«Что мы подразумеваем под словом «революция»? Войну? Она является не частью революции, а лишь ее следствием. Революция была в умах людей». Что имел в виду Джон Адамс, когда писал эти слова Томасу Джефферсону в 1815 году, после того как оба покинули пост президента страны?
Адамс хотел сказать, что Америка, которая взяла в руки оружие и боролась за свою независимость от британской Короны, уже была нацией – до 1775 года. Америка существовала еще до принятия Конституции, считал он. Америка была задумана и рождена до того, как они с Джефферсоном начали писать Декларацию независимости в Филадельфии в 1776 году. Нация возникла еще до сражений под Лексингтоном и Конкордом в 1775 году. Основной вывод из того, что написал Адамс: Америка и республика, созданная Конституцией – это не одно и то же. В то время как Америка является страной, республика – лишь форма правления, принятая для этой страны в Филадельфии в 1787 году.
«Республика, если вы сможете ее удержать», – ответил Бенджамин Франклин даме, спросившей, какой тип правления они установили для уже существующей нации, когда он вышел с этого конституционного собрания.
О чем же тогда сокрушаются наши элиты, когда говорят, что популисты, правые и трамписты ставят под угрозу «нашу демократию». Они имеют в виду не Америку как страну или нацию, а лишь политическую систему в том виде, в каком она сложилась в Соединенных Штатах. В чем же заключается угроза, которую они видят?
Предпосылкой демократии является признание и уважение результатов выборов, а если их постоянно оспаривать, это смертельная угроза. Именно в этом заключается нынешняя опасность. Тем не менее, существуют и другие предпосылки, не только для демократий, но и для стран, которые были перечислены в сборнике статей «Записки федералиста»: «Эта страна и народ, похоже, созданы друг для друга, и, видимо, таков был замысел Провидения, что наследие, столь подходящее и удобное для братьев, объединенных друг с другом самыми прочными узами, никогда не должно быть разделено на ряд антиобщественных, завистливых и чуждых друг другу суверенитетов».
Джон Джей писал об условиях формирования нации, страны и народа. Существуют ли эти условия в сегодняшней Америке. «Единый народ? Братья?» Общее происхождение, общая религия, общий язык, общие обычаи и образ жизни? Это можно сказать об Америке 1789 года. А подходит ли такое описание для Америки 2022 года? Или фраза об антисоциальных, завистливых и чуждых друг другу суверенитетах все же больше подходит для нынешней Америки?
Хиллари Клинтон однажды назвала половину сторонников Трампа, то есть почти каждого четвертого американца, «сборищем отбросов общества… расистов, сексистов, гомофобов, ксенофобов, исламофобов… фанатиков, которые абсолютно безнадежны». Допустим, что наши элиты, которые часто повторяют слова Хиллари Клинтон, сказанные о популистски настроенных правых трампистах, согласны с ней.
Почему же тогда добродетельные либералы должны продолжать политическое взаимодействие с подобным отребьем? Почему бы им не заявить, что если очередные выборы снова приведут к власти таких людей, мы не желаем быть частью системы или государства, которые породили столь неприемлемый результат? Почему захват всех трех ветвей власти такими людьми, как Хиллари Клинтон, не может стать причиной для роспуска Союза?
Как можно признавать демократию лучшей формой правления, если она может отдать республику в руки таких людей, как эти, причем, возможно, даже дважды?
Если врагами прогрессистов являются «нацисты и фашисты», почему бы прогрессистам не оказать сопротивление и не отвергнуть их правление, вместо того, чтобы сотрудничать с ними в управлении страной? Почему бы всем хорошим людям не потребовать отмены результатов выборов, которые отдали большинство таким «отбросам общества»?
Имеют ли заповеди демократии приоритет над требованиями приличия? Вместо того, чтобы править вместе с этими людьми, почему бы не держаться от них как можно дальше? Дело в том, что распасться могут не только предпосылки демократии, но и предпосылки государственности.
Опять же, американских правых сегодня принято сравнивать с нацистами, фашистами или куклуксклановцами. Как же хорошие либеральные демократы могут смириться с победой на выборах и приходом к власти нацистов и фашистов, а не попытаться свергнуть эту власть любыми средствами?
И как можно говорить об американской демократии как об образце для всего человечества, если по прошествии двух столетий существования, эта система породила десятки миллионов «отбросов общества», подобных тем, о которых говорила Хиллари Клинтон?
А если предпосылки демократии и государственности исчезают, разве раскол страны не становится неизбежным и даже желательным?
В конечном итоге, логика развития событий раньше или позже должна привести нас к рассмотрению чего-то подобного. Попытка Западного Мэриленда отделиться и присоединиться к Западной Вирджинии и попытка Восточного Орегона отделиться и присоединиться к Айдахо, могут быть предвестниками грядущих событий.
Демократия умирает, или Америка распадается?