А ВЫ Б СМОГЛИ СЫГРАТЬ ВАГНЕРА В МАЛИ?

Группа Вагнера прибыла в Мали при поддержке российских вооруженных сил. сил. Это развертывание, которое, как сообщается, началось в декабре 2021 года, вызвало панику и истерику в США и некоторых европейских странах.

С ростом нестабильности в Сахеле и бегством оттуда Франции война против салафитско-джихадистских группировок в регионе зашла в тупик; появление Вагнера приходится на особенно сложный для Мали момент и является отражением стратегии России по распространению влияния в Африке с помощью стратегии применения иррегулярных сил.

Обращение военного правительства Мали к России и группе Вагнера призвано укрепить его внутриполитическую позицию, и решить проблему отсутствия безопасности в стране. В то время как Вагнер будет обучать местные силы и предоставлять услуги по обеспечению безопасности, он символизирует также рост влияния России на континенте. Подобно его развертыванию в Центральноафриканской Республике, деятельность Вагнера в Мали позволяют малийским политическим лидерам защищать действующее правительство от возможного следующего переворота.

Активность Вагнера в Мали — как и в ЦАР — также вытесняет французов, особенно после решения Франции свернуть свою деятельность, усиливая более широкую геополитическую конкуренцию в Африке. В то время как русские, связанные с Вагнером, эффектно использовали сложившуюся ситуацию для развертывания деятельности ЧВК в стране, военное правительство Мали воспользовалась антифранцузскими настроениями в стране, чтобы заручиться поддержкой внутри страны. Это создало деликатный баланс между политическими партнерами Мали и партнерами по безопасности, которые демонстрируют намерения еще больше сориентировать малийское правительство и общественное мнение на Москву.

И пока у США, Франции и других бывших метрополий, веками хозяйничавших в Африке нет методов против Кости Сапрыкина предотвращения расширения влияния российских ЧВК, кроме вербальной реакции на использование русскими этих нестандартных инструментов.

Этот анализ разделен на три основных раздела.

Во-первых, он использует анализ спутниковых изображений для оценки развертывания Вагнера и наращивания военной мощи в Мали. 
Во-вторых, исследуются информационные операции и исторический контекст, формирующий растущее влияние России в стране. 
В-третьих, он исследует последствия для американских, французских и других региональных политиков, включая Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС), стремящихся препятствовать распространению русского влияния в Мали и других африканских государствах.


По прибытии в Мали в декабре 2021 года войска Вагнера начали строительство лагеря сразу за периметром международного аэропорта Модибо Кейта в Бамако, к юго-западу от авиабазы ​​​​101, военного объекта, используемого военно-воздушными силами Мали.

Согласно сообщению Le Monde , источники во французском правительстве отметили появление ангаров, грузовиков для перевозки войск и многочисленных бронированных машин в недавно построенном лагере. Анализ спутниковых снимков CSIS раскрывает дополнительные подробности продолжающегося строительства военной оперативной базы в аэропорту Бамако, которая, вероятно, используется русскими из ЧВК Вагнера для их развертывания в Мали.


В период с сентября 2021 года, когда появились первые сообщения о сделке между правительством Мали и Вагнером, по декабрь 2021 года, большой участок земли в этом месте был расчищен и началось строительство базы, как показано ниже. Более пристальный анализ показывает строительство новой подъездной дороги к этому объекту, которая очерчена и защищена серией оборонительных валов.



В самом лагере есть казармы, в том числе несколько ангаров и много транспортных средств, как показано на снимках ниже. Кроме того, продолжается строительство штаб-квартиры в центре лагеря.






Персонал и оборудование, вероятно, были доставлены в Бамако на российских военных самолетах, в том числе используемых для операций Вагнера в других странах. Например, данные отслеживания рейсов из открытых источников зафиксировали прибытие самолета Ту-154 ВВС России в Бамако 19 декабря 2021 года из Москвы через Сирию и Ливию. Этот самолет с регистрационным номером RA-85042 входит в состав 223-го летного отряда Министерства обороны России, который ранее заключил контракт со связанными с Вагнером компаниями на перевозку личного состава ЧВК в такие страны, как Судан. Борт RA-85042 также фрахтовался ООН в рамках операций Вагнера в различных местах, включая аэродром Аль-Хадим в Ливии. Помимо этого конкретного примера, источники во французском правительстве отмечают неоднократные рейсы русских военно-транспортных самолетов в Бамако с целью переброски личного состава ЧВК из России.

