НАМ БЫ ХЛЕБУШКА КУСНУТЬ

Любой политик мирового масштаба знает, что хлеб — основа политического успеха. Сахар, соль, греча, спички — это всё мелочи по сравнению с очередями за хлебом.

Продовольственный вопрос — самый больной вопрос нашей революции. Все без исключения рабочие должны понять, что борьба за хлеб — это их дело.
(Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Тема вывоза украинского хлеба приобрела в западных медиа совершенно истерические формы. Пока одесская морская хлеботорговля стоит на блоке из-за минирования Украиной прилегающей акватории Чёрного моря, Германия тряхнула стариной и конспектами "Плана «ОСТ», и организовала хоть какой-то вывоз хлеба с Украины посуху.

Западные партнёры усилили нажим на Зеленского, требуя немедленно начать отгрузку зерна с киевских элеваторов.

Киев вынужден прогибаться даже в ущерб собственным госрезервам.

Надо сказать, что рынок действительно реагирует очень нервно. Прогнозируется, что в США средняя сезонная цена пшеницы сорта «Твёрдая красная зимняя» (Hard Red Winter) в сезон 2022/23 год достигнет рекордной отметки в $10,75 за бушель ($249 за тонну). В 2021/22 году уровень запасов в Штатах снизился из-за засухи в ключевых районах производства твердой красной яровой, твердой и белой пшеницы, что привело к наименьшему урожаю в США за последние 20 лет (с сезона 2002/03 года).

Другими факторами, способствующими панике на рынках, являются повышенные цены наличных и фьючерсных контрактов. Прогнозируется, что на европейском рынке пшеницы средний темп роста составит 4,2% в течение прогнозируемого периода (2022—2027 гг).

Фермеры ЕС столкнулись с проблемами доступности ресурсов, транспортировки, продаж и финансовых потоков. Нехватка рабочей силы привела к стагнации хлебозаготовительных работ. Введенные против России санкции затруднили экспорт и импорт пшеницы и хлебопродукции. Кроме того, специальная военная операция РФ на Украине повлияла на физические поставки, а также на логистику импорта и экспорта пшеницы. Главными поставщиками пшеницы в Европе традиционно являются Россия, Франция, Украина и Германия. Другими крупными производителями являются Англия, Польша, Румыния и Испания.

Помимо всего прочего Россия сохраняет позицию крупнейшего в мире экспортера пшеницы, в 2021 году на ее долю пришлось 16% мирового экспорта пшеницы. Черноземный регион на юге России считается лучшим сельскохозяйственным угодьем в мире. В 2020 году Российская Федерация экспортировала около 37,2 миллиона метрических тонн пшеницы на сумму $7,9 миллиардов. Ведущими импортерами российской пшеницы являются Египет, Турция, Вьетнам, Судан, Нигерия, Бангладеш, Йемен и Индонезия. В 2020 году большая часть русского хлебного экспорта приходилась на Египет (8,2 миллиона метрических тонн), за которым следует Турция (7,9 миллиона метрических тонн). На Египет и Турцию вместе приходится 46,1% импортируемой из России пшеницы.

Из-за близости и конкурентоспособных цен, Турция попала в критическую зависимость от русской черноморской пшеницы; по факту Россия заняла место монопольного поставщика пшеницы в Турцию.

По данным ФАО, в 2020 году мировое производство пшеницы составило 761 миллион метрических тонн. Странами с самыми высокими объемами производства пшеницы в 2020 году были Китай (134,2 млн метрических тонн), Индия (107,6 млн метрических тонн) и Россия (85,9 млн метрических тонн), на долю которых приходилось 43% мирового производства. За этими странами следуют США, Канада, Франция, Пакистан, Украина, Германия, Турция, Аргентина и Австралия, на долю которых приходится еще 31,8%.


Тарапица нэнада!

Во-первых, что касаемо Украины, то речь идёт о зерне, за которое Украине уже заплачено. Потому что что ключевые сроки для экспорта пшеницы и кукурузы из региона Черного моря – с августа по октябрь и с октября по май. Проданное в эти промежутки зерно покупатели просто сейчас не могут получить физически. А оно нужно германским и прочим еэсовским трейдерам не столько из-за отсутствия еды, сколько для возможности перепродать его на фоне хлебного хайпа.

И на самом деле из 20 миллионов тонн зерна, застрявшего на украинских элеваторах, реально там всего 7 миллионов тонн пшеницы. Остальное зерно это кукуруза (12 миллионов тонн).

Во-вторых, эти 7 миллионов тонн зерна без проблем покрываются ростом русского хлебного экспорта. Кроме того, Индия, которая недавно объявила про эмбарго на собственный экспорт пшеницы, уже сориентировалась на рынке. Индусы сообщили, что таки выставят на международные площадки 10 миллионов тонн пшеницы. Что с лихвой перекрывает украинскую якобы «недостачу».

Тем более, что Индии не нужны хлебные бунты у соседей по субконтиненту. Иначе полезут они через индийские границы.

Итак, в реальности краткосрочный дефицит предложения на рынке зерна (не пшеницы, а зерна, идиоты!), вызванный прекращением украинского судоходства, может быть в диапазоне до 20 миллионов тонн.

Если по этой шкале оценивать только производство, запасы и спрос на зерно, игнорируя торговлю и геополитические переменные, Россия и Индия могут компенсировать пшеницу (и ЕС может, но не хочет, об этом ниже), а США и Аргентина — компенсировать кукурузу. В краткосрочной перспективе больших проблем с поставками продовольствия не будет.

Согласно оценкам Министерства сельского хозяйства США, запасы пшеницы в США и Индии могут достичь 17,63 миллиона тонн и 26,1 миллиона тонн соответственно к концу 2021/2022 года.

Почему не хочет делиться хлебом ЕС? Потому что производство пшеницы в ЕС, включая твердые сорта, составит около 133 миллионов тонн, что на 3,5 миллиона тонн ниже прогноза по урожаю в ЕС и значительно ниже прошлого года. Низкие запасы пшеницы в ЕС также ограничивают возможности блока для экспорта. Сегодня прогнозируют экспорт пшеницы из ЕС в 2022/23 году на уровне 30 миллионов тонн (ранее ожидали 36 миллионов тонн).

Брюссель полагает, что Евросоюзу незачем лезть помогать матрице мировой торговли пшеницей. Как и всегда это было, ждут русского хлеба. Тем более, что у России будет небывалый урожай. И пока что экспорт пшеницы из России вырос примерно на 60% в годовом исчислении в марте текущего года, уже в самый разгар русофобских санкций Запада и раскручивания специальной военной операции РФ на Украине.

Такова наша дислокация.