Мы плывем на льдине как на бригантине

Славится Северный флот с давних пор,
Парни на флоте у нас на подбор

Новость о возможном появлении в составе ВМФ РФ нового объединения — Арктического флота, предназначением которого станет обеспечение безопасности Северного морского пути, была озвучена ТАСС. Мы помним, что «ТАСС уполномочен заявить», и с большой долей вероятности военный Арктфлот (ну, или просто АФ) может действительно быть образован. Как минимум эта тема в Минобороны активно обсуждается. Особенно с учётом заинтересованности России в отстаивании своих интересов в Арктике.

За всяким комментатором, берущим на абордаж тему арктического флотоводства, непременно маячит тень капитана дальнего плавания Х.Б. Врунгеля, а то и незабвенного Валентина Саввича Пикуля. — делится своим мнением политолог и военный историк Александр Зимовский. —Именно поэтому проект Арктического флота РФ, как нового военно-морского оперативно-стратегического объединения, я полагаю оставить для подкормки экспертов из Ворлд Оф Варшипс.

Мы с вами взглянем только на организационный и судоводительский аспекты. Благо, в Ленинграде, а теперь и в Санкт-Петербурге находится лучшая в мире научная школа полярного мореплавания. Есть фундамент для анализа в первом приближении.

Начинать следует с создания Комитета Севморпути, о чем Совнарком СССР и принял соответствующее постановление в декабре 1932 года. А в 1934 году ведомство приобретает привычное и сегодня название Главсевморпуть. 

Для понимания важности и статуса Главсевморпути я просто скажу, что личный состав организации имел специальные звания, соответствующие званиям в ВМФ СССР. Например «капитан Северного морского пути первого ранга», с широким галуном на рукаве, разумеется, и с голубым вымпелом. Я так подробно об этом упоминаю, потому что никакой проход военных кораблей Северным морским путем в условиях российской Арктики невозможен без судов сопровождения.

Например, когда в 1936 году Балтфлот переводил два эсминца на Тихоокеанский флот, их сопровождали пять гражданских судов с провиантом и топливом и два ледокольных судна (с запада конвой вел ледорез «Федор Литке», с востока навстречу шел ледокол «Красин»). Конвой вышел из пролива Горло Белого моря 30 июля, 22 сентября эсминцы вышли в чистые ото льда воды Берингова моря. Одна важная, а, пожалуй, и главная деталь — весь Северный морской путь эсминцы прошли со снятым вооружением, торпедные аппараты и артиллерийские установки везли в трюмах одного из пароходов сопровождения.

В Великую Отечественную войну германский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» поднимался в августе 1942 года в высокие широты до 77 градуса северной широты и вел огневой бой с вооруженными пароходами и береговой батарееей советского порта Диксон. Немцы действовали автономно, довольно часто попадали в сплошные льды, иногда скорость хода крейсера не превышала одного узла; но у них был самолет ледовой разведки, так и шли, что называется, от полыньи к полынье.

В том же 1942 году с ТОФ на Северный флот по Севморпути провели лидер эсминцев «Баку» и эскадренные миноносцы «Разъяренный» и «Разумный» («Шеер», кстати, пытался их перехватить, но успеха не имел). На походе «Разъяренный» потерял винт, а «Разумный» на 2 недели затерло льдами. Тем не менее все три корабля пришли в Североморск и дрались с немцами в водах Заполярья до конца войны.

Гитлеровские субмарины спорадически действовали на отдельных участках Севморпути до сентября 1944 года, доходя даже до 86-го восточного меридиана (а это, например, долгота города Кемерово), однако за всю Отечественную войну навигация по Северному морскому пути с востока на запад и с запада на восток шла постоянно, прекращаясь только по метеоусловиям.

В общем, военно-морские операции ограниченного масштаба на коммуникациях Северного морского пути возможны. Стоит ли тюленья шкура выделки? Это другой вопрос, а пока что вероятный противник подходы к нашей Арктике щупает настойчиво.

Теперь, поскольку я все время упоминаю метеоусловия, без учета которых война на море невозможна, нам осталось заглянуть в лоцию. Предположительно основной район операций будущего Аркфлота — Карское море и море Лаптевых. Есть еще Восточно-Сибирское море, но если мы так широко замахнемся, у нас спирта не хватит астролябию протирать.

Лоция учит нас, что на широте Диксона полярная ночь длится 70 суток, среднегодовая температура на этому участке Севморпути от минус −12ºC до −6⁰C. В Обско-Енисейском полярном морском бассейне, где и проходят караваны Севморпути, ледостав начинается около 20 октября, а очищается море в июле, причем льды продолжают встречаться в течение почти всей навигации, которая в Карском море длится от начала августа до конца сентября. Фиксировались случаи, когда навигация начиналась со второй половины июля и заканчивалась в первую декаду октября. Толщина льда ближе к началу таяния доходит до 2 метров. Мощность торосистого льда доходит до 4,5 метров. К навигации в этих морях допускаются только суда ледовых классов.

Действовать на открытой воде нынешние военные корабли здесь могут от 2 до 4 месяцев в году. Тот же “Адмирал Шеер” продержался в фазе активных действий всего неделю. В остальное время боевые корабли без ледоколов не смогут даже выйти из своих баз. Пока военных кораблей ледового класса у России нет, первый такой “боевой ледокол” проекта 23550 «Иван Папанин» заложен четыре года тому, планируют сдать его ВМФ в 2024 году. Считается, что лед толщиной до 1,7 метра ему по силам.

Что еще надо моряку? Правильно — бухты и якорные стоянки, снабжение и ремонт. В этом отношении Севморпуть хорошо оборудован, все вы слышали и про Дудинку, и про Хатангу, и про Тикси, и про Певек, всё это развитые объекты морской инфраструктуры. Очевидно, что боевые корабли будущего Аркфлота будут базироваться именно на эти порты. Либо им понадобятся новые базы в устьях великих сибирских рек.

Комментарий порталу «Свободная Пресса»