Российские бойцы также переместились за пределы Бамако в центральную часть Мали, в район со сложной системой безопасности, где значительное влияние оказывают связанные с Аль-Каидой боевики Джамаат Наср аль-Ислам валь Муслимин (JNIM) и местные бандиты. Сообщается, что персонал Вагнера понес свои первые потери 5 января, когда патруль смешанной армии Вагнера и Мали попал на самодельное взрывное устройство между Бандиагарой и Банкассом в регионе Мопти. Также появились фотографии контрактников Вагнера в Сегу, городе в центральной части Мали, где может базироваться до 200 бойцов. Российский персонал также был переброшен в город Тимбукту, занимая бывшие базы операции «Бархан», которые были переданы малийской армии французскими войсками в декабре 2021 года.

Точные масштабы и характер деятельности группы Вагнера в Мали остаются неясными. В ранних сообщениях отмечалось , что персонал ЧВК будет обучать малийские силы обороны и предоставлять услуги по физической защите вождей — у Вагнера богатый опыт таких действий в ЦАР и Мозамбике. Присутствие связанных с Вагнером геологов и юристов в Мали предполагает, что персонал ЧВК может также в конечном итоге предоставлять услуги по охране объектов российским компаниям, занимающимся горнодобывающей деятельностью, что согласуется с деятельностью Вагнера в других странах, в которых Россия получила концессии на добычу полезных ископаемых в обмен на услуги ЧВК. Эти люди, в том числе директор горнодобывающей компании, действующей в ЦАР, как сообщается, провели разведку месторождений полезных ископаемых в регионах Мали Сикасо и Куликоро ещё до прибытия Вагнера.

Дезинформация и недовольство

Прием Мали российских войск и ЧВК следует понимать в контексте как российских информационных операций, так и давней напряженности между Мали и ее традиционным союзником — и бывшим колониальным правителем — Францией. В рамках стратегии soft power русские умело управляют исторически обусловленными антифранцузскими настроениями в Мали, чтобы закрепить необходимость поддержки, получаемой жителями Мали от сотрудничества с Вагнером.

Одновременно с сообщением о развертывании Вагнера в Мали деятели и организации, связанные с ЧВК, работали над созданием более благоприятной информационной среды. В сентябре 2021 г. и снова в январе 2022 г. русский Фонд защиты национальных ценностей опубликовал опросы, призванные показать растущую широкую поддержку сотрудничества Мали с Вагнером и с осуждением неоколониальной политики Франции.

В октябре Александр Иванов, заместитель Вагнера, ранее работавший в ЦАР, дал интервью малийской прессе, высоко оценив важность услуг, который Вагнер оказывает Мали, и подчеркнув взаимную выгоду от такого сотрудничества. Широко были распространены мультимедийные материалы, где показано, как русские тренируют малийских солдат. Это только часть серии русских пропагандистских усилий, направленных на распространение пророссийских настроений и вытеснение западного и, в частности, французского влияния в странах Африки к югу от Сахары. Присутствие русских в Мали предлагает гражданам этой страны альтернативу французскому неоколониализму и заполняет вакуум, оставленный после себя Францией. Антифранцузские настроения в Сахеле реальны и растут. Реакция Запада на развертывание Вагнера, по сути, есть попытка навязать Мали бинарный выбор между западным и российским покровительством в сфере безопасности; она скорее всего, потерпит неудачу, потому что Запад давно утратил чувство реальности, не понимая, насколько постколониальная Африка ненавидит свои бывшие западные метрополии.

Итак, сложная и исторически обусловленная конкуренция за влияние в Мали представляет собой урок для западных политиков, заинтересованных в сдерживании продвижения русских по Африке. За последние пять лет русские ЧВК нацелились на те страны Африки к югу от Сахары, которые обладают богатыми природными ресурсами, а также испытывают кризис гражданского управления и проблемы в сфере безопасности. События в Мали, а также в других странах, включая ЦАР, указывают на интерес Вагнера к подрыву традиционных неоколониальных отношений африканских правительств с такими странами, как Франция.

Такова их дислокация.