Свежак от Дональда

Замечания Дональда Трампа в ходе подписания трехстороннего соглашения с Арменией и Азербайджаном
8 августа 2025 г.
[Неправленая стенограмма является аутентичной, но неофициальной]

Дональд Трамп
Питер, пожалуйста?

Вопрос
По теме только потому, что вы упомянули неуловимый мир на Украине.

Дональд Трамп
Верно.

Вопрос
Кто срывает этот саммит по прекращению огня на Украине? Путин или Зеленский?

Дональд Трамп
Ну, я думаю, это… это… как вы знаете, мы работали над многими подобными сделками. Мы закрыли каждую из них по всему миру, и это последняя из них. И они теряют, Питер, около 6000, может быть, даже 7000 солдат каждую неделю. Россия, как вы знаете, потеряла почти 25 000 человек за последние полтора месяца. Украина потеряла совсем немногим меньше. Много людей погибает, и я думаю, мы очень близки к победе. Позже мы объявим о встрече с Россией, начнём с России и объявим место. Думаю, это место будет очень популярным по многим причинам, но мы объявим об этом чуть позже. Я просто не хочу делать этого сейчас из-за важности того, что мы только что сделали.

Вопрос
И я вас полностью понимаю.

Дональд Трамп
Да, пожалуйста, продолжайте.

Вопрос
В продолжение. Вас удивляет, что Зеленский до сих пор, за годы войны, не понял, как вести себя с вами и с Путиным, не спрашивая разрешения на уступки ни от своего парламента, ни от национального [неразборчиво]?

Дональд Трамп
Ну, он выходит и добивается того, что ему нужно. Знаете, он не уполномочен делать определённые вещи. Я сказал: «Ну, вам придётся поторопиться, потому что, знаете ли, мы очень близки к соглашению». И он этим занимается, сотрудничает с европейскими странами, а они замечательные люди, замечательные лидеры, НАТО. И, как вы знаете, я с ними очень подружился. Они согласились увеличить размер налога с 2% до 5%, с 2%, которые они не заплатили, до 5%, которые они уже заплатили. Это триллионы долларов. Так что, как вы знаете, мы очень тесно сотрудничаем. Но нет, справедливости ради стоит сказать о президенте Зеленском: он получает всё необходимое… при условии, что мы что-то сделаем. Но я очень скоро встречусь с президентом Путиным. Это могло бы произойти раньше, но, полагаю, у них есть меры безопасности, которые, к сожалению, приходится принимать. В противном случае я бы сделал это гораздо быстрее. Он тоже. Он хотел бы встретиться как можно скорее. Я согласен, но мы объявим об этом в самое ближайшее время, хорошо? И место встречи тоже.

Дональд Трамп
Да, пожалуйста, пожалуйста.

Вопрос
Господин президент, эта встреча с Путиным — последний шанс России на мир? И ожидаете ли вы от Украины каких-либо территориальных уступок?

Дональд Трамп
Да, мне не нравится термин «последний шанс». Послушайте, это… знаете, смотрите, это два очень, очень умных человека. Они занимаются этим уже… и их предшественники тоже очень умные. И они занимаются этим уже 35 лет. Это тяжело, и, знаете, когда эти пушки начинают стрелять, их очень трудно остановить. Это действительно так. Этой войны не должно было быть. Если бы я был президентом, её бы никогда не было. Для этого не было никаких причин. Столько людей погибло, столько культурных разрушений. Посмотрите на эти великолепные башни, самые красивые в мире. Знаете, эти шпили считались самыми красивыми в мире. Они все… они все лежат на земле, раздробленные на миллион осколков. Все уничтожены, разбиты на миллион осколков. Это так печально, но миллионы людей погибли и очень, очень сильно укоренились в своих убеждениях. Многие люди укоренились в своих убеждениях. Но я думаю, мы приближаемся. То есть, это была не моя война. Это была война Байдена, но Европейский союз был великолепен. Как вы знаете, они закупают у нас оборудование. Они тратят… у них много денег, и они тратят много денег на покупку оборудования. Мы не тратим деньги. Мы… но мы поставляем им оборудование. Они за него платят. И я думаю, знаете ли, я думаю, что в последнее время произошло много событий, которые могли бы способствовать этому.

