День, когда погиб Че

Написан этот рассказ бойцом — интернационалистом партизанского отряда, действовавшего в Боливии, кубинцем Дариэлем Аларконом Рамиресом, или Бенигно, который до этих событий уже принимал участие в освободительной войне у себя на родине. 8 октября 1967 года Че Гевара был ранен и захвачен в плен, а 9 октября – убит по приказу Центрального разведывательного управления США. Этот рассказ восстанавливает события трагического дня, когда даже боевые товарищи Че ничего не знали о судьбе, постигшей прославленного командира Повстанческой армии.

Из бойцов армии национального освобождения Боливии в живых после боя в ущелье Юро осталось трое кубинцев: Гарри Вильегас Тамайо (Помбо), Леонардо Тамайо Нуньес (Урбано) и Дариель Аларкон Рамирес (Бенигно) и трое боливийцев: Гидо Передо (Инти), Ньято и Дарио. Сегодня живы только первые трое.

Инти, Ньято и Дарио погибли позже: Ньято – вскоре после боя в ущелье Юро, Инти и Дарио – соответственно в 1969 и 1970 годах, когда они, следуя урокам Рамона – Героического Партизана Эрнесто Че Гевары, продолжили борьбу с империализмом, начатую в труднопроходимой сельве Ньянкауасу. На страницах книги впервые рассказывается о героизме шестерых партизан, с честью прошедших через все испытания, выпавшие на их долю, причем двое из них – Бенигно и Помбо – были ранены в самом начале жестокого боя 8 октября 1967 года в ущелье Юро, где был ранен и Че.

Как уже известно, на следующий день после боя в маленькой школе бедной деревушки Ла-Игера, расположенной на юго-западе Боливии, по приказу ЦРУ был зверски убит участник экспедиции “Гранмы”, ветеран боев в Сьерра-Мазстре, командир колонны № 4, заместитель командующего прославленной кубинской Повстанческой армии, командир колонны вторжения № 8 имени Сиро Редондо, командующий всеми революционными силами провинции Лас-Вильяс в последние месяцы освободительной войны на Кубе – Че Гевара.

В то время как Че оставались лишь считанные минуты его самоотверженной жизни, полностью отданной борьбе за интересы простых людей, с которыми хотел разделить свою судьбу Национальный герой Кубы Хосе Марти, шестеро бойцов, оставшихся в живых после боя в ущелье Юро, тщетно пытались разыскать своего командира и товарищей, которых они не нашли среди убитых в самом ущелье: Антонио, Артуро, Анисето и Пачунго.

Из 17 партизан, о которых Че упоминает в последней записи дневника, сделанной 7 октября, четверо погибли в самом ущелье; четверо других – Моро, Паблито, Чапако и Эустакио – плутали по сельве, стараясь найти своих товарищей. В это время в Ла-Игере были убиты Че, Чино и Вилли Куба.

12 октября врач отряда Октавио де ла Консепсьон де ла Педраха и еще три бойца были обнаружены отрядом рейнджеров и зверски уничтожены. У партизан не было времени занять удобную позицию, и они погибли, не имея возможности оказать сопротивление. Это произошло в районе устья реки Миске. К 13 октября в живых осталось только шестеро партизан, о которых мы говорили. Испытания, начавшиеся в ущелье Юро в роковой день 8 октября, для них еще не кончились.

О том, как им удалось уйти от многотысячной армии преследователей, обложивших их плотным кольцом, о том, как они с боями выходили из вражеского окружения (Ньято погиб в бою 15 ноября), о том, как уже впятером они добрались до Ла-Паса, а затем кубинцы переправились в Чили и оттуда на Кубу,– обо всем этом рассказывается в очерке “От Юро до Манилы” ( Манила — условное название Кубы, которым пользовались партизаны).

Восстанавливая события прошлого, мы пользовались записями Дариэля Аларкона Рамиреса (сам он говорит, что не осмеливается назвать их дневником). Мы работали над очерком вместе. На основе записей и рассказов Бенигно мы воссоздавали различные эпизоды, переписывали многие части, стараясь восстановить хронологическую последовательность событий и дать возможность почувствовать стиль Бенигно – рассказчика.
Read More

Анатомия протеста-2: Удальцов, грузины, Березовский, фашисты и еще 100 нафталиновых штампов

Посмотрел Анатомию протеста -2. Расскажу по порядку, что вас ждет в этом слабеньком фильме.

