Рост числа экспертов-дилетантов и экспертов-селебрити: как социальные сети изменили способ получения знаний

Когда в 2007 году предприниматель в области цифровых медиа Эндрю Кин предсказал, что пользовательский фокус Web 2.0 приведет к уменьшению количества хорошо изученной и подтверждённой фактами информации — и, в свою очередь, к увеличению дилетантского мнения — он явно кое-что понимал.

Спустя более десяти лет прогноз Кина, судя по всему, сбылся. Интернет сегодня — это источник, казалось бы, бесконечного количества легкоусвояемого материала. Бесчисленное количество людей вносят свой вклад в «фактологическую» часть, а также продвигают свое собственное мнение как факты. Через Facebook, Twitter и Instagram люди, особенно знаменитости, также могут продвигать продукты и идеи гораздо более оперативно и наглядно. А также представить себя или заново открыть как экспертов в совершенно иных областях, нежели те, в которых они приобрели известность.

Эксперты-дилетанты

Создание и продвижение, к примеру, модной одежды – старая сфера, но в последние десять лет ряд селебрити развили её дальше. Они отошли от занятий, которые сделали их знаменитыми — актерского мастерства, пения или спорта — и заново открыли себя как бизнесменов. Теперь селебрити — больше, чем просто промоутеры определенных продуктов и те, чей стиль следует просто копировать. Они идеальны для модного образа жизни.

То, что селебрити начинают заниматься бизнесом, не является сюрпризом. Тем не менее, то, как они перенимают опыт в вопросах, в которых у них нет базовых знаний — новый поворот в сфере. Spice Girl Виктория Бекхэм сейчас, например, модельер, а актриса Гвинет Пэлтроу — гуру в области образа жизни и «здоровья». Когда Бекхэм впервые запустила свою линию одежды в 2008 году, модные редакторы отнеслись к этому скептически, но такие влиятельные журналы, как Harper’s Bazaar и Vogue, оказались под впечатлением. Несмотря на отсутствие очевидного образования в дизайне — ее первоначальный «опыт» в этом вопросе возник из ее личного интереса к стилю и съёмках в модной одежде — Бекхэм недавно отпраздновала десятилетие деятельности в качестве модельера.

Точно так же «бренд современного образа жизни» GOOP актрисы Гвинет Пэлтроу продает кремы для лица и другие продукты, посвященные здоровью и красоте. Они одобрены самой Пэлтроу, а участвующие в проекте врачи помогают отстаивать так называемые лечебные аспекты некоторых из ее продуктов. Несмотря на хор критики в адрес актрисы и «псевдонауки» её компании GOOP, в настоящее время фирму оценивают в 250 миллионов долларов.

Слава и факты

Использование Интернета в качестве инструмента для продвижения селебрити также помогло бывшему бизнесмену Дональду Трампу. Несмотря на то, что он никогда не занимал пост губернатора штата (общий путь к политической власти и президентству в США) и не имел политического опыта, Трамп смог стать президентом США. Не в последнюю очередь его успех был связан с кампанией в социальных сетях, которая основывалась на его знаменитой «откровенной речи», а не на политической риторике.

Этим новым экспертам даже не нужно быть знаменитыми в другой сфере, чтобы начать делиться знаниями с остальными. К примеру, Элла Миллс, британский блогер, которая, ведёт публичный дневник своего здоровья и экспериментирует с едой, стала стойким сторонником «чистого питания» (хотя с тех пор она пыталась дистанцироваться от этого термина). Это помогло запустить ее бренд «натуральных и честных» продуктов, Deliciously Ella, хотя у женщины нет опыта работы диетологом.

Теперь любой, у кого есть учетная запись в Twitter, Instagram и свое мнение, может продвигать его в сети, а знаменитости могут напрямую взаимодействовать с фанатами, показывая им, как следовать их собственной впечатляющей жизни.

Хотя социальные сети можно считать силой добра в области образования, преобладание в этой сфере субъективного мнения — а не объективного опыта — может негативно повлиять на сами экспертные знания и классический подход, когда вы тратите время на образование и получаете квалификацию в выбранной области, прежде чем претендовать на возможность экспертизы.

По мере того, как все больше людей обращаются к Интернету и социальным сетям за информацией любого рода, возможно, в будущем будет гораздо труднее найти точку зрения, основанную на эмпирических и фактологических исследованиях, поскольку теперь и практики и дилетанты представлены в одном месте. Недавний пример этого — широкое распространение лженауки. Сама лженаука основана на дилетантском мнении, и проблема заключается в том, что социальные сети становятся платформой для ее сохранения. Очень легко найти информацию, которая подтверждает ту или иную точку зрения, но не оспаривает ее.

Поскольку социальные сети доказали, что люди могут добиваться успеха в новой для себя сфере без очевидной квалификации или подготовки, а точка зрения серебрити все больше влияет на взгляды масс, научный опыт, вероятно, может оказаться под угрозой. И поскольку социальные сети создают финансовые стимулы через маркетинговые возможности, власть этих «экспертов» может возрасти, создавая совершенно новый сдвиг в получении знаний. Первоначально Кин предсказал, что интерактивные медиа, вместо расширения и разнообразия знаний, неизбежно приведут к цифровому нарциссизму и все большему сужению личности. Хотя многие люди получили финансовую выгоду и социальный статус в результате, качество знаний, полученных из социальных сетей, становится все более низким и трудно поддающимся измерению.

Рост числа экспертов-дилетантов и экспертов-селебрити: как социальные сети изменили способ получения знаний

Оригинал: Scroll