Я не буду упоминать ничего, связанного с Индией, но, возможно, это повлияло. Но что действительно повлияло, так это то, что НАТО увеличило расходы на закупку военной техники. Знаете, нас, вероятно, ожидает, благодаря Байдену и его команде, 350 миллиардов долларов, 350 миллиардов долларов. Когда они слышат эти цифры, вы говорите, что это огромные деньги. 350 миллиардов долларов США потратили на это. Ей не следовало тратить ничего, потому что этого никогда не должно было произойти – никогда бы не произошло. А Европа получит более 100 миллиардов долларов, то есть… если бы нас что-то ожидало, всё было бы наоборот. Но всё должно было быть наоборот. И я скажу это Европе, потому что Европа хочет мира. Европейские лидеры хотят мира. Президент Путин, я полагаю, хочет мира. И Зеленский хочет мира. Теперь президенту Зеленскому нужно получить всё, что ему нужно, потому что ему нужно будет подготовиться к подписанию чего-то. И я думаю, он упорно трудится, чтобы этого добиться.

Вопрос
[Неразборчиво]Придется ли Зеленскому отказаться от еще большей территории, господин президент?

Дональд Трамп
Ну, вы смотрите на территорию, за которую ведётся борьба уже три с половиной года. С учётом того, что погибло много россиян, много украинцев. Поэтому мы это рассматриваем. Но на самом деле мы хотим вернуть часть. И, хм, обменять. Это сложно. На самом деле, это не так-то просто. Это очень сложно. Но мы вернём что-то. Что-то, э-э, поменяем. Будет обмен территориями к обоюдному благу. И, э-э, но мы поговорим об этом позже, завтра или когда-нибудь ещё. Да, пожалуйста.

Вопрос
Страна Сомалиленд выразила потенциальный интерес. Если бы вы дипломатически признали их независимость, вы бы это сделали? И ещё, вручил ли президент Путин награду господину Виткову во время их недавнего визита?

Дональд Трамп
Ему нравится мистер Виткофф. Это я вам точно говорю. Это правда. [Смех]Пожалуйста, продолжайте.

Вопрос
Господин Президент, большое спасибо. Я хотел спросить вас: вы уже разговаривали с президентом России Путиным? Куда бы вы поехали: в Россию или на Украину? И что бы вы им сказали? Мы объявим место, возможно, через некоторое время. И я думаю, вы будете очень рады. Посмотрим, что получится, верно? Всё, что мы можем сделать, — это сделать всё, что в наших силах. Мы долго над этим работали. Это тоже очень сложная задача. Это было невероятно сложно, но мы сделали её проще. И... и справа и слева от меня были два замечательных человека. Они понимали, что поставлено на карту. Думаю, если бы это не было сделано сейчас, это могло бы вообще никогда не произойти. То же самое, очень похоже на ситуацию с Украиной. Со временем всё становилось всё сложнее. Вначале всё было просто. Этого не должно было произойти. Но потом всё стало ещё сложнее. Но, думаю, мы приближаемся к цели.

Вопрос
Может ли местом проведения саммита стать Италия? [Смех]

Дональд Трамп
О. Я... я вам очень скоро это расскажу. Я просто... честно говоря, я не хочу ничего делать... эти ребята... я не хочу ничего делать, где это... потому что это важнее, чем просто местоположение. Местоположение — это хорошо. Я специалист по недвижимости. Я разбираюсь в местоположении. [Смех]Но... но это... ничто не сравнится с этим в плане того, что мы делаем сегодня. Просто… это просто огромное достижение для этих двоих, они действительно войдут в историю как великие лидеры благодаря тому, что сделали. Я их объединил. Но то, что они смогли… и ничего не хотят делать. Так что мы поговорим об этом позже, сегодня. Сегодня. Мы сообщим вам место сегодня.