Весь сюжет крутился вокруг  Гиви Таргамадзе (так пишется?) и Удальцова. Как этот Гиви ведет переговоры с Удальцовым о взятии власти в Калининграде. И во Владивостоке. (Скрытая съемка). Как предлагает 200 тысячам баркашовцев (РНЕ) в форме пойти на Кремль. Это просто жесть, какие у Гиви и его кураторов фантазии!
Как Белов (Поткин) заключил договор с профсоюзом «Труд и дело», по которому Белов («Русские») дает деньги профсоюзу, а профсоюз участвует в митингах «Русских». Показали документ, договор о взаимодействии. Да, это очень крутой компромат. У нас же профсоюзы должны ходить только на митинги Единой России. А тут националисты. Это же недопустимо.
Теперь о базах по подготовке то ли оппозиционеров, то ли террористов в Литве. Как их там собирают и рассказывают о свободе. Это тоже недопустимо. Только на Селигер надо молодым ездить. Только туда. На Селигере плохому не научат, о свободе не говорят, только о ВВП. Потом про некого Тихоцкого, которого ранили в лагере молодых коммунистов Удальцова из пневматики в голову. Показали какие-то фото, где как сказали (а НТВ не врет, мы знаем), что это молодые комсомольцы жрут икру и виски.
Снова про Удальцова, но уже о лагере левых сил в Волгоградской области. Как он собирает базу данных по совету грузинских специалистов на соратников, и, видимо, по логике повествования, передает эту базу грузинам. А кому еще? Только грузинам интересны телефоны молодых комсомольцев. Грузины ребята горячие, наверное, будут звонить по ночам симпатичным комсомолкам. А зачем им еще эти телефоны?

Теперь уже по теме «Удальцов — пешка либералов». «Впервые — доказательство зарубежного финансирование на подготовку цветной революции в России». — смотрите сразу после рекламы. Но, как вы догадались, после рекламы я так и не услышал доказательств. После рекламы нам рассказали следующее.

Жуткий голос за кадром (хорош, чертяга!): «Реанимировать утихающий протест способны только радикалы». Левые. Либералы народу не нравятся. Удальцов метит на место Зюганова. Зюганов: «Пассионарность Удальцова используется враждебной для России силой». Молодец, Гена, так его конкурента!

Удальцов, конечно, отвергает факт наличия западных спонсоров. Говорит об источниках: «Самофинансирование. Люди скидываются».

Депутат Бурматов, Подберезкин, политолог Орлов комментируют. Еще какие-то не очень приятные люди говорят об оппозиции. Охранители, что с них взять. У них место икон — портрет Путина над кроватью.
Read More

GEAB №67: Двойной шок октября 2012 года

GEAB (Global European Anticipation Bulletin) – ежемесячный платный бюллетень, издаваемый независимым аналитическим центром ЕЛПП/Европа 2020 (Европейская лаборатория политического прогнозирования). Среди сбывшихся предсказаний ЕЛПП финансовый кризис сентября 2008 года и революции в странах Магриба 2011 года. ЕЛПП осуществляет программу Евро-БРИКС, партнёром по которой выступает МГИМО.

Как и предсказывала ЕЛПП/E2020 с конца 2011 года, окончание лета 2012 года знаменует начало восстановления Еврозоны появлением позитивной динамики, которую поддерживают два постоянных феномена: во-первых, поступательное оперативное введение в практику инструментов, по поводу которых последние 18 месяцев в муках велись дискуссии и принимались решения, и, во-вторых, призрачный проблеск, вызванный политическими переменами последних шести месяцев, которые привели среду еврозоны к долгосрочному будущему ещё в середине процесса принятия решения. Прогресс евро в эти последние недели представляет собой прекрасную иллюстрацию этого явления. При всём при этом, Европа будет пребывать в рецессии в течение следующих 6-12 месяцев. Это просто лишний раз доказывает, что единственная хорошая новость, о которой мы объявили в июньском выпуске GEAB 2012 года, совсем не из разряда сверхъестественного.

