей расслабляются, даже если бывают там по работе, несмотря на языковой барьер и непривычную обстановку.

Не забуду, как в командировке по обмену опытом в Англии, мы ехали с английским коллегой по узким улочкам городка, мы спешили, опаздывали на следующую встречу. И тут перед машиной откуда ни возьмись появилась старушенция, бойкий такой божий одуван, с палочкой. И в совершенно неположенном месте, сердито махнув в нашу сторону тростью, начала переходить дорогу. Завизжали тормоза, натянулись ремни, машина встала, коллега, человек довольно эмоциональный, высунулся из окна. Ну, думаю, сейчас я продвинусь в разговорном английском, узнаю, как будет «Куда прешь, старая карга!». Но он шутливо погрозил ей пальцев и сказал заботливо: «Осторожнее!». Дело не в том, что он был вежлив и сдержался. Я сидела рядом и видела, что он совершенно не был разозлен. Небольшой стресс, но раз все обошлось – то и прекрасно. Вслед старушке он покачал головой, как любящий родитель качает, глядя на непоседливого малыша.

Что мешает нам так же реагировать на неизбежные в жизни неприятные неожиданности, мелкие неудобства, чью-то глупость и неосторожность, столкновение интересов – не из-за чего-то очень важного, а по мелочам? Почему русский интернет полон текстов на тему «Нет, ну вы только подумайте, какие все идиоты (сволочи, быдло, хамы)», несколько таких текстов всегда висят на вершинах рейтингов. Поводом может быть что угодно: дети шумели в кафе, а родители их не заткнули, девушки с недостаточно красивыми, на взгляд автора, фигурами, носят открытую одежду, люди, которые неправильно, на взгляд автора, паркуются (переходят улицу), любят неправильную, на взгляд автора, музыку и т.п. На каждый такой пост приходят сотни комментариев одного и того же содержания: «да, как меня тоже бесят эти уроды!», в ответ на которые приходят ответы «да сам ты урод», и пошло-поехало. Тут дело не в дурных манерах, не в низкой культуре, как часто думают, а в чувствах. Ведь действительно бесит. Ярость вспыхивает внутри легко, как спичка. Словно шумные дети или чьи-то голые неидеальные коленки, или провинциал в метро, ошарашено застывший на проходе и озирающийся в поисках указателей, это не просто люди, которые чем-то помешали или не нравятся – они агрессоры. И им надо дать немедленный жесткий отпор. Read More

Пора валить? Может быть в Великобританию?

Ну что же, как смогли убедиться мои читатели, во Франции все гораздо хуже чем у Дюма и в рекламных туристических буклетах... Может быть в другом столпе Европейского Союза, сможет найти россиянин себе отдушину? Не физик — ядерщик, не международный финансист, не крутой бизнесмен, который заработал денег все в той же «Рашке», но искренне ее ненавидит, мечтая об Европах...

Как живут простые английские Марьиванны и Иваны Петровичи — такие же, как миллионы простых россиян. Россиян в мозгу которых до сих пор царит дымка романтизма и вера, что «ну уж где то там, за горизонтом, в Европе есть земля обетованная», где простой человек живет, а не мучается как в рашке, где джентельмен кланясь встреченному джентльмену в поклоне снимает шляпу, где бродит дух Шерлока Холмса и королевы, а над всем этим благолепием висит романтический английский туман, из которого виднеется лишь великолепный шпиль Биг Бена... Но так ли все лучше в Англии по сравнению с Урюпинском и Бобровском? Спросим у местного жителя, который смог таки добраться до дальних берегов мечты миллионов россиян.

Наверное,  многие люди  представляют себе Оксфорд  этаким  студенческим  городком, где проживают  всевозможные  ученые,  профессора  и,  конечно же,  студенты.  Наверняка в нем живут культурные  и  образованные люди,  не зря же образование,  полученное в Оксфорде, ценится на весь мир!  А мне в очередной  раз  хочется  показать этот город  с более реалистичной стороны,  не обращая внимания на легенды и мифы,  связанные с этим городом. В первую очередь  хочется  рассказать о самом интересном,  об образовании в Оксфорде.  Хотя подобная  ситуация  по  всей  Англии, в общем-то.

Образование. Начну с того  что в Англии  существует  два  разных мира в образовании — платное и бесплатное. Бесплатное — это то, что доступно рабочему классу, “государственное” так сказать.  Так вот с такой  “базой”,  которая даётся  в этих бесплатных  школах, перспектива  одна — носить  коробки на складе.  Конечно , есть исключения,  в виде престижных бесплатных церковных школ, но в большинстве своем бесплатные школы практически не дают никаких знаний.