Вопрос
Благодарю вас, господин президент. Ваша интуиция всегда была верной и в бизнесе, и в политике. Что подсказывает вам ваша интуиция относительно возможности подобного события в ближайшие несколько недель, в ближайшие несколько месяцев, когда президент Путин будет на одной стороне, а президент Зеленский — на другой? Думаю, моя интуиция подсказывает мне, что у нас есть шанс это сделать, и вы это поймёте позже, а может быть, даже сегодня. Но у нас есть шанс. Послушайте, эту проблему нужно решить. Знаете, мы не теряем людей. Многие говорят: «Зачем вы так беспокоитесь?» Мы не теряем людей. Мы тратили сотни миллиардов долларов. Теперь мы ничего не тратим. Мы не тратим денег. Наверное, мы зарабатываем, потому что, знаете ли, у нас есть лучшая военная техника в мире. Мы продаём её НАТО, но еженедельно теряем тысячи людей, в основном россиян и украинцев, и в основном солдат. Но, знаете ли, ракеты обстреливают города и посёлки, Киев, много других мест.

Я делаю это, потому что, во-первых, я действительно хочу спасать жизни. Именно поэтому я так много занимаюсь Украиной и Россией: я спасаю жизни россиян и украинцев. Речь не идёт о жизнях американцев. Я бы сказал так: эта война могла перерасти во что-то гораздо большее — в мировую войну. Думаю, если бы мы не приехали, Украина и Россия в конечном итоге стали бы мировой войной, и я бы это остановил. Это остановило. Теперь единственный вопрос: когда всё это закончится? И это может произойти очень скоро, но когда это произойдёт? Это была бы мировая война. Если бы я не приехал вместе с группой очень талантливых людей, сидящих в основном здесь, но есть и другие, не присутствующие в зале, но очень талантливые. Думаю, у России и Украины уровень был бы очень, очень высоким, думаю, даже, вероятно, в итоге разразилась бы мировая война. Сейчас об этом, наверное, уже не говорят, потому что уже не видят, но мы значительно снизили этот уровень. Но это было уже в какой-то момент — когда я только пришёл, я подумал: «Ого, всё очень плохо». И это могло бы зайти так далеко, что вы бы остались очень недовольны. Да.

Вопрос
Ваш предшественник, господин президент, президент Рональд Рейган, говорил о тогдашнем Советском Союзе, а также о Михаиле Горбачёве: «Доверяй, но проверяй». Разделяете ли вы эту точку зрения в отношении господина Путина и России?

Дональд Трамп
Ну, я имею в виду всех. Я имею в виду не только президента Путина, но и людей и лидеров, с которыми я общаюсь. Понимаете, я имею дело с торговлей и некоторыми из худших наших сделок, некоторыми из худших торговых сделок, которые мы когда-либо заключали, я говорю о друге и враге, да, друге и враге. Два интересных слова. Некоторые из наших худших торговых сделок были заключены не с врагом, а с друзьями. Наши друзья просто убивали нас торговлей, больше нет, больше нет. Мы зарабатываем, знаете ли, триллионы долларов, нас уважают, и мы, знаете ли, улаживаем, знаете ли, благодаря торговле, даже немного здесь, меньше, чем в некоторых других местах. Но благодаря торговле я всё уладил. С Индией и Пакистаном, думаю, торговля была в первую очередь причиной.

Вот так я и ввязался. Я сказал себе, что не хочу иметь дело со странами, которые пытаются взорвать себя, а может быть, и весь мир. Знаете, они же ядерные державы. Урегулировать этот вопрос было очень сложно. Думаю, вы согласитесь. Это было… это было очень сложно. И они шли к своей цели. Знаете, они сбивали самолёты в небе, знаете, пять или шесть самолётов были сбиты в их последней небольшой стычке, и затем всё должно было обостриться. Всё могло бы обернуться очень, очень плохо. Нет, я хочу спасти много жизней. Мне нравится спасать жизни. В этом и суть. И знаете, когда спасаешь жизни, в конечном итоге наступает мир во всём мире. Обычно всё заканчивается довольно хорошо. Я хочу поблагодарить всех, но особенно этих двух великих лидеров за то, что они нашли в себе смелость сделать то, что они сделали сегодня. Они войдут в историю, и для меня большая честь быть причастным к этому.

Спасибо большое. Спасибо.