О внезапном призыве народа к оружию

На рисунке вверху изображен несущийся во весь опор всадник с жезлом в руке, один конец которого обожжен, а ко второму привязана веревка. Значение этих символов очень простое: враг угрожает северной стране нападением как с моря, так и в любом месте на земле, поэтому по повелению правителя области следует немедленно снарядиться в поход, о чем уже договорено с опытным в военных делах человеком, готовым принять на себя командование собранным войском, и жезл этот, длиной в три пяди, вручается молодому человеку, который может сломя голову поскакать и доставить его в тот или иной город или селение с сообщением, что жителям надлежит в течение трех, четырех или восьми дней снарядить в поход двух-трех юношей, а то и всех способных носить оружие мужчин, начиная с пятнадцати лет.

В случае же неповиновения их дома будут сожжены, о чем напоминает обожженный конец жезла, а сами они — повешены, на что указывает веревка, привязанная к другому концу. Кроме оружия, воины должны имеет запас провизии на десять или двадцать дней и явиться в то или иное место на берегу реки или в долине, или в поле, где правитель края объяснит причину такого скорого внезапного вызова.

Объехав все селения, гонец, который двигается быстрее обычного почтового всадника, возвращается назад, зная, что все исполнено надлежащим образом. Затем выезжает второй вестник и, объезжая селение за селением, поясняет, что будет происходить в условленных местах.

Таким образом в течение одной недели собирается большое число людей, по своему телесному здоровью и возрасту готовых к сражению, вооруженных и обеспеченных провизией. Даже достигшие почтенного возраста мужи являются на места сбора, чтобы помочь своим разумным советом и поделиться опытом былых сражений. Женщины же в это время собираются на стенах городов или укреплений, чтобы отражать нападение, сбрасывая на атакующих врагов камни или поливая их раствором для кладки стен, о чем будет рассказано далее.

Олаус Магнус Гот, «История северных народов»