По крайней мере, образование, которое дается в странах бывшего Советского Союза намного выше уровнем.  Как подтверждение тому, приведу некоторые примеры.  Люди, приехавшие  сюда из стран бывшего Советского Союза,  и продолжившие учебу в местных школах, практически всегда становятся “отличниками” и участвуют в “олимпиадах” по математике.  Хотя на своей Родине они в большинстве своем учились средне.  О многом говорит и то, что в Англии не удивительно встретить человека , не умеющего грамотно писать.  Причем,  таким человеком может быть не только простой рабочий,  но и “начальник” мелкого звена.  А каково было мое удивление, когда мой коллега по работе — литовец,  учил  англичанина  грамматике английского языка!  Или когда англичанин лет 20-ти уверял меня,  что алюминий  делается из кукурузы!  Я тогда спросил, значит, следуя логике,  чугун делается из картошки?  Так что вывод напрашивается  не очень приятный. Бесплатное образование в Англии, — это совсем  не то образование, о котором поют хвалу во всем мире.   Более того, платное образование практически не доступно простому рабочему. Соответственно дети  рабочего,  скорее всего,  будут  так же  простыми рабочими.  А вот дети богатых людей,  скорее всего,  продолжат свое богатое существование,  в том числе и благодаря хорошему образованию.  Учитывая, что процент  богатых людей в Англии меньше, чем процент рабочего класса,  мне кажется, несправедливо говорить о хорошем образовании в Англии.  Потому как его получает малый процент жителей.  Гораздо справедливее сказать, что образование в Англии оставляет желать лучшего.  Дисциплину в школе доказывает недавний случай, произошедший около месяца назад, когда в школе в результате массовой драки был убит подросток.

Несколько слов о медицине. Наверное, все смотрели различные фильмы как художественные,  так и документальные. В них показан такой уровень медицинских работников,  что остается только завидовать и проклинать советскую систему.  Но, хочу вас расстроить — это байка.  Может быть, конечно, подобные врачи и аппаратура существуют, но, скорее всего, это доступно богатому меньшинству. Я хочу рассказать о том, что доступно в Оксфорде большинству. Read More

Новый мировой порядок: паранойя или реальность?

Выражение «Новый мировой порядок» настолько заряжено взрывоопасными допущениями и догадками, что само использование его журналистами стало своего рода ходьбой по минному полю. Многие исследователи (и некоторые из мейнстрима) предпринимали попытки писать и говорить об этой весьма реальной социально-политической идеологии в открытой и исследовательской манере, понятным языком и основываясь на подтверждающей информации, лишь для того, чтобы подвергнуться нападкам, осмеянию или полному пренебрежению ещё до того, как у них появилась хотя бы возможность предложить вниманию результаты своей работы. Причина вполне проста: бо́́льшая часть широкой публики была ментально привита даже от шёпотом произнесённой терминологии. Иными словами, она была выдрессирована инстинктивно демонстрировать отрицательную реакцию на подобную дискуссию, даже не зная, почему.

В какой-то мере эта дрессировка осуществляется посредством навешивания на исследователей Нового мирового порядка ярлыков «конспирологов» (синоним слова «псих»), хватающихся за фантазии в отчаянной попытке привлечь «внимание», или дезориентированных личностей, которые силятся приложить творческую логику к безумно хаотичному миру, кружащему в вихре на задворках великой пустоты совпадений и случайностей. Говорю об этом не понаслышке, так как был одним из стада «рационалистов» и вместе со многими своими знакомыми использовал те же самые поверхностные доводы, чтобы отвергнуть любой упрямый факт в пользу НМП, на который мы натыкались. Увидев, какой лубочно нелепый образ обрела конспирологическое сообщество в сотнях, если не тысячах, книг, фильмов, телесериалов, рекламных роликов и новостных передач, многим становится сложно вникнуть в тему, не освободившись от уже внушённых в их головы жёстких предубеждений.

Другим обстоятельством, ведущим к отбрасыванию с порога исследований НМП, как ни иронично, является отсутствие открытого обсуждения предмета. Да, эта проблема из разряда курицы и яйца. Если бы больше людей не боялось пролить яркий свет на правду, то больше людей, в свою очередь, испытывало бы желание её увидеть. А если бы больше неосведомлённых людей стало желать выслушать непредвзято эту информацию, то больше знающих хотело бы ею поделиться. Таким образом, психологический барьер к этой информации не основывается на сколь-нибудь разумном доводе против существования НМП. Наоборот, люди отказываются слушать, потому что опасаются лично воспринимать идеи, которые по их мнению не разделяются пока большинством.