В известном смысле даже наоборот, отныне уже невозможно скрывать бедственное состояние мировой экономики отговорками о «кризисе евро» или «кризисе в Греции». Чем дальше движется в конструктивном плане еврозона, тем сильнее проявляет  себя «потёмкинский» характер «здоровья» американской, китайской, японской и бразильской… экономик. Дерево больше не будет заслонять лес, а именно, все основные экономики мира одновременно вступают в фазу рецессии или замедления роста, что затягивает социально-экономический и финансовый мир в чёрную дыру.

В то же время лето 2012 года станет вехой начала значительного ускорения сдвига в мировой геополитике в результате сирийского конфликта, который день ото дня становится всё боле опасным для Ближнего Востока и всего мира, израильско-иранских трений, которые готовы взорваться в любой момент, а также получивших широкое распространение проверок снижающейся мощи США – от Восточно-Китайского моря до Латинской Америки с привлечением к этому всего мусульманского мира. В военно-стратегическом отношении мир накалён добела, о чём свидетельствует массовое возвращение себе позиций на мировом рынке оружия Соединёнными Штатами, на долю которых теперь приходится 85 процентов всех продаж.

Продажи оружия в мире и доли в них основных экспортёров (2010—2011)
Read More

История мидян темна и непонятна

На днях решил пересмотреть энциклопедию по всемирной истории лондонского издательства «Дорлинг Киндерсли», которую я приобрел, будучи школотой, за немалые по тем временам деньги, накопленные со школьных завтраков и с поборов со старших родственников. С точки зрения дизайна, красочности, компоновки, интересности для эпохи раннего пубертата книга просто охуенная. Триста пятьдесят страниц восторга. Даже сейчас я испытываю отголоски того детского трепета. А вот с точки зрения содержания… Теперь я понимаю, почему американцы считают, что они выиграли Вторую мировую, а британцы – что только у них была (и есть) великая империя. Для сравнения, расскажу о том, как в этой книге представлены история Африки, Северной Америки и России.

Итак, собственно африканская история начинается с описания на полстраницы древних земледельческих общин в Сахаре ок. 4000 г. до н.э. Затем на 2,5 страницах идет краткая история Древнего Египта. После этого мы узнаем о стране Куш и племенах койсанов, живших к югу от экватора. Тема основания Карфагена сменяется такими же по объему (полстраницы) главами, посвященными добыче руды культурой нок и расширению кушитского царства. Затем идет краткая история династии Птолемеев в Египте. Затем идут равные по объему (на страницу) описания войн Карфагена с Римом, деятельности римлян в Африке (Септимий Север и др.) и государств Аксум и Гана.

Дальше последовательно: расцвет культуры игбо-укву, фатимиды в Египте, династии Альморавидов и Альмохадов в Западной Африке, государство Мали и мамлюки в Египте, культура энгарука, государства Сонгай и Большой Зимбабве, африканская торговля в 15-16 вв., работорговля и борьба негров с португальцами и голландцами, расцвет Сонгая, государства Ашанти, Алжир и Лунда, исследования Африки европейцами и конфликт народов хауса и фульбе. Описание каждой темы занимает от 0,5 до 2 страниц.

От хауса и фульбе мы движемся к вопросам отделения Египта от Османской империи, бурам и Трансваалю, зулусам, африканским государствам в Западной Африке (политические деятели Хадж Омар и Самори Туре), англичанам в Африке (Судан, Суэцкий канал, англо-бурская война), разделу Африки между европейскими государствами. Эти темы занимают от половины до целой страницы каждая. Еще четыре страницы посвящены восстаниям в Африке против европейцев (Танзания, Эфиопия, Кения, Марокко и др.), а три – обретению независимости африканскими странами и их современным проблемам.

