Свобода воли — это иллюзия. Примите это и получайте удовольствие

Если на следующем званом ужине вам вдруг захочется внушить гостям экзистенциальный ужас, вы можете обратиться к концепции детерминизма. Согласно ей, все события, в том числе и наши действия, определяются заранее существующими причинами. Соответственно, детерминисты утверждают, что стандартная концепция свободы воли — не более чем иллюзия, поскольку работа нашего разума — всего лишь продукт причинно-следственной последовательности, начавшейся с момента Большого взрыва.

Нетрудно понять, почему эта идея может вызвать у людей недоумение. Если она верна, то получается, что все мы — лишь марионетки на ниточках студенистой, бесчеловечной Вселенной, не имеющей реальной свободы выбора: ни того, что съесть на завтрак, ни того, кого любить. Более того, детерминизм, казалось бы, открывает перед нами нравственную пропасть: как мы можем возлагать вину на Джеффри Дамера и благословлять мать Терезу, если оба они — продукт космической формулы, не зависящей от них самих?

Действительно, трудно найти скептика детерминизма, который не был бы озабочен его моральными или эмоциональными последствиями. Выкладывая карты на стол, я никогда не встречал убедительных, на мой взгляд, аргументов в пользу свободы воли. И как психолог, я не могу не задаться вопросом, не может ли отрицатель детерминизма быть мотивирован, по крайней мере частично, отвращением к этой идее. В этом случае, возможно, рассказ о личных преимуществах детерминизма может быть более убедительным, чем приведение очередного набора концептуальных аргументов в пользу того, что все должно быть именно так.

Подробное изложение утешений предопределённой Вселенной — не просто академическое занятие. В своей психотерапевтической практике я наблюдал, как пациенты, придерживающиеся детерминистского мировоззрения, становятся более эмпатичными, менее озлобленными, более социально сознательными и менее склонными к бесполезной борьбе с превратностями жизни. Вместо того чтобы бояться, детерминизм может стать для многих личностно и позитивно преобразующим фактором. Хотя его трудно проглотить, он может, будучи полностью переваренным, привести к целому ряду эмоциональных преимуществ — как своего рода метафизический «Золофт».

Признание того, что действия людей были предопределены, может привести к гораздо более спокойной реакции на предполагаемые проступки. Гнев основывается на предположении, что кто-то мог поступить иначе (именно поэтому сердитые люди так страстно желают проинструктировать вас о том, что вы могли бы сделать иначе). Однако если взглянуть на это в свете детерминизма, то предположения гневливого мышления тают, как шербет на солнце.

Если действия людей не являются свободно выбранными, то нет смысла на них сердиться.

Пациент нашего центра, Дэвид, работал в международной организации и приобрел репутацию блестящего, но вспыльчивого коллеги. (Имя и некоторые детали в этом и других случаях изменены в целях обеспечения анонимности). Он часто был настолько раздражен некомпетентностью своих коллег, что размышлял, пока добирался до дома, и плохо спал по ночам. Как они могли быть такими неумелыми, непрофессиональными и просто глупыми?

В терапии мы исходили из того, что поведение его коллег, как и все явления во Вселенной, имеет ряд причин, которые приводят к его появлению. Дэвид пришел к пониманию того, что в основе предполагаемых промахов и неудач его коллег лежит целый ряд не зависящих от них факторов, таких как природный талант (или его отсутствие), уровень образования, чувствительность к стрессу, загруженность в организации и т.д. Некоторые из этих факторов, возможно, действительно были выбраны — например, все они выбрали работу в этой организации, — но были ли они выбраны свободно? Любой выбор зависит от мотивации, и хотя все мы делаем выбор, мы не можем выбрать, что именно побуждает нас сделать тот или иной выбор.

Если действия людей не являются свободным выбором, то нет смысла злиться на них — так же, как и на тех, кто злится на кого-то за то, что не может от него зависеть, например, за зеленые глаза или икоту. Это не означает, что нельзя пытаться изменить мир и иногда даже добиваться успеха. Но если вами движет гнев, то вы, скорее всего, сосредоточитесь на наказании предполагаемого обидчика — часто за свой счет, — а не на достижении полезного просоциального результата.

Средство от чувства вины и стыда

Эмоция вины основана на понимании того, что вы совершили что-то неправильное (что, возможно, причинило вред другим), в то время как эмоция стыда предполагает, что с вами лично что-то не так. Иногда чувство вины и стыда могут быть полезными эмоциями. Если вы пошли играть в пейнтбол, а не пришли на день рождения своей тети Хильды, эти эмоции могут вдохновить вас на то, чтобы зайти к ней с геранью и извинениями. Однако в большинстве случаев чувство вины и стыда приводит к ненужным самокритичным размышлениям.

Ксения — веб-разработчик и беженка с Украины, которая стала пациентом нашего терапевтического центра на общественных началах. Война была лишь последней в длинной череде трагедий в ее жизни: алкоголизм родителей, преследование за сексуальную ориентацию, несколько жестоких отношений и социальный контекст, который не позволял ей реализовать свой потенциал. Ксения чувствовала себя безнадежной неудачницей, была неустанно самокритична и испытывала чувство вины за то, что не поддержала родителей. Если она всегда была свободна в выборе своей судьбы, то в отсутствии достатка и карьерных достижений, казалось, должна была винить только себя.