Вызывает сожаление тот факт состояния общества, что основная часть мужчин и женщин тяготеет к жизни ведомого, а не ведущего. И лишь некоторые, через большие трудности и травмы, всё же встают во весь рост и находят в себе силы вырваться за рамки коллективистского мировоззрения.

В отсутствие у населения общих знаний об истории вопроса элитистские аналитические центры и пропагандистские машины вроде Южного центра правовой защиты нищеты (SPLC) в полной мере пользуется преимуществом «менталитета муравейника», атакуя сторонников Движения освобождения и исследователей НМП. Прекрасным тому примером была последняя нашумевшая заметка SPLC о статье «Хранителей присяги» (организация бывших и действующих военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов США, считающих, что должны защищать Конституцию США в случае нарушения её правительством; прим. mixednews.ru), в которой освещаются планы Министерства обороны по приглашению российских солдат на американскую землю для обучения. Ввиду того, что статья осмеливается упомянуть «НМП», SPLC спешит прийти к банальному заключению о том, что «Хранители присяги» – «параноики».

Убого составленная обвинительно речь мало чем отличается от детского выпада в духе «сам дурак», но мне показалось, что она всё же обладает определённой ценностью как типичный образчик эксплуатации непросвещённого мнения масс со стратегическими целями. Если бы не невежество значительной части американского общества, жёлтая журналистика, вроде той, которую практикует SPLC, была бы выброшена на большую свалку истории… Read More

Колонка для Naviny.by от 21.V.2012

Триумф и трагедия Александра Лукашенко

По случаю рождения доброй знакомой навестил столицу синеокой™. Был немало обескуражен отсутствием пафоса мирного строительства в туземных СМИ. Ощутил позыв восполнить недостаток этого необходимого идеологического ингредиента. А также подчеркнуть, что учился у Дм.Ан.Волкогонова.

На самом-то деле никакой трагедии нет, а есть один сплошной триумф. Беларусь синеокая™ успешно адаптировалась к экономическим неурядицам периода затяжного и неизбежного упадка. Как сообщают СМИ, народ-богоносец только что проиграл последний и решительный бой за мясо и затаился в ожидании.

Пока народ херел хирел, государство пухло. Опухание совпало по времени с открытием традиционной весенне-летней пропагандистской кампании «Страна должна кормить своё крестьянство!». Политическая жизнь центра Европы снова начала, как китайская пьеса, медленно развёртывать бесконечные, похожие друг на друга картины.

Легкий оживляж внесла вялая межведомственная склока. Споуксмен синеокого™ внешнеполитического ведомства заклеймил покойного национального героя  Ф.Э.Дзержинского позором и нехорошими словами. Тайная полиция, натурально, обиделась за своего родоначальника. Обида вылилась в некий меморандум, согласно которому «оказался МИД-то наш, не МИДом, а сукою». И начались подковёрные потягусики, где главным аргументом служит наш русско-белорусский опыт, когда дипломатией руководили не штафирки, а выходцы из спецслужб (Е.М.Примаков, У.Р.Латыпов etc.).

К одному из элементов триумфа можно отнести вырождение туземной оппозиции в кучку заговорщиков и de facto ликвидацию её легального политического крыла. Таким образом, исчез камень преткновения между ЕС и Беларусью синеокой™ (судьба оставшихся з/к перешла в разряд технических решений). Ну, и главное, с точки зрения туземной «илиты» — она по-прежнему удерживает контроль над территорией. А больше ей ничего и не надо.

Парадокс в том, что и ЕС, и США тоже этого вполне достаточно. Имеющийся, якобы суверенный контроль над центром Европы гарантирует, что этот кусок Европы никуда не денется от статуса московских задворок. Read More

День Победы: крестьяне в сталинском СССР

Немецкие фотографии оккупированных сельских территорий СССР показывают «настоящую Африку»: оборванные крестьяне и их хижины, люди выискивают друг у друга вшей. Но наличие именно этих людей позволило Сталину одержать Победу.

Не будем лишний раз повторять, какой ценой была достигнута победа СССР над Германией – число погибших от 27 до 34 млн. человек говорит само за себя. Важно лишь напомнить, что до 80% потерь пришлось на советское крестьянство. Колхозники были лишены «брони» (в крупных городах на «брони» сидело около 40% мужчин призывного возраста). А попав в армию, их уделом становилась только передовая (тогда как солдаты из городов могли рассчитывать на попадание в тыловые, инженерные части).

Фактически сталинская верхушка гнала крестьянство на убой, как скот. Народ-объект, а не субъект, одушевлённые предметы. Вековая пассивность восточнославянского крестьянства.

