О понятиях «элиты» и «неэлиты»

Понятие элиты можно осмысленно интерпретировать только в сравнительных терминах, поскольку существование «элиты» должно подразумевать существование «неэлиты», то есть людей, которые являются частью общества, но не входят в элитные круги. В классическом смысле элиты описываются как в определенном отношении лучшая часть общества, а неэлиты – как те, кто хуже элит.

Более узкое определение, используемое в традиционной политологии, также приписывает элитам «больший социальный вес, поскольку их деятельность имеет большую социальную значимость». Такие элиты обычно рассматриваются как «крошечные, но влиятельные меньшинства ‹…›, состоящие из независимых общественных и политических акторов, которые в первую очередь заинтересованы в сохранении и усилении своей власти». Другими словами, второе определение подчеркивает, что члены элиты значительным образом влияют на жизнь неэлиты и что они могут использовать это влияние для достижения собственных целей в противовес неэлитам.

В нашем исследовании мы определяем элиты и неэлиты следующим образом:

♦ Элита – это группа людей, связанных или не связанных друг с другом, которые являются ведущими акторами на своем жизненном пути, то есть оказывают большее влияние на жизнь других людей, чем эти люди оказывают на элиты (под «этими людьми» в данной формулировке подразумеваются неэлиты). Такое влияние обусловлено наличием некоторых выдающихся качеств, таких как богатство, личные достижения или высокое (формальное) положение в иерархии.

♦ Неэлита – это группа людей, связанных или не связанных друг с другом, которые на своем жизненном пути следуют за другими акторами, то есть меньше влияют на жизнь других людей, чем на них самих влияют люди, стоящие над ними (под «другими людьми» в данной формулировке подразумеваются элиты). Такое подчиненное положение проистекает из наличия у этой группы заурядных или еще менее выигрышных качеств, таких как необеспеченность или низкое (формальное) положение в иерархии.

Выражение «жизненный путь» может относиться к любому аспекту общественной жизни, начиная от общества целиком и заканчивая отдельными сегментами частного или государственного сектора. Действительно, чтобы дать определение «жизненного пути», приходится использовать тавтологию: любой аспект общественной жизни, где одни люди имеют большее влияние на других, может рассматриваться как отдельный жизненный путь, на котором присутствуют две основные группы: элиты и неэлиты.

Вслед за автором классической теории элит Вильфредо Паретомы можем разделить элитные группы на две основные категории: неправящие и правящие элиты.

♦ Неправящая элита – это элита, не имеющая доступа к возможности использования (государственного) принуждения. Другими словами, неправящая элита может влиять на участников своего жизненного пути только с помощью не связанных с принуждением мер, таких как убеждение, демонстрация на собственном примере или рыночные сделки. Как правило, в одном обществе сосуществует множество неправящих элит.

♦ Правящая элита – это элита, имеющая доступ к возможности использования (государственного) принуждения. Другими словами, правящая элита может влиять на участников своего жизненного пути, то есть само общество, живущее под властью правителей, с помощью принудительных мер – таких, какими обычно пользуются правоохранительные органы. Как правило, в обществе существует только одна правящая элита.

Тот факт, что обычно в обществе есть только одна правящая элита, соответствует нашей политической действительности, в которой один народ или общество живет в одном государстве, владеющем монополией на легитимное применение насилия внутри своей территории. Однако, как мы увидим в следующих частях этой главы, так бывает не всегда. Государство может утратить эту монополию и превратиться в одну из инстанций, контролирующих насилие, среди многих других групп наемников, привлекаемых населением – легально или нелегально – для осуществления протекции или других «силовых» услуг. В этом случае можно было бы говорить о наличии нескольких правящих элит, однако в дальнейшем, чтобы избежать путаницы, мы будем использовать это понятие исключительно в контексте стабильных государств.

Балинт Мадьяр, Балинт Мадлович, «Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура». Том 1