Я ЭМИР-ДИНАМИТ

Себя Остап называл полковником Лоуренсом. 
– Я – эмир-динамит! – кричал он, покачиваясь на высоком хребте. 
– Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. 
Честное слово! 
Назначу себя уполномоченным Пророка и объявлю священную войну, джихад. 
Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета?

В современном Афганистане проживает около 400 племен. Наиболее крупным этносом, сохранившим племенное деление, выступают пуштуны, составляющие приблизительно от 45 до 50% населения страны. 

Афганцы и сегодня делятся на племена, которые в свою очередь подразделяются на роды (хель, зай – искаженное зой «сын»), состоящие из семей (кор, кахол). Крупнейшими из субэтнических групп являются племенные объединения. Согласно легендарной генеалогии, четыре группы племен происходят от сыновей Кази Абдуррашида (Кайса), который принял ислам. Он был женат на дочери Хамида ибн-Валида; умер в возрасте 87 лет в 662 г. Имел трех сыновей Сарбана, Батана и Гургушта и приемного сына Карлани (или Керлани), которые явились родоначальниками следующих групп племен: 

сарбани (или сарабани), в которую входят племена дуррани (2 млн. чел.12), делятся на две ветви (пата, или пха (пша), буквально «ветвь», «колено») — зирак и панджпао, шинвари, моманды (мохманды), маллагори (муллагори), юсуфзаи, гигиани, таркланри (таркалани, таркани), халил, даудзаи, чамкани (цамкани), займухты и тарины. Из них проживают преимущественно в Афганистане: дуррани (за исключением клана ачакзай), шинвари и чамкани.  Все другие в Пакистане. Существует версия, что у Сарбана было два сына – Шарахбун (Шарафуддин) и Харашбун (Хайруддин). У Шарахбуна было пятеро сыновей, от них пошли абдали (дуррани), тарины, ширани и др. От Харашбуна пошли юсуфзаи, моманды, халилы, гильгани, таркани, даудзаи, чамкани, отманзаи и др.; 

керларни: племена джадран (дзадран), джаджи (дзадзи), мангал, вардак (вардаг), даури (давары), мукбил, тани, хугиани, марваты, вазиры, оракзаи, афридии, тури, утман-хель, хаттаки, бангаш, баннучи. Проживают преимущественно на территории Афганистана: джадран, джаджи, мангал, вардаг, хугиани, тани, мукбил;

гургушт: племена какар, луни (лурни), пани, мандохель (манду-хель), бабар, муса-хель (миан-хель), уштарани (аштарани), сафи, шилмани (шалмани), змари, машвани (мишвани), гадун. Все они, кроме сафи, проживают, главным образом, на территории Пакистана; 

от дочери Батана Биби Мато и персидского принца Шаха Хуссейна – гильзаи (1,5-2 млн. чел.), делятся на две главные ветви: западную – туран (тулар) и восточную – буран (булар), или ибрахимхель буран.
В первую входят кланы хотаки (хотеки) и тохи.

Во вторую, кланы сулейман-хель, али-хель, сахак, андар, тараки.
Все они живут преимущественно на территории Афганистана.
В группу гильзайских племен включают также проживающие на территории Пакистана племена бхитанни (битани), дотани, лохани, гандапур, джафар (джафир), хасор (хасур), ниази (ниязи), кунди.
 

Иногда подразделения одного и того же племени или клана делятся на устойчивые территориальные группы. Например, племя момандов состоит из верхних или горных («бара-мохманд») и нижних («куз-мохманд»). Клан сулейман-хель племени гильзаев делится на южную группу родов (в которую входят кайсар-хель и исмаилзаи) и северную (султанзаи и ахмадзаи). 

Некоторые роды (кланы), как упоминалось выше, имеют более высокий статус, что частично зависит от их генеалогии, а частично – от их относительного богатства или военной силы племенного ополчения. 

Племенная идентичность у пуштунов превалирует над этнической. Неслучайно поэтому даже талибы апеллировали не столько к пуштунам в целом, сколько к отдельным племенным группам, причем к гильзаям больше, чем к другим. 

В отличие от других народностей Афганистана у таджиков, составляющих до четверти или трети населения страны, племенное деление не сохранилось, и они, живя в своих поселениях, уже в течение длительного времени управлялись выборными старейшинами и государственной администрацией. Вместе с тем среди таджиков выделяются этнографические группы «кабули», «герати», «панджшери», «бадахши» и другие, отличающиеся, помимо диалектологических и культурно-бытовых особенностей, уровнем социального развития. Поэтому самоидентификация у них осуществляется по месту проживания. Например, если таджика, проживающего в Герате, спросить, кто он, то он ответит, что он герати, т.е. гератец. Житель Лагмана скажет, что он лагманец и т.п.  

Около десятой части населения Афганистана составляют узбеки, сосредоточенные в центральной части Северного Афганистана. Узбеки, проживающие в Афганистане, в прошлом имели племенное деление (племена каттарган, карлук, дурмен и др.), которое постепенно утрачивалось по мере перехода к оседлому образу жизни (в XVIII и начале XIX вв.), но у части узбеков сохранилось до сих пор (всего насчитывается более 90 племён и кланов). 

Несколько особняком стоят узбеки без племенного деления, называемые чаще чагатаями. По своей культуре и образу жизни они практически ничем не отличаются от таджиков. Не исключено, что чагатаи — потомки наиболее ранних тюркских пришельцев, давно осевших и принявших культуру местного населения. С другой стороны, можно предположить, что они — часть ирано-язычных тахаров, которые ещё в древности были тюркизированы . 

В центральной а западной частях Севера страны, по пустыням и степям вдоль бывшей туркмено-афганской границы (провинции Балх, Джаузджан, Фарьяб, Тахар, Кундуз, Бадгиз, Герат), проживает около 1 млн туркмен из племён салор, эрсари, сарык, теке и др. Каждое из туркменских племен (тайфа) делится на роды и другие, более мелкие подразделения (тире, топыр, оба, суб-оба). 

В Афганистане проживают также хазарейцы, насчитывающие около 9% населения. Они компактно заселяют горные районы Хазараджата. Хазарейцы живут также в ряде крупных городов. Их происхождение до сих пор вызывает споры среди учёных. По преданиям же самих хазарейцев, они — чистые потомки монгольских воинов Чингиз-хана. Скорее всего, хазарейцы сформировались в результате синтеза монгольских и местных — тюркских, пуштунских и преимущественно таджикских элементов. Монгольские и тюрко-монгольские завоеватели активно ассимилировали многие этнические компоненты на территории, захваченной ими в XIII в. К этому же времени относятся и первые упоминания термина «хазара» (перс. «тысяча») в военном и военно-административном смысле. Монголы ещё долго сохраняли своё племенное деление по тысячам, откуда и повелось их позднейшее название  «хазарейцы». Племена у хазарейцев сохранились до сих пор. Назовем наиболее крупные из них. Джунгури (джагури) проживают в Хазараджате, племя данкундов (дайкунди) на севере, племена данвали, як-ауланги (якауланг), шейх-али на северо-востоке и бехсуд – на востоке. Есть также племя фулади. 

Сохраняется племенное деление и у десятка других мелких народов, населяющих Афганистан. 

Таким образом, племенная организация сохранилась до настоящего времени у всех этносов Афганистана, за исключением таджиков, делящихся на этнографические группы.

Такова их дислокация.

Лалетин Ю.П., «ПОЛИТСИСТЕМА АФГАНИСТАНА КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП: ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЛЕМЁН», М. 1998 г