То, что немцы плохо подготовились к войне с СССР, говорит тот факт, что они совсем не учли этнографические особенности восточного славянства. Среди которых (особенностей) главная – верно служить своему Хозяину. Вовсе не Родине, как приучали нас пропагандисты, а именно Начальнику, Барину, Хозяину. Родина – это что-то непонятное для безграмотного человека (к 1941 г. до 60% крестьян так и оставались неграмотными), тем более что большинство из них редко когда выходили за пределы своего района (максимум – области).

Раз начальник приказал – значит, надо бежать с винтовкой на немецкие пулемёты. А если бы немецкий начальник приказал – бежали бы с винтовкой на советские пулемёты. Но немцы так и не решились дать оружие этим людям.

О верности Хозяину (на этот раз всё же немецкому) говорит характерный факт – крестьяне на оккупированных территориях провалили планы советского НКВД на организацию мощного партизанского движения. Read More

Парни из захолустья

Тут у нас небольшая дискуссия об американском правоприменении и полицейской практике образовалась. Вот, в тему, что называется...

Если случайный приезжий прогуляется по улицам этого фермерского городка в глубинке штата Вашингтон, то ему и в голову никогда не придет, что здесь что-то может происходить. На улицах тишина. Мужчины неторопливо проводят послеобеденное время, подстригая бороды в парикмахерской в центре города. Автомобилистов, проезжающих мимо полей люцерны и мяты, встречает огромный придорожный рекламный щит, провозглашающий Куинси воплощением «Земли неограниченных возможностей".

Тем не менее, в этом захолустье, с населением всего 6700 душ, весной прошлого года, среди бела дня, на оживленной улице, был застрелен 25-летний мужчина, несколько месяцев назад полицейские нашли обрез, который группа подростков прятала в диване, а недавно, по словам начальника полиции, была изнасилована девочка-подросток.

Летом прошлого года, неподалёку от Мозес-Лейк, маршалы (Служба федеральных маршалов — подразделение Министерства юстиции, старейшее федеральное правоохранительное агентство США) окружили до 50 предполагаемых членов бандитской группировки, многие из них были связаны с мексиканской мафией.

Здесь есть небольшой городок Американа, земля просторных полей и церковных собраний, где всё чаще происходят бандитские разборки.

Округ Грант, с населением порядка 89 000 человек, вряд ли выделяется чем-либо на криминальной карте страны. Тем не менее, только в прошлом году, в округе зафиксировано около 100 грабежей и случаев применения огнестрельного оружия, все они, ​​в том числе ранение в голову 10-летнего мальчика, когда трейлер его родителей был изрешечен пулями, и ранение 13-летней девочки, кто-то выстрелил из проезжавшей мимо машины в то время как она сидела в гостиной своего дома, связаны с деятельностью бандитских группировок.

«Люди думают, что это большая, безопасная комьюнити, но в здешнем «омуте» всё скрыто под тихой поверхностью» говорит Крипер, 20-летний парень, исключенный из школы в Мозес-Лейк, и, в своё время, — член банды Marijuanos 13. «Поверьте мне — у нас есть PL, LVL, Florencia, Marijuanos, Nortenos. Здесь, в Moзес-Лейк, вы можете найти всё что хотите».

Городские власти категорически не согласны с этим, они утверждают, что такие комментарии — не более чем бравада и попытка запугать.

«Нельзя сказать, что у нас нет преступности, но и назвать её гангстерской, было бы преувеличением» говорит городской управляющий Мозес-Лейк Джозеф Гавински. «Банды формируются с преступными целями. Они имеют свою территорию и у них есть организация. Я не уверен, что это именно то, что есть у нас в городе».

Возможно, это вопрос терминологии. По данным Департамента шерифа, в округе существуют десяток организованных преступных групп, в которые входят более 500 человек; за 30 дней весны этого года, произошло: четыре перестрелки, два вторжения в дома и одно убийство, все эти случаи связаны с одной из «бригад» Мозес-Лейк. На ежегодном весеннем фестивале в Мозес-Лейк, прошедшем в День Памяти, заместитель [управляющего]Джо Харрис был поражен количеством молодых людей, открыто демонстрировавших цвета своих банд.

«Для города, который вроде бы не имеет проблемы с преступными группами, там было слишком много бандитов – не менее 8 или 10 банд» говорит он. «Это было шокирующим».

Сельские общины являются своего рода неиспользованным ресурсом в бандитском мире" говорит Харрис, описывая те изменения, которые он наблюдал; он говорит, что в течение последних четырех лет, группы мало чем связанных между собою детей, склонных к борьбе друг с другом, превратились в настоящие банды, со своей иерархией, регулярными встречами и заданиями, которые даются молодым членам — как правило, это граффити или кражи со взломом.