Итого: 34 страницы, или примерно 10% энциклопедии.
Read More

Сопереживание и участие. Популярные истории (Особенность современных медиа)

За последнее десятилетие «история», больше чем когда-либо, превратилась в некое «занятие на досуге». «История» как бренд или тема для обсуждения пропитывает поп-культуру от Шамы и Старкея до Тони Сопрано, бьющего рекорды на телеканале «История» благодаря массовой популярности местной истории и генеалогическому буму, подпитываемому Интернетом, историческими новеллами, продающимися миллионами тиражей, телеспектаклями и множеством фильмов. Интерпретация прошлого на телевидении и в других медиа имеет все возрастающее влияние на формирование исторического опыта. Продуктом этих медиапроцессов, несмотря на то что они часто позиционируют себя как «точные» и «образовательные», оказывается субъективная и идеологически однонаправленная версия сконструированной истории. Тем не менее, подобный культурный продукт расширяет доступ к пониманию истории, и поэтому примечательно, что педагогика, эпистемология и методология подобных видов деятельности никогда не анализировались историками.

В статье рассматриваются несколько способов потребления (consumption) истории и определения ее как культурного продукта, для чего оказывается необходим краткий обзор ряда популярных исторических интерактивных программ и занятий, доступных современному обществу, равно и гносеологических вопросов, которые поднимаются в виду этих феноменов. Краткое рассмотрение давнишних попыток реконструкции исторических событий дает хрестоматийную основу для изучения того, как история работает в двух непохожих друг на друга средах: на телевидении и в компьютерных играх. Анализ истории-как-переживания показывает нам, что это набор сюжетов, вырванных из привычного контекста и употребленных разнообразными социальными группами в совершенно иных, противоположных контекстах. Названные варианты применения истории перекликаются с понятием истории как научного поиска, но они же создают зазор между онтологическим и интеллектуальным подходами к истории. С одной стороны, более свободный доступ и тщательное изучение исторических сюжетов предполагают вовлечение населения в историю; с другой стороны, факты истории сами «организовывают» и «дисциплинируют». Противоречивость многого из того, что я собираюсь здесь обсуждать, поразительна и является, на мой взгляд, в определяющей, а возможность пользователя (user) взаимодействовать с рядом поведенческих парадигм и исторических моделей одновременно и без явных противоречий — это и есть то, что делает изучение этих феноменов захватывающе важным.

Реконструкция истории и сопереживание

Какова мотивация любого реконструктора (re-enactor)? Многие сообщества создаются, например, для представления общества времен Джейн Остин или ранних эпох развития танца. Внутри крупнейшего в Британии сообщества исторической реконструкции, The Sealed Knot(«Запечатанный узел») участники занимаются множеством «исторических» видов деятельности, начиная от плетения корзин и старинной готовки и заканчивая древним военным искусством. Их журнал Order of the Daye — впечатляющая база знаний, из статей по широкому кругу исторических тем, которые имеют отношение к деятельности The Sealed Knot. Статьи часто имеют большое количество подстрочных примечаний и обширную библиографию. Цель этого журнала — придать больше исторической достоверности всему процессу. Однако наибольшей популярностью пользуется реконструкция военных сражений; общество The Sealed Knot насчитывает около 6000 членов, многие из которых вовлечены в постановочные представления исторических баталий. Тот факт, что так много людей предпочитают тратить свое время на реконструкцию и постановки военных сражений ― особенно британских кровопролитных гражданских войн XVII века ― а не на научные эксперименты, говорит о потребности в патриархальной, позитивистской, логоцентричной исторической модели, а также о желании переосмыслить себя в качестве Субъекта (и Субъекта той истории, которая безошибочно представляется и сюжетно закончена). В реальной жизни война может быть кровопролитной и хаотичной; но в исторической реконструкции она позволяет участнику сражения безопасно идти сквозь историю к желанному и благополучному финалу.

Read More

Возвращение Сайкса — Пико

«Арабские жители Ахфаза (в иранской провинции Хузестан – прим. авт.) призывают к свержению иранского режима и требуют создать федеративное государство», — заголовок статьи вчерашнего и сегодняшнего номеров саудовской электронной газеты «Аль – Йаум» (http://www.alyaum.com/News/art/59368.html), а значит – очередной инструмент из набора для закручивания гаек на «оси зла» или «шиитском полумесяце» (в него входят Иран, Ирак, Сирия, Ливан).

