ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ СТРАХА

А мы тут плюшками балуемся лечим от дронобесия.

Собственно, я всегда утверждал, что фронтовые квадкоптеры сильно переоценены. И чем дольше и больше они будут применяться — тем гуще и жирнее полезут их родовые травмы и недостатки. А так-то да, у них хороший пеар, базар нэт. Но вот сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии и в НАТО, и в крупнейших военно-научных центрах Европы, Англии и США дошли до этой немудреной истины. Я тут вам пару-тройку свежих материалов на эту тему проанонсирую. 

Итак, про фронтовые квадкоптеры.

Для начала зафиксируем тот факт, что, я цитирую:

— Российские войска в настоящее время располагают самыми мощными  в мире средствами борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Они располагают широким спектром специализированных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) типа БПЛА, модифицированным пехотным оружием и системами ПВО ближнего радиуса действия (SHORAD), интегрированными на всех уровнях сухопутных войск. Эти системы уже прошли трёхлетнюю интенсивную боевую подготовку в условиях постоянно растущей и эволюционирующей угрозы со стороны украинских БПЛА и беспилотников OWA (так они называют камикадзе-дроны — А.З.).

К такому выводу пришли эксперты Королевского объединенный института оборонных исследований (RUSI) — старейшего в мире и ведущего аналитического центра  Великобритании в области обороны и безопасности.

— Relying Too Heavily on Drones Plays into Russia’s Strengths. The first reason is that Russian forces currently field the most formidable counter-UAS (C-UAS) or ‘counter-drone’ capabilities on earth. They have a wide range of dedicated C-UAS electronic warfare systems, modified infantry weapons and short-range air defence (SHORAD) systems integrated at all levels of their ground forces. These have already been refined over three years of high-intensity combat experience against a steadily increasing and evolving Ukrainian UAS and OWA drone threat.

Как говорится, ни единою буквой не лгу.

Понятно, что суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет. 

Знакомлю вас с опытом словацкого спецназовца-наемника, который два года воевал дронопасом на Восточном фронте (как мне удалось выяснить, в районе Лимана). Списался он в 2025 году по ранению в коленный сустав, не знаю, с ампутацией или без. В общем, выжил. Так что опыт свежий. Два года дронопасом срок немалый, поэтому я, так сказать, обобщил его боевой опыт.

Тезисно:

— FPV-квадкоптеры страдают от множества технических, тактических и экономических проблем, которые делают их скорее дорогой игрушкой, чем полноценной заменой традиционным вооружениям.

— лишь 43% вылетов его группы завершались успешным поражением цели, и это без учёта миссий, отменённых из-за погоды, помех или технических неисправностей. Если включить такие случаи, успех падает до 20–30%. Более того, большинство успешных миссий были «двойными ударами» — добиванием целей, уже поражённых миномётами/артиллерией или наземными минами. Уникальные задачи, где FPV-квадкоптеры работали по целям в зданиях и в фортификационных сооружених, составляли менее 10% от всех миссий.

— 25% фпв-квадкоптеров имеют неисправности перед вылетом (проблемы с радиоприёмниками, видеопередатчиками или программным обеспечением), 10% боеголовок не срабатывают при попадании в цель. Батареи разряжаются в полёте, а погодные условия (ветер, дождь, снег, туман) делают вылеты невозможными. Отсутствие GPS (из-за глушения) и других навигационных систем вынуждает операторов полагаться на визуальное ориентирование, что уполовинивает точность попадания.

— Одна из главных причин провалов FPV-квадкоптерв — их уязвимость к РЭБ. 31% вылетов его группы срывались из-за русских глушилок, а ещё 3% — из-за собственных систем РЭБ ВФУ, о которых не предупреждали заранее. Квадрокоптеры используют незашифрованные аналоговые радиосигналы, что делает их лёгкой мишенью для помех. Перегруженный электромагнитный спектр (до десятка команд дронов на одной частоте) приводит к конфликтам сигналов, задержкам вылетов или сбоям.

— FPV-квадкоптеры требуют высокой квалификации операторов. Управление FPV-квадкоптерами — это не интуитивный процесс: дроны нестабильны, не могут зависать или летать медленно, что делает их сложными для точного наведения. Базовый курс подготовки дронопаса на Украине длится 5 недель, но даже выпускники нуждаются в дополнительной практике. Многие операторы учатся на фронте, что приводит к частым ошибкам — столкновениям с деревьями, проводами или другими препятствиями.

— FPV-квадкоптеры позиционируются как дешёвое оружие, но их стоимость в 500 долларов за вылет делает их дороже мин, снарядов или боеприпасов для многоразовых дронов (около 100 долларов). При этом, например, минометы быстрее (поражение цели за 5 минут против 15 минут у дронов) и не зависят от погоды или РЭБ. Даже оптоволоконные дроны, которые решают проблему помех, стоят вдвое дороже и ограничены в манёвренности из-за кабеля.

Кстати, военные аналитики из Defence One (2025), отмечают, что логистический хвост FPV-квадкоптеров (закупка, сборка, обучение, ремонт) делает их менее экономичными, чем традиционные системы.

Ну. вот так как-то, девушки.