О военном снаряжении древних готов

В старые времена готы носили тяжелые, по недостатку умения грубо сработанные шлемы, толстые панцири, сделанные частью из железа, частью — из кожи, и даже войлочные латы, скрепленные льняной или шерстяной тканью, а для защиты рук использовали железные наручи и перчатки. Копья у них были толстые и длинные, и об этом пишет Прокопий в II книге: «Когда готы, наставив свои прочные длинные копья, сплоченной фалангой шли вперед, персы не могли выдержать их удара и обращались в бегство. Тяжеловооруженные готские воины прекрасно умели метать длинные дротики».

Этот же автор утверждает, что всадники готов были вооружены как длинными копьями, так и мечами. Это утверждение поддерживает и Йордан, рассказывая, как поле смерти Аттилы сошлись в сражении германские племена: «Думаю, что там было зрелище, достойное удивления: можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране, и свава, отважно действующего дубинкой, а гунна — стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула — с легким оружием».

Геродот, в конце I книги, рассказывая о массагетах, чья царица Томирис победила и умертвила персидского царя Кира, пишет: «Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии».

Испокон веков в стране их происхождения, а именно Готии, также употребляли золото, этот дорогой благородный металл, чтобы с неописуемой пышностью украшать построенные в честь их богов святилища. Ныне законом установлено, чтобы медные или серебряные колокольчики крепились к коротко остриженному хвосту лихого непокорного коня, чтобы мирные люди, заслышав их звон, могли избежать опасности. Те же, у кого имеется достаточно серебра, украшают им свои широкие пояса, которые, опускаясь вниз до половины нижней части стана, служат украшением и защитой; помимо этого, имеются и другие украшения, которые придают королевскому двору еще больший блеск.

Олаус Магнус Гот, «История северных народов»