Как известно, общественно-политическая терминология является важным составляющим информационной войны, которая уже стала неотъемлемой частью почти всех войн нашего времени и отчасти стала их заменять. Понятие «информационная война» также является термином , который впервые был введен в 1985 г. в Китае, а на официальном уровне принят к сведению в США в 1992 г. (http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/theme_13.htm).

В этой связи было бы интересно попытаться частично проанализировать на умозрительном и физическом уровнях многогранный термин «шиитский полумесяц» , который впервые был озвучен королем Иордании Абдаллой Вторым в 2004 г. Самого короля в Иордании называют «иностранцем» , так как по материнской линии он является англичанином.

Начнем с того, что на карте арабских стран «шиитский полумесяц» уже визуально разделяет арабские страны на три противоположные части:
— Машрик (Сирия, Ливан, Иордания, Палестина, Ирак),
— Египет и страны Северной Африки,
— Монархии Персидского Залива.

А также :
— Включает Израиль в «суннитский блок»,
— Присоединяет Иран к «шиитскому блоку»,

Кроме того, произнося словосочетание «шиитский полумесяц», невольно вспоминаешь противоположный ему термин – «суннитский полумесяц». Одним словом, возникает возможность для расширения смысловых пределов терминов настолько, насколько велико число разных суннитских и шиитских течений в мире.

При применении этих терминов происходит также подмена понятия «панарабизм» термином «исламизм», что несет в себе угрозу арабскому национальному сознанию, а также открывает широкие возможности для распространения исламизма на другие страны и нации, от Мавритании до уйгуров Китая. Кроме того, заглушая сугубо арабские национальные задачи и проблемы (например, арабо-израильский конфликт), на первый план выдвигаются размытые цели и видения, в осуществление которых последовательно вовлекаются африканские и восточные страны. А говорить о том, что все вышесказанное также автоматически и легко можно противопоставить понятию «христианство» и по-разному интерпретировать – означает ничего не сказать.

Read More

Тайна Рудольфа Гесса

Прекрасная работа о том, как надо договариваться с демократическими элитами Запада

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о тайном в истории. О том тайном, что все равно становится явным, чтобы не планировали те, кто пытается спрятать свои секреты. Как говорили древние римляне: «Даже тонкий стебелек отбрасывает тень и по этой тени многое можно понять». Никогда не бывает таких событий, которые совсем не оставляют следов и даже если это мелкий след, то и по нему можно прийти к очень интересным заключениям.

Сегодня мы поговорим о событии, которое произошло 70 лет назад 25-го августа 1942 года. В этот день погиб младший брат английского короля – герцог Кентский. Он погиб в авиакатастрофе – разбилась летающая лодка, то есть самолет-амфибия. Кстати, это была первая гибель представителя королевского рода Англии во время военных действий с XVI века. На первый взгляд, вроде бы, трагическая ситуация, но на войне гибнут, гибнут массами и почему представители королевского рода должны быть исключением. Тем не менее, бывают события-ниточки, за которые дернешь и выскакивает суть. Самое главное задать правильный вопрос.

Мы зададим несколько таких вопросов. Вопрос первый: откуда и куда летел герцог Кентский? Это было в Шотландии, он летел в Лох-Мор близ Брамр Лодж, где содержался Гесс, который перелетел в Шотландию из Германии в 1941-м году, чуть подробнее я об этом скажу позже. Самое главное, что это произошло неподалеку от того места, где содержался Гесс. Само по себе это еще ничего не значит. Мало ли где кто может пролетать?

Второй вопрос: кто еще был на борту? Вот здесь первая странность. На борту был неучтенный пассажир. Кем был этот пассажир? Неизвестно, но он был. Третий вопрос: что делал герцог Кентский накануне смерти? Откуда он летел? Тут еще одна странность: незадолго до смерти герцог Кентский обедал с королем, королевой и принцем Бернхардом в замке Балморал. О принце Бернхарде нужно сказать несколько слов – это очень интересный персонаж. Немец, служил в СС, служил в разведдепартаменте фирмы «I.G. Farbenindustrie AG». Затем в 1937-м году он женился на голландской принцессе Юлиане, стал принцем.

