ТАЛИБАН И ЭРДОГАН: МЫ Ж НА ОДНОЙ КНИГЕ ВЫРОСЛИ


Сегодня 95% американских войск эвакуировались из Афганистана; к концу августа там не останется никого, кроме 650 солдат для охраны посольства США. По данным председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Милли, «Талибан» захватил около половины из 419 уездов страны. Напомню, что в прошлом месяце они контролировали 81 уезд.

По мере того как талибы развивают успех после бегства из Афганистана американских и натовских военных, эхо войны достигло Турции. Как я и предвидел, многие страны, в том числе Россия и Китай, сигнализируют о вероятно возможном компромиссе с талибами в ожидании их все более близкой военной победы в Афганистане. Официальные лица Турции, единственной страны НАТО, которая ещё держит своих солдат в Афганистане, заявляют, что они видят в Талибане потенциальное афганское правительство.

Президент Эрдоган уже успел объявить, что:

«Есть некоторые проблемы, которые не устраивают талибов. О них мы (Турция — А.З.) можем разговаривать с Талибаном, точно также, как США разговаривают с Талибаном. Причем наши переговоры с Талибаном могут развиваться более комфортно… потому что мы не имеем ничего против их убеждений».

Эрдоган сообщил об этом в контексте намерения обсудить с Талибаном вопрос о том, как Турция будет продолжать обеспечивать безопасность международного аэропорта в Кабуле. Кабульский аэропорт — это зона ответственности Турции в рамках натовских и американских операций в Афганистане. Всего турки сохраняют в Афганистане около 500 солдат, которые никогда не участвовали в боевых вылазках против талибов. Полевую оборону Кабульского аэропорта держат афганские части, турки осуществляют контрольно-пропускной и заградительный антитеррористический режим.

Эрдоган также описал своё видение развитии ситуации в Афганистане:

«Соединенные Штаты объявили о своем решении уйти из региона, но,
во-первых, аэропорт Кабула находится в ведении Турции уже 20 лет. И Соединенные Штаты также хотели, чтобы после этого аэропорт Кабула находился в ведении Турции;
во-вторых, США мобилизуют для нас свои средства в этом логистическом узле, и передадут Турции все имеющиеся в этой сфере компетенции. Кроме того, Турции потребуется финансовая и административная поддержка США в ходе этого процесса».

Однако талибы уже заявили, что иностранные войска, в том числе турецкие, должны быть полностью выведены из Афганистана. А если кто не успел, то когда враг не сдаётся, его уничтожают. Предложение Эрдогана талибы также не приветствовали.

Мулла Забихулла Муджахид твитнул 8 пунктов, озаглавленных «Заявление Исламского Эмирата относительно расширения оккупации турецкими войсками в Афганистане».

Концовка звучала решительно:

«Если турецкие официальные лица не пересмотрят свое решение и продолжат оккупацию нашей страны, Исламский Эмират и афганский народ — в соответствии со своим религиозным, сознательным и патриотическим долгом — выступят против них, и в этом случае ответственность за все последствия ляжет на плечи тех, кто вмешивается в дела других и принимает такие опрометчивые решения».

И всё же намерение Эрдогана совершенно прозрачно. Его попытка удержать за собой кабульский аэропорт обусловлена заинтересованностью в контроле над, возможно, единственным эвакуационным коридором для остающихся в Кабуле иностранных дипмиссий.

Опять же, турки не прочь снискать расположение талибов по идеологическим причинам. И если Талибан сможет сформировать какое-никакое правительство и устаканить пусть даже ограниченно признанную афганскую государственность — Иншалла! Разве не сказано в Книге:

«О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию».
(Коран,«Ан-Ниса», 4:29)

Я вижу это так, и в пользу моего предположения говорит готовность Эрдогана без колебаний использовать созвучную талибам антиимпериалистическую риторику

Опять же, через Кабул идет основной поток гуманитарных грузов для Афганистана. А ещё этот аэродром может превратиться в крупнейший портал для беженцев из Афганистана по мере того, как Талибан будет приближаться к своей цели.

Афганцы, бегущие от талибов, следуют транзитом через Иран, далее они перемещаются в Турцию.

Сегодня на турецкой территории находятся почти 5 миллионов беженцев/иммигрантов, в том числе не менее 3,5 миллионов сирийских беженцев. В 2019 году в Турцию прибыли 201437 афганских мигрантов/беженцев. В 2020 году прибавилось еще 125104 человека. В настоящее время турецкие пограничники сообщают, что ежедневно в провинции Ван ирано-турецкую границу пересекают более 1000 афганских беженцев/мигрантов.

Турки уже объявили, что на границе с Ираном идёт работа по совершенствованию системы охраны в рамках политики Fortress Europe; в некотором смысле это аналогия действий США по строительству пограничной стены с Мексикой. Замминистра внутренних дел Турции сообщил прессе, что правительство выделило бюджет в 108 миллионов евро, который предусматривает установку 141 вышки наблюдения и 109 коммуникационных вышек, размещение 85 командно-диспетчерских центров и 329 комплектов/систем беспроводных датчиков движения на границе Турции с Ираном, протяженность которой составляет 560 километров.

Турков трудно упрекнуть в излишних предосторожностях. НАТО бежит из Афганистана несколько хаотично, но хвосты при этом рубит совершенно конкретно. А чтобы не было сомнений, в том, кому достанутся афганские беженцы, канцлер Австрии Курц совершенно недвусмысленно заявил, что афганским беженцам будет гораздо лучше в Турции, чем в Австрии, в Германии, или в Швеции.

Такова их дислокация.