Натурально, Мета и остальные никуда не денутся, но теперь они большие скучные компании. Может это и не страшно.
История, которая действительно важна для технологий и бизнеса, такова: гигантские потребительские компании, которые годами поддерживали технологический бизнес, не исчезают, но их дни космических скоростей роста подходят к концу. И инвесторы с Уолл-стрит, которые хотели этого, получают прибыль, а это означает, что эти компании и их сотрудники должны научиться жить с меньшими затратами.
Любой интересан мог видеть это в течение большей части года, когда акции технологических компаний падали, но только сейчас это стало предметом пристального внимания, когда акции Alphabet, Meta и Amazon рухнули, а сектор в совокупности потерял 400 миллиардов долларов.
У всех технических специалистов разные причины для беспокойства инвесторов, но я бы сказал, что у всех у них одна и та же основная проблема: теперь это зрелые компании, которые больше не собираются впечатлять Уолл-стрит сумасшедшим ростом своего основного бизнеса, и ни один из них не выглядит так, будто у них есть какой-то новый гигантский бизнес. Alphabet, например, только что сообщила о росте выручки на 6% — самый слабый квартал за десятилетие.
Итак, в Big Tech сейчас то, что вы видите, это то, что вы получаете. Так же, как Coca-Cola или Walgreens: никто больше не ожидает, что продажи Coke взлетят до небес, независимо от того, насколько хороша новая версия Coke Zero.
Конечно, крупные игроки все еще пытаются убедить инвесторов в обратном. Это ключевая часть истории метавселенной/VR/AR, с которой играют Meta, Apple и Microsoft, — что будет новая революция в вычислительной технике, которая вызовет вал экономической активности, и они будут в центре его.
Кто знает! Но все это очень дорого и очень спекулятивно, и в то же время все эти компании сосредоточены на получении дополнительных доходов и прибылей от своего действующего здесь и сейчас бизнеса. Apple и Amazon все больше внимания уделяют превращению своей цифровой недвижимости в рекламный бизнес. В Meta пытаются превратить свои устаревшие ресурсы Facebook и Instagram в клоны TikTok.
А в Alphabet, где 60% доходов по-прежнему поступает от той же поисковой рекламы, которую они создали 22 года назад, это была попытка выделить YouTube, которому, на секундочку, уже почти два десятилетия.
Это вовсе не новые опасения. Люди в течение 15 лет задавались вопросом, когда Apple собиралась создать еще один продукт, который изменит мир в масштабе iPhone?
Но всю эту атмосферу завышенных ожиданий было легко игнорировать в течение многих лет — особенно после Великой депрессии 2008 года, когда правительство США снизило кредитные ставки до нуля или почти до нуля и удерживало их на этом уровне до недавнего времени (кстати, закономерно, что после поднятия ставок федрезервом акции технологических компаний начали падать). Если деньги по существу бесплатны, инвесторы ищут более рисковые ставки, ничем не рискуя — это увеличивает стоимость компаний, в которые они вкладываются — рост стоимости убеждает все больше инвесторов вкладываться и сказка про белого бычка с Уолл-стрит повторяется снова и снова.
Сейчас у всех наступает похмелье, поэтому такие сверхпричудливые вещи, как криптовалюта, не обсуждаются.
И потому большие технологические компании, которые действительно велики и действительно прибыльны, хотя и не исчезают, но их оценки падают. Грубым способом измерения энтузиазма инвесторов является коэффициент, сравнивающий цену акций компании со стоимостью ее прибыли. Например, у Meta соотношение цены и прибыли на конец 2020 года составляло 32,75; теперь он снизился до 9,434. Alphabet упал с 34,32 до 19,14 за то же время.
(Амазон, однако, остался прежним, даже после недавнего падения)
Собственно, я уже почти готов сказать, что есть и другие признаки того, что эти прежде динамичные компании уперлись в стену. Например: почти все мужчины, основавшие крупные технологические компании и руководившие ими, передали высшие должности профессиональным менеджерам.
Конечно, это всё равно как смотреть на полстакана водки. Можно даже раскрутить это как «стакан наполовину полон», если захотеть.
Да, есть Facebook, который нанял более 19000 человек в прошлом году — рост на 28% — теперь он говорит, что собирается сохранить численность персонала на прежнем уровне как минимум в течение следующих 15 месяцев. Это достигается за счет сочетания очень ограниченного найма, отказа от замены сотрудников, которые увольняются по собственному желанию, и вытеснения избыточной рабсилы за дверь.
Но теоретически все те потенциальные сотрудники Facebook, которых там не наняли, могут оказаться … в другом месте, более интересном. Одна из вдохновляющих идей, вышедших за рамки увлечения Web3 последних лет, заключалась в том, что крупные технологические компании стали настолько большими и могущественными, что без их разрешения невозможно создать что-то новое. Теперь они все еще большие и мощные, но, возможно, не такие привлекательные для людей, которые хотят создавать что-то новое. То есть не всё так плохо.