«В них по-прежнему есть своего рода демократия. Общие собрания, где они обсуждают разные вопросы и голосуют по ним» говорит Харрис. «Но теперь они активно участвуют в торговле наркотиками и продаже оружия, стреляют из машин». Read More

«Филадельфия, где резной палисад...» или Что случилось с Американской мечтой

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, Пенсильвания — Роб и Марина, конечно же, ни капельки не похожи на бездельников. Они довольно молоды, имеют прекрасное образование, оба работают. У них красивый дом в центре Филадельфии и двое замечательных детей, которые отлично учатся в школе и которые унаследовали музыкальное дарование Роба.

Очень похоже на реальное воплощение американской мечты, не правда ли?

Фактически же Роб и Марина банкроты: они просто ждут, когда их выселят из дома, за который они больше не в состоянии платить; они не могут выплатить половину своих кредитов на образование, и будущее их выглядит всё более и более мрачным.

“Наша финансовая ситуация довольно печальная” признает Роб.

Их история началась почти 20 лет назад, в Москве.

Роб, уроженец Огайо, был страстно влюблён в русскую музыку и литературу, и уехал за границу, чтобы учиться. Там он встретил Марину, прилежную, трудолюбивую молодую женщину, которая закончила Московский государственный университет со степенью в области английской литературы. Когда они встретились, она работала офис-менеджером в бюро крупного американского агентства новостей.

Они полюбили друг друга, поженились, и, в конечном счете, перебрались в Соединенные Штаты. Тысячи пар, точно так же как они, проделали тот же самый путь.

Но Роб и Марина были честолюбивы. Марина решила сделать карьеру в области международных отношений и получила степень магистра в престижной Школе Флетчера университета им. Тафтса.

Затем они вместе отправились в Дарем, штат Северная Каролина, где, в университете Дьюка, оба получили степени в области юриспруденции. После этого Роб закончил дополнительную программу обучения по налоговому праву в университете Нью-Йорка.

“Мы невероятно породистые” криво усмехается Роб, намекая на количество дипломов, как у выставочных собак.

С дипломами в руках, они переехали в Филадельфию, где оба получили себе хорошую работу — Марина в международном праве, а Роб, смог найти применение всем своим талантам и умениям, включая беглый русский язык. Read More

Брейвик: Начало европейской Аль-Каиды

Чуть более десяти лет назад, 14 сентября 2001 года, я должен был вылететь в Афганистан, по личной договоренности с Ахмад Шахом Масудом, брать у него интервью вместе со съемочной группой второго канала израильского ТВ.

9 сентября 2001 я прорабатывал вопрос нашей переброски в Афганистан через Таджикистан, вертолетом 201-й дивизии, когда пришло известие: Масуда взорвали... В тот момент я еще не знал, что сделали это смертники Аль-Каиды, организации, мало кому тогда известной за пределами разведывательного сообщества, что это – конец, конец эпохи. Впереди было 11-е сентября, вторжение американских и британских войск в Афганистан, война в Ираке, новый виток Кавказской войны…

Главный урок прошедшего десятилетия: мифология стала военной наукой.

Религиозные мифы вылезли из пыльных углов алтарей и книжных полок. «Небо становится ближе с каждым днем...» – сказано у рок-классика, и для европейцев сегодня это смертоносное небо оказалось одетым в хиджаб и пояс шахида…

Не случайно именно Афганистан был выбран в качестве места, где расположен оперативный штаб мирового джихада, главной базы Аль-Каиды. Афганистан входит в состав земли, имя которой с детства известно любому мусульманину: Хорасан. «Если вы увидите черные знамена, подступающие со стороны Хорасана, то идите к ним, даже если вам придется ползти по снегу, потому что среди них будет халиф Аллаха — Махди» — говориться в хадисе («Аль-Хаким», 8572, и «Ахмад», 22387), одном из ключевых изречений для сознания бойцов современного политического ислама. Махди – «Ведомый Аллахом», «Халиф Аллаха», исламский Мессия, должен повести правоверных на последнюю победоносную битву с миром куфра – то есть со всеми, не принявшими ислам.


Когда-то никому не известный саудовский бизнесмен-строитель Усама Бен Ладен смог мобилизовать глубинные мифы арабского мира – и от Индонезии до Сахары заполыхал нацеленный в сторону Запада огонь Джихада.