Когда началась война, он переехал в Голландию и стал пайщиком – вторым пайщиком по объему активов «Royal Dutch Shell» — крупнейшей нефтяной компании. Вторым пайщиком по объему там был лорд Виктор Ротшильд. Впоследствии, после войны, принц Бернхард будет создателем Бейдельбергского клуба. Человек известный своими связями с нацистами, очень прогермански ориентированный и настроенный, этот человек обедал вместе с двумя братьями: герцогом Кентским и королем, вместе с королевой. После этого, герцог Кентский отправляется в полет и гибнет.

Еще один вопрос: как герцог Кентский и королевская фамилия относились к курсу Черчилля? Как все они относились к войне и к Германии? Мягко говоря, Черчилля все они дружно не любили. Королева и герцог Кентский вообще выступали за заключение мира с Германией. Это была такая очень сильная античерчиллевская команда. Дело не в самом Черчилле, а в тех силах – в Англии и в Америке, которые за ним стояли. О том, что ситуация Черчилля была очень серьезной в 1941–1942-м году, мы знаем из очень авторитетного свидетельства. В мае 1941-го года, шеф ФБР Гувер написал меморандум президенту Рузвельту о том, что в Великобритании созрел заговор против Черчилля. Заговор этот возглавляет герцог Виндзорский.
Read More

король и Шут

«И истину царям с улыбкой говорить...» Г.Р.Державин

Цари боятся. Цари боятся настолько сильно, что шикают на шутов — не дай Б-г, шуты озвучат истину. А они озвучат, потому что на то они и шуты. Как вы думаете, зачем человек становится шутом? Именно «зачем». Шутом не становятся «почему». Шутом, скоморохом, жонглером (в исконном смысле этого слова) и даже шпильманом или гистрионом становятся не для того, чтобы петь под окнами прекрасных дам слезливые песенки, сочиненные под заказ их очередного воздыхателя. Не для того, чтобы мотаться по белу свету с балаганчиком и обходить с шапкой спешащих разойтись благодарных зрителей. Не для того, чтобы месить осеннюю грязь пешкодралом после очередного изгнания с глаз долой обозленных показом собственного нутра горожан. И даже не для того, чтобы соблазнить, страшно сказать, королеву, опечаленную отсутствием внимания со стороны увлеченного очередной войной короля. Шутами становятся затем, чтобы иметь возможность хотя бы так говорить истину.  Маска шутовства позволяет не быть наказанным чуть дольше, чем любому другому серьезному гражданину, вздумай он говорить обществу правду о нем.

От французов редко кто-то ждет чего-либо серьезного, но уж когда эти ребята все же делают, так они делают всерьез. Одна французская революция, сгоряча поименованная в России Великой, чего стоит!  Итак, французский еженедельник Charlie Hebdo (загадочное и красивое название означается всего-навсего «еженедельный Чарли») зловредно опубликовал карикатуры на ислам и пророка его. Причем, тут надо понимать разницу — в отличие от первопроходцев-датчан, французы уже прекрасно знали, на что они идут. Более того, от отличие от общей достаточно спокойной обстановки в Дании 2005-6 годов,французская публикация пришлась аккурат в разгар натужного скандала с участием мусульман. Причем, опять таки, почувствуйте разницу — в отличие от предыдущего, этот скандал именно что с участием мусульман, только мусульман и никого, кроме мусульман. Оно конечно, можно и нужно утверждать, что копты — это вовсе даже не мусульмане, а даже напротив, притесняемое мусульманами меньшинство, да только все не так просто и однозначно. Начнем с того, что копты меньшинство лишь в процентном соотношении, статистически. А количественно-то община дай Б-же, и египетские власти избегают зря трогать этот буйный и достаточно пассионарный (читай -агрессивный) конгломерат. Так что о притеснениях говорить особо не приходится. Свои районы проживания (в том числе в городах), свои обычаи, масса церквей, словом, все не так плохо. Кто притесняемый в сегодняшнем Египте, так это евреи, которые, убей -не пойму, что там еще забыли. С нашей фирменной жестоковыйностью жалкие остатки еврейской общины Египта упорно стремятся то обеспечить сами себе миньян, то отпраздновать Рош аШана и прочие особые веселия посреди враждебной мусульманской среды. И все это, заметим, имея буквально под боком собственное еврейское государство, которое уже язык сломало звать их угомониться, наконец, и присоединиться с своим израильским братьям по вере и крови. Надо ли добавлять, что упрямство нескольких египетских евреев периодически ставит раком израильских политиков, ломающих в критические моменты головы, как бы нам выручить своих иностранных еврейских братьев, опять угодивших в очередной антисемитский переплет. Вырученные свои в очередной раз плюют на все призывы облагоразумиться наконец, и репатриироваться подобру-поздорову... До следующего раза. Ну да ладно, ничего нового в этом явлении нет, есть у нас и иранские, и афганские (там, кажется, вообще один упертый старичок, слава Б-гу, остался), российские, французские и всякие прочие шведские евреи. Всех их понять, простить и спасти в один прекрасный момент также придется израильскому МИДу и ничего мы с этим не поделаем. Правда, во всем этом есть и положительный момент — именно в таких ситуациях можно с пользой для Израиля (в кои-то веки!)  использовать несомненный талант господина Переса убалтывать кого угодно, сколько угодно и по любой заявленной теме. Один упертый в своих заблуждениях еврей в очередной раз спасет от десятка до нескольких сотен других, не менее упертых, что, согласитесь символично.
Read More