Испытывая чувство вины и стыда, люди часто представляют себя свободными агентами, выбирающими из множества возможных вариантов поведения и личностных качеств, и, следовательно, заслуживают любого кармического наказания. Как только Ксения осознала, что ее жизнь всегда складывалась именно так, как она сложилась, стыд и чувство вины рассеялись. Если условия Вселенной не позволили ей стать кем-то иным, чем она была на тот момент, то как можно винить себя за это? А оценив свой жизненный путь в рамках более широкой причинно-следственной схемы, она поняла, что для лесбиянки из глубинки постсоветской Украины у нее все получилось. И хотя у Ксении еще оставались проблемы, которые нужно было решить, она могла сделать это без дополнительного груза самобичевания.

Просвещенный взгляд на гордость и привилегии

Те, кто идет по пути детерминизма, приобретают определенную отстраненность не только от своих недостатков, но и от достоинств. Чего бы вы ни добились в жизни, будь то медаль Филдса или приз за лучший тыквенный штрудель на празднике в местной церкви, это должно быть признано стечением не зависящих от вас факторов.

С точки зрения детерминистского мировоззрения, все хорошее, что с вами происходит, воспринимается как благословение.

Это понимание оказалось полезным для Хью, который вырос в американском городке, расположенном в «ржавом поясе», и добился потрясающе прибыльной работы в сфере технологий. Его достижения, по его словам, были доказательством его огромной силы воли и исключительных способностей. Люди, не достигшие его уровня успеха, заслуживали только презрения, которое он и выплескивал в изобилии.

С точки зрения детерминизма позиция Хью совершенно необоснованна. Действительно, некоторые величайшие люди истории, которым, возможно, можно было бы простить некоторое самолюбование, понимали ничтожность своей роли в собственном успехе. В интервью газете The Saturday Evening Post в 1929 году Альберт Эйнштейн сказал: «Моя карьера, несомненно, определялась не моей собственной волей, а различными факторами, над которыми я не имею никакого контроля… Я ни в чем не ставлю себе заслуг».

Такое мировоззрение является мощным противодействием гордыне и высокомерию. Проработав эти идеи в терапии, Хью получил нечто гораздо более ценное, чем самовосхваление: чувство благодарности. В рамках детерминистского мировоззрения все хорошее, что с вами происходит, воспринимается как благословение — как чудесный подарок, который вы получили, а не как заработанная зарплата.

Естественно, это не отменяет ценности усилий и взвешенных решений. Эти действия повышают вероятность достижения поставленных целей и формирования желаемой жизни. Однако это означает, что Ваши усилия и выбор — это события, которые не могут быть в конечном итоге приписаны Вашей воле, и поэтому нецелесообразно ставить их себе в заслугу.

Таким образом, детерминизм может стать мощной пощечиной привилегиям. Осознать, что свое положение в обществе ты не заработал добровольно или по заслугам, а просто предоставлен Вселенной, — значит почувствовать, как под тобой меняется моральный ландшафт. На каком же моральном основании привилегии сохраняются за немногими, а не распределяются между многими?

Повышение эмпатии к другим

Детерминистский взгляд на поведение человека — это научный взгляд, поскольку он стремится понять явление, объясняя, как оно возникло. Одним из приятных побочных результатов такого подхода является более глубокое чувство эмпатии. Потрудившись разобраться в причинах поведения человека, можно в итоге узнать о нем много нового.

Требуется определенная интеллектуальная смелость, чтобы принять мировоззрение причинно-следственной сложности

Эта точка зрения помогла пациентке-подростку Джен, родители которой делали все возможное, в том числе отправляли ее на лечение, чтобы она не курила травку с друзьями. Джен считала, что ее родители просто-напросто не понимают молодых людей. В ходе сессии мы докопались до причин беспокойства ее родителей, включая их собственное строгое воспитание и инстинкт защиты своих детей, который присущ большинству других млекопитающих. Хотя Джен по-прежнему не соглашалась с запретом родителей, она поняла, что он представляет собой акт любви, что позволило ей начать с ними более продуктивный диалог.

Принятие причинно-следственного подхода к поступкам людей может также помочь преодолеть когнитивное предубеждение, известное как «фундаментальная ошибка атрибуции» — тенденцию переоценивать, насколько поведение другого человека обусловлено его личностью (например, «Он просто злой человек»), и игнорировать роль контекстуальных факторов (например, он почувствовал себя оскорбленным чьими-то комментариями). Детерминистский взгляд на поведение побуждает нас распространять на всех людей ту степень понимания, которую мы обычно оставляем для себя.

Свобода воли, напротив, отличает вас от других людей, предполагая, что все мы — отдельные сущности, наделенные самоопределением и не подчиняющиеся обычным законам Вселенной. Если вы таким образом независимы от остального мира, то это может означать, что вы можете манипулировать миром без ущерба для себя. Можно даже рассматривать веру в свободу воли как тайный ингредиент идеологии индивидуализма, оправдывающей эксплуатацию мира природы и других людей.

Требуется определенная интеллектуальная смелость, чтобы вместо этого принять детерминизм и мировоззрение причинно-следственной сложности. Но он также открывает огромные перспективы: более четкое видение своего места во Вселенной, избавление от ненужного гнева, гордости, вины и стыда, более глубокое сочувствие к окружающим людям и их проблемам. Детерминизм может также побудить нас увидеть, что наши собственные жизни и интересы неразрывно связаны с интересами других людей, и приносить меньше вреда, а больше добра.

Оригинал: Psyche