ПО СЛУХАМ, И АВТОРИТЕТНО

ХАМАС — арабское слово, означающее «рвение», а также аббревиатура Исламского движения сопротивления. ХАМАС был основан в Газе в 1988 году парализованным религиозным учителем шейхом Ахмедом Ясином как крыло давно существующего движения «Братья-мусульмане Палестины». Чтобы получить разрешение израильских властей, движение должно было дать обещание, что его борьба за права палестинцев будет вестись в рамках закона и без применения оружия. Парадоксально, но израильские власти поначалу поощряли ХАМАС, надеясь ослабить светский национализм ООП. Однако палестинское восстание оказало радикализирующее воздействие на ХАМАС, и его члены стали выходить за рамки закона. Хотя израильтяне неоднократно пресекали деятельность этой организации, пущенные ею корни прорастали вновь, каждый раз приводя к новым вспышкам насилия. В 1989 году израильтяне арестовали Ясина и держали его в тюрьме до 1997 года. Однако ХАМАС продолжал переходить от использования камней к огнестрельному оружию. В 1994 г. через свое военное крыло ХАМАС приступил к осуществлению взрывов на территории Израиля. Теракты совершались отдельными членами ХАМАС, которые носили взрывчатку на теле и приводили ее в действие в людных местах, таких как автобусы и рынки. Израильская тактика «разделяй и властвуй» потерпела катастрофическое фиаско.

Радикализируя ХАМАС, интифада оказала умеренное влияние на светских палестинцев. С одной стороны, интифада подняла моральный дух, усилила гордость и уверенность в себе палестинской общины. С другой стороны, она не положила конец израильской оккупации, а условия жизни в ходе борьбы ухудшились. Местные лидеры осознали необходимость мирной инициативы со стороны палестинцев. Они опасались, что интифада завершится, не принеся конкретных политических результатов. Поэтому они стали оказывать давление на руководителей ООП в Тунисе, требуя выполнения условий, которые позволили бы им начать переговоры с Израилем. За прошедшие годы основная часть ООП перешла на более умеренные позиции, но избегала их четкого изложения, опасаясь оттолкнуть от себя воинственные фракции организации. Теперь местные лидеры бросили все свои силы на поддержку умеренного мейнстрима. Они призвали руководителей ООП в Тунисе признать Израиль, принять решение о двух государствах, провозгласить палестинское государство и создать правительство в изгнании.

Интифада также потребовала переоценки политики Израиля в отношении палестинцев, но это было непростой задачей, учитывая запутанное состояние политической системы страны. Общественное мнение было разделено. Одни считали, что интифада — это невыигрышная война, и поэтому Израиль должен искать политическое решение, которое положит конец оккупации. Другие призывали применить большую силу, чтобы подавить интифаду. Обе точки зрения были представлены в правительстве национального единства, которое, как следствие, каждый раз, когда речь заходила об интифаде, пыталось покалечить себя. Всякий раз, когда казалось, что правительство продвигается вперед, его колеса тут же заклинивало. Каждый раз, когда оно делало шаг вперед, внутренние силы отбрасывали его на два шага назад. Правительство было склонно решать самые насущные оперативные вопросы и откладывать обсуждение более долгосрочных вопросов, поднятых интифадой. Таким образом, в плане решения палестинской проблемы правительство национального единства в очередной раз оказалось правительством политического паралича.

Ави Шлаим, «Железная стена. Израиль и арабский мир»