Исламский мир, в течение четырех веков непрерывно отступавший под натиском Европы (частью которой является и Россия), внезапно для «белого человека» перешел в контрнаступление. И оказалось, что, несмотря на подавляющее технологическое превосходство европейской цивилизации, окончательно победить в развернувшейся от арабских пустынь и афганских гор и до улиц Москвы, Лондона и Нью-Йорка, партизанско-террористической войне европейская цивилизация не в состоянии.

Военный успех зависит не только от экономики и военных технологий, но и от технологий управления людскими массами, от того, насколько воюющая сторона сможет использовать культурные коды, архетипы массового сознания, мобилизовать для своей победы историческое прошлое, внушить противнику ужас и уверенность в своей победе.

Именно так и поступила Аль-Каида. Она смогла поставить миллионы мусульман, в том числе и граждан западных стран, под свои знамена потому, что заставила их поверить: знамя Аль-Каиды – это и есть те самые «Черные знамена Хорасана», о которых они читали в детских книжках о грядущих битвах ислама, поверить, что война Бенчика (как любовно называют Усаму Бен Ладена русскоязычные исламисты) — есть война Конца Света, а что сами они теперь – реинкарнация сахабов — сподвижников Мухаммада…

Еще одна причина успеха – Аль-Каида первой уловила, что государство старого типа уже отживает свой век, и в ее лице на мировую арену вышел новый субъект международной политики. На наших глазах на смену старому типу государства, «государству-корпорации», ставшему господствующим в мире с начала эпохи Нового Времени, приходит его новый вариант, который можно назвать «Государство орденского типа» – сетевое объединение, основанное на идеологии, не имеющее определенной территории. Вот что такое Аль-Каида, Имарат Кавказ и подобные им структуры, возникающие по всему миру.

Когда ислам выступал в качестве территориального классического государства – он проигрывал Европе.

Как реванш, как ассиметричный ответ и появилась Аль-Каида, и оказалась успешной. Read More

Парадокс европейской демократии

Сначала Греция спихнет с обрыва французские банки, но и немецким банкам этого не избежать. И все это добьет Италию окончательно. Если повезет, Италия утянет с собой в бездну Испанию. За Испанией последует Португалия, а за ней — Ирландия… Затем банки стран континентальной Европы закрывают свои двери, банкоматы пустеют. На улицах Рима появляются кухни для бедных… Когда в апреле 2012 года Греция без предупреждения объявляет о дефолте и отказывается от своих долгов, в Люксембурге собирается Комитет по спасению Европы и временно приостанавливает действие всех договоров.

Именно так видный британский историк Норман Дэвис представляет себе, как учебники истории в будущем опишут закат и падение Европы, свидетелями которого мы сейчас являемся [1]. Я подозреваю, что Дэвис ошибся в деталях: чтобы похоронить Европейский Союз, не будут создавать никакой Комитет по спасению Европы, и вообще вряд ли будет иметь место нечто столь демократическое. Однако, мне кажется, он прав в том, что еще один «вчерашний мир» исчез еще до того, как мы заметим его угасание. Когда рукотворным мирам политики и культуры приходит конец, они исчезают достаточно быстро. И действительно, тот Евросоюз, каким мы знали его один-два года назад, больше не существует. Элиты сбились с пути, а у общественности лопнуло терпение. В официальной мантре элиты Евросоюза («граждане Европы спасут Евросоюз»), больше напоминающей стенания, сквозит такое отчаянье, что, заслышав ее, немногие избранные европейцы-космополиты думают, что их лидеры способны воссоздать (на этот раз полностью и без промахов) нечто, похожее на федерализацию долга Александром Гамильтоном в Америке после гражданской войны, чтобы дать жизнь успешному пан-европейскому правлению [2].

Однако Александр Гамильтон не может спасти еврозону, да и в любом случае людей, ощущающих себя гражданами Европы, крайне мало. Скорее истинные граждане отдельных стран Европы при первой же возможности разрушат то, что от Европы осталось, — будь то на выборах или, что вероятнее, на улицах. Текущий кризис через боль показал, что несмотря на все слова о солидарности, которые мы слышим на протяжении многих лет, готовность европейской общественности взять на себя часть чужого бремени редко выходит за границы государства.

Давайте не будем ходить вокруг да около: Европа страдает не от финансово-экономического кризиса, но от гораздо более глубокого, социально-политического, а финансово-экономические проявления в нем — всего лишь симптом. Этот глубокий кризис сложился не только из-за того, что между центром и отдельными частями Евросоюза образовался дефицит демократии или нынешние лидеры стран Европы меньше преданы федеральному союзу, чем их предшественники. Он сложился из-за совокупных колоссальных изменений самой природы либерально-демократических режимов Европы. Гражданам Евросоюза не спасти его, потому что не существует европейского «демоса». Не выжить ему и как элитному проекту, поскольку кризис резко подстегнул процесс распада самих европейских демократических режимов, во главе которых стоят элиты.