Случайный секс для швейцарцев, мастурбация для агностиков

 Секс-Россия

Международный сайт знакомств OkCupid проанализировал 7 млн. анкет своих пользователей и пришёл к таким выводам: чем выше подушевой ВВП в стране, тем больше вероятность возникновения у человека желания случайного секса. Лидер по этому показателю – Швейцария, с 17,3% вероятности этого показателя. У России – 7,9%, примерно столько же, как в Сирии.

Сайт OkCupid вообще производит очень много «кабинетных» исследований, благо выборка для этого колоссальна – около 7 млн. анкет со всего мира. Почти вся их аналитика так или иначе касается сексуального поведения людей, но часто результаты пересекаются с другими областями науки – особенно с экономикой и антропологией.

Вот, к примеру, их исследование на тему «Поиска случайного секса». Оказалось, что наиболее активно такое поведение демонстрируют жители стран с высоким подушевым ВВП. В числе лидеров – Швейцария, с 17,3% пользователей сайта, готовых на случайный секс. Далее идут Италия и Япония, с 16,3%.

На противоположном полюсе бедные страны. Абсолютные аутсайдеры Алжир (3%) и Гана (3,1%). Россия находится посередине этого списка с 7,9% пользователей сайта, ищущих случайного секса (график вверху). Рядом с нами Сирия (7,5%), Тунис (7,5%) и Македония (7,6%).

Аналитики сайта не делают вывода из полученных цифр. Рискнём мы это сделать за них. Возможно, дело не только в том, что «деньги раскрепощают», но и в наличии большого числа бедных (относительно коренного населения) гастарбайтеров, готовых на секс за деньги или просто за положение или подарок. К примеру, в той же Швейцарии гастарбайтеры составляют 22% населения страны. А в Саудовской Аравии, тоже находящейся в верхней части списка (14,6%) и вовсе около 40% пришлой полубесправной рабсилы. Кстати, пример С.Аравии показывает, что исламский фундаментализм вовсе не является препятствием для сексуальной распущенности значительной части населения.

Есть у аналитиков сайта и ещё одно исследование, касающееся религии – число пользователей той или иной конфессии, никогда не мастурбирующих. Самыми стойкими тут оказались женщины-еврейки – около 20% никогда не предавались этому греху (тут надо принимать поправку, что эти данные получены в ходе самоанкетирования, и надо делать поправку на такую погрешность, как «честность» в ответе). То же относится и к мужчинам-евреям.

