КАРТА ЛЕЖИТ, ОНА НЕМА

Самой важной и влиятельной картой мира была испанская Padron Real — официальная серия карт с обозначенными на них открытиями, которая была впервые нарисована по королевскому приказу в 1508 г. и хранилась в Casa de la Contratacion e Севилье; ее пересматривали и в нее вносили поправки эксперты-картографы Casa по мере продвижения исследований. Несмотря на королевские запреты, люди, умевшие продавать, с легкостью пересекали политические границы в эпоху разведывательных исследований. Над Padron Real работали и португальские, и испанские картографы. Самым прославленным из этих португальцев был Диогу Рибейру (Рибейра), который жил в Севилье и поддерживал связь с Педру и Хорхе Рейнелами в 1519 г. во время подготовки Магеллана к плаванию.

В отличие от Рейнелов он остался на службе Испании и позднее был официально назван как «наш космограф и мастер по изготовлению карт, астролябий и других навигационных инструментов». Рибейру нарисовал несколько карт, основанных на Padron Real, и, так как подлинник Padron уже не существует, карты Рибейру являются главным источником информации о ней, помимо того что сами по себе являются великолепными произведениями картографического искусства.

Из тех карт, что сохранились до наших дней, самой информативной является карта, датированная 1529 г., которая сейчас находится в Ватикане. Она охватывает весь земной шар между полярными кругами и изображает Ост-Индский архипелаг как в восточной, так и западной границах; она уменьшает размеры Средиземного моря по отношению к остальному миру приблизительно до его правильных пропорций, размещает континенты по ширине и долготе точнее, чем любая предшествующая ей карта, с одним большим исключением: она сохраняет (в отличие от карты Кантино), как у Птолемея, преувеличенную меридиональную протяженность Азии.

Так как долгота Молуккских островов была в 1529 г. предметом интенсивной дипломатической деятельности, эта архаичная оценка Азии вполне могла быть сохранена намеренно, чтобы эти острова оказались в полусфере влияния Испании. Больше ничего архаичного в этой карте нет. Например, изображенный на ней Тихий океан включает все открытия Магеллана и испанских исследователей берегов Южной и Центральной Америки. Карта Рибейру является главной вехой в развитии знаний о мире.

Джон Перри, «Эра великих географических открытий. История европейских морских экспедиций к неизведанным континентам в XV–XVII веках»