Мы с готовностью соглашаемся с тем, что демократическое правительство — это результат социального и исторического развития, характерного для конкретного региона и общества, с тем, что условия для возникновения демократии (наличие необходимых институтов и отношение общества) распределены в мире неравномерно, как о том и говорили Монтескье, Локк и большинство представителей их поколения политических философов. Иными словами, мы признаем то, что перспективы утверждения демократии у любого народа неодинаковы по горизонтали. Однако мы остаемся на удивление слепыми относительно разнообразия демократических перспектив во времени по вертикальной оси, если можно так сказать. Общественные принципы демократии непрестанно, хотя и медленно, перемешиваются. И даже когда вся формальная структура остается косной, концентрация факторов, благоприятных для утверждения демократии, в какой-то момент может измениться [3]. А в результате получается медленный «тектонический» перекос между социальными реалиями и политическими средствами, который в конечном итоге может поставить под удар саму демократию. Раньше мы все время говорили о распаде социальных институтов на протяжении истории, но при этом как-то ухитрились внушить себе, что с нами ничего подобного случиться не может.

Однако именно это в Европе и случилось. Не слишком слабая, а чрезмерная социальная демократия, управляемая элитой, подорвала жизненно важное равновесие и социальную гармонию, которые так необходимы европейцам, чтобы поддерживать зрелую политическую демократию. А суть европейского проекта, для которого характерна политическая стратегия без политической кухни на европейском уровне и политическая кухня без стратегии на уровне национальных государств, — это самоотречение: иными словами, пример культурных противоречий не капитализма, а демократии. (В этом вопросе меня лично интересует в основном Европа, но некоторые аспекты этого анализа можно перенести и на американское общество, и на прочие форпосты либеральной демократии в мире.)

Парадокс пяти демократических революций

Главный политический парадокс нашего времени таков: ключевые факторы, которые стали одной из причин успеха европейского проекта, не дают победить нынешний кризис. Кризис доверия демократическим институтам в Европе произошел не в результате того, что демократизация и интеграция обществ провалилась, а из-за того, что то и другое удалось, но чрезмерно и неравномерно. Дениэл Белл в своей книге «Культурные противоречия капитализма», получившей заслуженное признание, принес неутешительные новости о том, что институты могут нечаянно породить проблемы, бьющие по их собственным основам. И он не был единственным и самым прозорливым аналитиком, предсказавшим это. За тридцать лет до него Лешек Колаковски писал: «Спустя много лет я снова просматривал «Открытое общество и его враги», и мне пришло в голову, что, нападая на тоталитарные идеологии и движения, Поппер забывает об обратной стороне этой угрозы. Я подразумеваю то, что можно назвать само-враждебностью открытого общества — не только врожденную неспособность демократии защитить себя от внутренних врагов одними только демократическими средствами, но также, что важнее, процесс, в результате которого развитие и соответствующее применение либеральных принципов превращает их в их полную противоположность» [4].

Акцент, который делает Колаковски на самоотравляющую природу открытых обществ, весьма важен для понимания нынешних проблем, с которыми столкнулась Европа. Полезно представить это самоотравление как непредвиденные последствия пяти революций, потрясших мир с 1968 года:

— культурная революция шестидесятых годов, которая лишила легитимности все социальные иерархии и поставила личность в центр политики;

— рыночная революция восьмидесятых, которая лишила легитимности государство как главного субъекта экономической деятельности;

— революции в Восточной и Центральной Европе в 1989 году, которые примирили культурную революцию шестидесятых (которой противились правые) и рыночную революцию восьмидесятых (которую не приняли левые) и убедили нас в антиисторичности предположения о том, что либеральная демократия бессмертна (конец истории, как тогда говорили);

— революция в области коммуникации в девяностых, которой способствовало быстрое распространение кибернетических технологий и не в последнюю очередь Интернет;

— революция двухтысячных в области нейробиологии, которая изменила наше представление о работе человеческого мозга, дала возможность более системно манипулировать эмоциями, чтобы вытеснить рациональность из сердца демократической политики.

Read More

Уникален ли антисемитизм?

