Прости нас, хер Мольтке, мы всё beschissen

Давеча все диванные стратеги и медиаконсультанты пили здоровье фельдмаршала русской армии Мольтке нашего старшего. Когда огромная и хищная Вторая французская империя напала на маленькую беззащитную Пруссию, Мольтке стал архитектором победы германского сумрачного гения над острым галльским смыслом. Победы, завершившейся уничтожением французской империи и рождением империи германской. Мольтке недурно владел пером. Он интересно описал французскую мобилизацию.
Но обо всём по порядку.

Французский план войны основывался на внезапном наступлении. Сильный боевой и транспортный флот должен был произвести значительный десант для удержания части прусских войск на севере. Для выполнения такого плана французам нужно было сосредоточить свои главные силы в Эльзасе. Французские войска выступили из своих квартир, не ожидая прибытия запасных и снаряжения. Между тем, призванные запасные скопились в депо, все вокзалы были переполнены, железные дороги отчасти уже закупорены.

Дальнейшая отправка приостановилась, так как в депо не знали настоящей стоянки полков, в которые нужно было отправлять людей. Когда же последние, наконец, прибывали в свои полки, то там не хватало для них самых необходимых предметов снаряжения.

В корпусах и дивизиях недоставало обозов, госпиталей и почти всего административного персонала.
Магазины не были заблаговременно пополнены, и войскам указано пользоваться запасами крепостей.
Между тем, последние сами находились в запущенном состоянии, так как при уверенности скорого вторжения в неприятельскую страну на них мало обращалось внимания. Точно так же штабам были розданы карты только Германии, а не собственной территории. Бесчисленные требования и жалобы поступали в военное министерство в Париже, которое, в конце концов, было вынуждено предоставить войскам устраиваться как могут. Оn se debrouillera — надеялась центральная власть.

Через 8 дней по нападении Франции на Пруссию, когда Наполеон III прибыл в Мец, французские войска не имели штатного состава, и даже места их стоянок не всегда были точно известны в императорской главной квартире. Император приказал армии наступать, но его маршалы объявили, что при существующем положении это пока невозможно. Вообще постепенно создавалось убеждение, что взамен запланированного Парижем победного марша по Пруссии, им придется обороняться на собственной территории.

А как у германцев? Мольтке наш старший пишет:

Мобилизация германской армии ежегодно разрабатывалась соответственно создавшейся обстановке и согласовывалась между военным министерством и генеральным штабом. Каждому учреждению сообщалось то, что ему в этом отношении нужно было знать. Для всех войсковых частей были составлены планы перевозки и маршруты, для каждой части указаны место посадки, день и час (И ЧАС, БЛЯДЬ! — А.З) отправления, продолжительность переезда, питательные пункты и место высадки.

В районе сосредоточения были разграничены участки корпусов и дивизий, обдуманы меры для закладки магазинов. Вследствие этого при объявлении войны понадобилась лишь подпись короля, чтобы все грандиозное движение начало свой безостановочный ход, Принятые меры не потребовали никаких изменений, нужно было только выполнять наперед обдуманное и подготовленное. В ночь на 16 июля (1870 г) был отдан приказ о мобилизации, а через 14 дней, когда король отправился в Майнц, на Рейне и впереди его уже находилось 300 тыс. чел.

Итак, через сто пятьдесят лет после того, как Пруссия уже зело борзо умела в мобилизацию (300 тысяч солдат за две недели) и всё это на лошадино-паровой тяге, Россия продолжает ЧМОБ таки второй месяц. И конца выполнению мобзадачи в 300 тысяч солдат пока что не видать.

Мольтке-старший отвечал за всю штабную работу (вооруженными силами пруссаков номинально командовал король). А штаб у Мольтке был такой:

— один офицер в чине полковника отвечал за движение войск в ходе выполнения боевых задач (заменял, по нонешним временам, целое оперативное управление ставки);
— один офицер в чине полковника отвечал за железнодорожные перевозки и войсковой подвоз (логистика);
— и один офицер в чине полковника ведал всей разведкой,от батальонной до фронтовой (я использую наши термины, чтоб вам понятно было).

Кроме них у Мольтке было 11 офицеров для связи и поручений и 10 картографов.
Ещё был комендантский взвод и военные чиновники Militärarzt унд Militärbeamter типа.

А начштабировал Мольтке армией в 850 тысяч солдат и 200 тысяч лошадей. То есть примерно в 4,5 раза большей, чем действующая группировка СВО РФ на У.

Dies ist ihr Standort.