Мусульмане-мужчины тут только на 3-м месте – после иудаистов и приверженцев хинду. А вот чаще всего мастурбируют представители христианских конфессий, агностики и атеисты.
Read More

Хлеб с Маслоу

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

(Абрахам Маслоу)

Уверен, что все хорошо представляют себе суть мотивационной иерархии, подаренной нам замечательным представителем гуманистической психологии А. Маслоу. Несмотря на то, что сам автор никогда не рисовал пресловутой пирамиды, данный термин и сама систематизация человеческих потребностей получили широкую известность, выходящую далеко за пределы философии, социологии и психологии. В настоящее время на нее ссылаются (в большинстве случаев спекулятивно): маркетологи, социальные работники, топ-менеджеры и т.п. народ. Но несмотря на это (а скорее — именно в силу этого), я позволю себе еще раз напомнить ее структуру и процитировать некоторые основные положения.

Итак, иерархия потребностей Абрахама Маслоу предполагает пятиуровневую структуру актуализации категорий человеческой деятельности — согласно потребностям, на удовлетворение которых эта деятельность ориентирована. Нумерация идет снизу-вверх, отражая очередность задействования и подчиненность «этажей»:

5. Саморазвитие: акты спонтанного творчества вне аспекта удовлетворения нижележащих уровней.

4. Признание: оценка социума, потребность в одобрении, репутация, статус, престиж.

3. Социальные нужды: наличие друзей, близких, коммуникация как таковая.

2. Безопасность: здоровье, защита от посягательств на целостность и т.п. 

1. Физиологические: еда, кров, одежда, воспроизводство рода.

пирамида Маслоу

Для того, чтобы объяснить взаимосвязь между уровнями схемы, приведу пару цитат из авторского труда: «… почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и не удовлетворен во всех своих базовых потребностях… Если … пользоваться наглядными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви — на 50%, потребность в самоуважении на 40%, а потребность в самоактуализации — на 10%... Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например, если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В «пробуждается» на 5%, а когда потребность А получает 75%-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее», (Маслоу А., 1970/2001, с. 99)

Как же возникают и раскрываются потребности верхнего порядка? Вот, что пишет автор: «…однажды возникнув в сознании человека, эти более высокие потребности, а соответственно и более высокие ценности уже мало зависят от степени удовлетворения низших потребностей, то есть обретают функциональную автономию», (Маслоу А., 1970/2001, с. 124). При этом наиболее ценными автор называет т.н. «вершинные переживания» (peak experience) — события, тесно связанные с необычным самоощущением человека в момент творческого состояния: «Эти яркие эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни» (Маслоу А., 1970/2001, с.94).

В последних тезисах ярко проступает характерная черта всей гуманистической психологии — стремление рассматривать все человечество в системе координат, сформированной на лучших его представителях (впрочем, альтернативные системы, основывающиеся на неврозах и патологиях, вряд ли лучше). Рассуждения такого рода приятно читать, их можно — и нужно! — изучать, однако не следует пытаться примерять их на реалии окружающего мира без значительных оговорок. Этот пункт часто забывают критики гуманистической психологии, сетуя на трудность подтверждения некоторых ее концепций в реальной жизни. В отличие от физиологически обусловленных (дефицитарных) потребности верхнего (бытийного) уровня не могут быть востребованы и оценены по достоинству (по силе и глубине приносимых при их удовлетворении эмоций), если они ни разу не были актуализированы у субъекта в ходе его персонального опыта. Не удивительно, что теория Маслоу не смогла найти того экспериментального подтверждения, какое от нее ожидали многие практики. Большей частью критика сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей, но основная проблема выразилась в отсутствии полного подтверждения концепции наиважнейших потребностей. Оказалось, что насыщение какого-либо одного уровня потребностей не приводит к автоматическому задействованию следующего. Несмотря на утверждения Маслоу о необходимости достаточного удовлетворения потребностей низового уровня для того, чтобы у субъекта актуализировались потребности следующего «этажа», практика свидетельствует о том, что во многих случаях в этих условиях подъема стимульной энергетики на новый уровень не происходит. Система продолжает функционировать на прежних площадях, пытаясь добиться привычных ощущений стандартными и проверенными методами. Почему так происходит? Является ли это отступлением от правила, опровержением теории или представляет собой не более чем частный случай, требующий уточнения?
Read More

1 16 17 18 19 20 36