Что общего у евреев с армянами, ибо и марвари? Историче- 
ски сходные закономерности развития их экономической и
социальной роли – и закономерности гонений
Ужасы Катастрофы, казалось бы, должны были навсегда покончить с антисемитизмом, став его осуждением; однако, эта древняя и ядовитая поросль ненависти вновь возрождается в Европе уже в наше время. В какой мере это объясняется ростом мусульманского населения европейских стран – вопрос, ответить на который не так уж просто. На протяжении столетий многочисленные объяснения антисемитских идей и действий (в том числе погромов и массовых изгнаний) во многом сводились к особенностям взаимоотношений христиан и евреев (в Европе) или евреев и мусульман (на Ближнем Востоке). Тем не менее, многие такие действия, подкреплённые такими же идеями и во многих случаях сопровождаемые теми же словечками и выражениями, совершались в отношении и других групп, которым не были присущи черты, якобы объясняющие антисемитизм христиан и мусульман. Эти другие группы – армяне Османской империи, нигерийское племя ибо, марвари в Бирме, этнические китайцы (хуацяо) в странах Юго-Восточной Азии и ливанцы во многих странах – не имели с евреями ни общей религии, ни общего языка, и даже не принадлежали к одной расе. Роднили их экономические и социальные роли.
На определённом этапе своей истории все эти группы представляли собой «меньшинства посредников» — т.е. людей, по роду занятий оказывающихся между производителями и потребителями, будь то мелкая торговля или ростовщичество. Представители этого меньшинства часто начинали как разносчики, коробейники, бродячие торговцы с кулем за спиной или тележкой. С этого начинались даже такие крупные фирмы как «Мейсис», «Блумингдейлс» и «Леви Стросс», основанные евреями, и «Хаггар» и «Фара» — ливанцами.

Это занятие – бродячий торговец – было широко распространено среди евреев Восточной Европы, эмигрировавших в XIX в. в Америку. Следующим шагом часто становилось владение мелкой лавочкой. Сходные закономерности занятий мелкой розничной торговлей были свойственны ливанцам в Бразилии и китайцам-хуацяо в Юго-Восточной Азии, а в равной степени и другим «меньшинствам посредников» в самых разных странах мира. На первых порах владельцы этих лавочек жили там же, где торговали, — в крошечных помещениях, где днём толклись покупатели. Так, на ночь ливанские лавочники в Сьерра-Леоне просто устраивались на прилавках своих заведений. В Индии при переписи населения марвари часто не попадали в опросные листы переписчиков – поскольку они фактически жили в своих лавчонках на торговых улицах, даже не появляясь в жилых кварталах. В Америке еврейские лавочники часто обитали в закутках за торговым помещением или в лучшем случае над ним (именно так жила семья, в которой вырос Милтон Фридман).

Примечательной чертой таких групп является не то процветание, которое в конечном итоге вознаграждает их представителей, а ужасающая бедность, из которой они поднялись к своему благосостоянию многолетним трудом — часто на протяжении нескольких поколений. Так, в наше время малоимущие американцы, живущие на пособие, просто благоденствуют в сравнении с евреями-иммигрантами нью-йоркского Нижнего Ист-сайда.

Например, проведенное в 1908 г. обследование показало, что примерно у половины живущих там семей одна комната приходилась на 3-4 человека, примерно в 25% семей – на пять и более человек и менее чем в 25% — на двух человек. В тот же период китайские иммигранты, прибывавшие в страны Юго-Восточной Азии, обычно отличались такой же бедностью на грани нищеты. Согласно фундаментальному научному труду Виктора Пурселла «Китайцы в Юго-Восточной Азии», «иммигранты-китайцы, прибывавшие в Индонезию, обычно привозили с собой лишь тючок с одеждой, циновку и подушку.» Примерно так же обстояло дело у ливанских иммигрантов в колониальной Сьерра-Леоне и впоследствии – у корейских иммигрантов и вьетнамских беженцев в Соединённых Штатах.

Эти и прочие общие черты, роднящие «меньшинства посредников» в разных странах мира, породили интересный феномен – китайцев-хуацяо стали называть евреями Юго-Восточной Азии, народность ибо – евреями Нигерии, парсов – евреями Индии, а ливанцев– евреями Западной Африки. Но были у них и другие прозвища – зловещие и леденящие. Их награждали эпитетом «паразиты» — поскольку они, будучи мелкими торговцами и ростовщиками, не производили ничего материального, а были лишь посредниками между производителями товаров и их потребителями. Другое прозвище – «кровопийцы», выражающее представление о посредниках как о тех, кто не вносит свой вклад в благосостояние общества или нации, а просто ухитряется урвать свой кусок от богатства других и за их счёт. Подобное обвинение выдвигалось против бесчисленных «меньшинств посредников», от деревень Индии до негритянских гетто Соединённых Штатов. Read More

1 13 14 15 16 17 27