ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

В годы Великой Отечественной войны железные дороги СССР выдержали такую нагрузку, с которой едва ли справился бы транспорт любой другой страны. Об’ем железнодорожных перевозок непосредственно для нужд фронта исчисляется в миллиардах тонно-километров. По приблизительным данным, для того, чтобы перевезти воинские грузы, потребовалось погрузить и доставить получателю более девятнадцати миллионов железнодорожных вагонов. Чтобы доставить такое количество грузов в срок, от советских железнодорожников требовались героические усилия.

Под артиллерийским огнем врага, под бомбежками с воздуха спешили на запад эшелоны, адресованные фронту. Движенцы ускоряли погрузку, предельно уплотняли график следования маршрутов, машинисты непрерывно усиливали вес составов. Все грузы, несмотря на многочисленность адресатов, предназначались для общей цели, для цели победы. Железнодорожники знали, что они подпирают фронт, обеспечивают его подвижность и боеспособность.

Чтобы полнее представить себе труд советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, достаточно сравнить результаты работы транспорта в первую мировую войну и в наше время. За четыре года войны 1914—1918 годов железные дороги царской России на одну четверть сократили общехозяйственные перевозки и менее чем наполовину выполняли задания по доставке воинских грузов. В наши дни на долю транспорта выпали чрезвычайно сложные задачи. Вырос об’ем грузопотоков, увеличилась дальность перевозок. Дороги СССР в 1944 году перевезли по сравнению с первым годом войны удвоенное количество фронтовых грузов. Увеличилась за период войны и перевозка народнохозяйственных грузов. На восемь миллионов тонн больше, чем в довоенные годы, перевезла, например, одна Томская дорога. Утроила погрузки угля Свердловская дорога. В полтора раза увеличился грузооборот по важнейшим видам перевозок на Пермской дороге.

Удовлетворение нужд фронта зависело от каждого железнодорожника. И все машинисты, диспетчеры, стрелочники, башмачники, рядовые и командиры великой транспортной армии приняли на себя дополнительную нагрузку, уверенно взялись за выполнение сложных военных обязанностей.

Десять лет назад, 30 июля 1935 года, в своей исторической речи на приеме в Кремле товарищ Сталин сказал:

«...нет на транспорте людей ненужных или незначительных. Начиная от самых больших руководителей и кончая «малыми» работниками вплоть до стрелочника, вплоть до смазчика, вплоть до уборщицы — все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого работника, каждого винтика».

Отечественная война показала, что все «винтики» огромного транспортного механизма работали четко и слаженно. Сегодня в «Известиях» печатаются Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников железных дорог СССР и Наркомата путей сообщения за успешное выполнение заданий правительства и военного командования по организации перевозок оборонных и народнохозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны.

Около девяти тысяч тружеников советского транспорта награждаются орденами и медалями СССР. Наше государство высоко оценило самоотверженный труд железнодорожников, заслуженно отметило передовых людей стальных магистралей.

Творческая инициатива передовых железнодорожников в дни войны позволила более рационально построить работу транспорта. Имена машинистов Болонина, Коробкова, составителя Катаева, Героя Социалистического Труда Осипова широко известны в нашей стране. Повышение технических скоростей, экономное расходование топлива, передовая технология сортировки вагонов, ступенчатая маршрутизация перевозок стали неотъемлемой частью всей жизни транспорта. Надо и дальше совершенствовать и улучшать технологию, широко распространять передовые стахановские методы.

Сейчас, в мирные дни, железнодорожникам предстоит серьезно и напряженно поработать для обеспечения дальнейшего развития народного хозяйства. Транспорт связывает в единый народнохозяйственный организм все самые отдаленные промышленные районы страны, приближает сырье к местам переработки, сокращает расстояние между поставщиком и потребителем. В дни мирного строительства возрастают обязанности железнодорожников. На удлинившиеся расстояния предстоит перевезти еще большее количество грузов. Полнее надо удовлетворить потребности клиентуры.

Немало еще недостатков на транспорте. Далеко не устранены простои подвижного состава. Не всегда выдерживается график. До сих пор нет должного внимания к пассажирскому движению. Даже дороги, улучшившие работу в дни войны, не справляются со всем объемом перевозок. Томская дорога, например, ежедневно недогружает по три с половиной тысячи тонн топлива.

Меньше должны простаивать вагоны, надо ускорить оборот их. Вот где особо видны будут результаты единой, слаженной работы железнодорожников и клиентуры. Перевыполнение планов погрузки — решающее звено в работе транспорта.

Быстрее должны следовать грузы к потребителю. Особое внимание требуется сейчас к угольным перевозкам. Необходимо загодя создать запасы топлива на металлургических заводах, на электростанциях, на всех предприятиях, на самом транспорте. Угольные магистрали обязаны сейчас работать с особым напряжением, с большой четкостью. Передовые предприятия и службы транспорта уже начали подготовку к зиме. Идет ремонт сооружений и механизмов, подвижного состава. За счет экономии топлива накапливаются зимние запасы. Создается резерв здоровых паровозов.

Все хозяйство транспорта полностью должно быть подготовлено к работе в зимних условиях.

Надо использовать с предельным напряжением летние дни для восстановительных работ и нового строительства на транспорте. Объем капитальных работ нынешнего года огромен. Весь опыт военного времени следует использовать для ускорения ввода в действие новых путей, новых сооружений на транспорте.

Особого внимания требует подготовка кадров для работы в зимних условиях. Специальную подготовку на курсах, в стахановских школах обязаны пройти особенно те, кто недавно пришел на узел, в депо, на дистанцию.

Высокие правительственные награды, которыми наша страна отмечает самоотверженный труд железнодорожников, обязывают их еще лучше обслуживать нужды народного хозяйства. Растет в нашей стране добыча нефти и угля, увеличивается выплавка металла, расширяется машиностроение, больше выпускается средств потребления. Большие задачи встают и перед транспортом.

Во всех отраслях нашей промышленности началось великое соревнование в честь Победы. Участвуют в нем и железнодорожники. Чтобы быть в числе победителей соревнования, их долг — обеспечить четкую работу всех звеньев, всех служб транспорта, полностью удовлетворить все потребности растущего народного хозяйства СССР.

«Известия» №178, 31 июля 1945 года