ВСЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЗНАЛИ ПРО ГЕРМАНСКИЕ ВЫБОРЫ, НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ

Это должен знать каждый немец.

Нынешние выборы в Бундестаг содержат интригу в интриге и ещё в интриге.

Три кандидата на пост канцлера, отсутствие дополнительного бонуса в виде действующего канцлера от одной из соперничающих партий, невнятное или даже условное большинство — старожилы не помнят выборов в Бундестаг с такой захватывающей повесткой.

Эпоха Меркель подходит к концу, а вместе с ней и время устаканившихся правил распила министерских постов в федеральном правительстве Германии. 

В течение десятилетий ХДС/ХСС и СДПГ делали канцлеров и вице-канцлеров, и федеральных министров по взаимному согласию, получая на выборах по 30-40%.

При нынешней ситуации будущий глава правительства, скорее всего, и на этот раз выйдет из лагеря социал-демократов или ХДС/ХСС. Но только в этой предвыборной кампании зелёная Анналена Бербок впервые заявила серьезные претензии на самый влиятельный пост в государстве от третьей силы.

Казалось бы, ну что такого? Однако сам-то я полагаю, что в германском партийном спектре что-то сместилось. Исходная численность фракции в 22% это цифра, которая невообразима для предыдущей доли ХДС/ХСС в любом коалиционном федеральном правительстве. А для СДПГ нарисовавшиеся вдруг после долгих лет упадка 25% вообще оказались немыслимым достижением. Но всё же недостаточным.

Фактически, такого сравнительно скудного результата на этот раз может хватить, только чтобы откусить немного больше при создании нового коалиционного правительства. Есть достаточно оснований полагать, что в конечном итоге все сводится к трехсторонней коалиции. Впервые в истории формирования правительств ФРГ в долю могут войти три партии, а не две, как это было всегда.

В Германии сегодня 60,4 миллиона избирателей. До 40% немцев голосуют по почте (на прошлых выборах таких было около 29%). У остальных было время до 18:00 (19:00 МСК).

Сама предвыборная кампания в публичной части своей не задалась; она проходила под знаком короны (в плохом смысле). Крупных событий почти не было, некоторые происходили только в цифровом формате. Повесточка была сильно упрощена.

Проблема климата для кампании действительно была мега-темой. Но, тем не менее, основные программные партийные тезисы по климату никак не были наполнены внятным содержанием. Вероятно, это было также связано с тем, что дебаты быстро сосредоточились на ошибках, допущенных кандидатами в канцлеры.

Сначала соискательнице зеленая Анналена неделями отмежовывалась от вранья в своем резюме, да ещё была поймана на плагиате.

Затем премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет, был смыт в унитаз наводнением, которое, помимо Рейнланд-Пфальца, особенно сильно ударило по Северному Рейну-Вестфалии (у Лашета эта трагедия вызвала здоровый смех). Кроме того ХДС/ХСС вывесила грязное бельишко, обнажив жесткие разногласия между баварским ХСС и его председателем Маркусом Сёдером, который потерпел поражение от Лашета в гонке за кандидатуру канцлера.

Тем временем кандидат в канцлеры от СДПГ Шольц мог потирать руки, поглядывая, как его личные котировки и котировки СДПГ продолжали расти. Но конкуренты не дремали, и к нему в Минфин за 17 дней до выборов зашла федеральная прокуратура ФРГ с обысками по одному таможенному делу.

 

В целом, кандидаты от основных партий подошли к финишу изрядно ощипанными, но всё ещё бодрячками. Поэтому сейчас последует обычная процедура: в понедельник утром руководящие органы партий соберутся, чтобы сделать выводы по итогам выборов.

Это будет тяжелый день для Армина Лашета. Даже если ХДС/ХСС догонит СДПГ на последних метрах, ему придется считаться не просто с серьезными электоральными потерями, а с настоящим разгромом. Недовольство политикой ХДС/ХСС в Германии копилось давно, разочарование может дать себя знать по итогам выборов. Во вторник фракции партий, зашедших в Бундестаг-2021, наконец встретятся. Затем начнутся переговоры о следующем правительстве ФРГ.

Кстати, Бундестаг нового разлива, который должен собраться не позднее 26 октября, может выглядеть даже и устрашающе. Поскольку правительство Меркель провалило эффективную избирательную реформу, ожидается угроза раздутого Бундестага, где депутатов может оказаться больше девятисот человек.

Для кандидата в канцлеры от ХДС/ХСС вопрос ясен: он стремится к “Ямайской коалиции” с СвДП и Зелеными. Это очень желательно для СвДП, но в 2017 году подобная затея провалилась. С точки зрения банальной арифметики “коалиция Ямайка” могла бы стать возможной для Лашета даже если ХДС/ХСС будет второй фракцией по численности. Но Лашет получит мандат на формирование правительства только в случае первенства ХДС/ХСС на выборах.

Согласно опросам, СДПГ, в свою очередь, могла попробовать два способа сделать Олафа Шольца канцлером. Через “Красно-Желто-Зеленый Светофор” — для этого, однако, социал-демократам пришлось бы завлечь в партнеры СвДП, несмотря их явные различия во взглядах на социальную и финансовую политику.

Или же надо идти на коалицию СДПГ/Зеленые/Левые. Но это впритык.

Сами-то Левые как раз очень даже “за”. Однако и Шольц, и Бербок явно дистанцировались от формулы СДПГ/Зеленые/Левые. Левые по-прежнему считаются угрозой, их внешнеполитические требования пугают любых потенциальных партнеров внутри Германии.

Левые стремятся к смене парадигмы внешней политики ФРГ:

— полномочия Брюсселя ограничить;
— экспорт оружия из ЕС запретить;
— сотрудничество ЕС и НАТО ликвидировать, германское военное присутствие за границей обнулить (Бундесвер цурюк, нах хаус);
— НАТО распустить или, накрайняк, Германии выйти из военных структур НАТО;
— Россия и Китай Германии не враги.

В целом, очень правильная партия.

И тут мы опять возвращаемся к голой арифметике.

Либо опять большая коалиция СДПГ-ХДС/ХСС.

Либо СДПГ/СвДП/Зелёные.

Либо ХДС/ХСС/Зелёные/СвДП

В общем, запасайтесь пивом и арифмометрами.

Такова их дислокация.